Аутсорсинг, аутстаффинг, привлечение консультантов и независимых директоров становятся актуальными в сегодняшних требованиях по повышению эффективности бизнеса. С другой стороны, по мере профессионального роста сотрудников они все чаще предпочитают работать вне штата, переходя в категорию свободных агентов – фрилансеров. Приказы об увольнении сменяются договорами на оказание услуг, отделы – проектными командами, работодатели становятся клиентами.
В союзе или в штате?
Стремительный рост инноваций и специализации в самых разных сферах деятельности, узость казахстанского кадрового рынка ведут к тому, что возникает острейший дефицит профессионалов по далеко не короткому списку специальностей. Добавим к этому ментальность казахстанцев, для которых обычное дело после первых успехов в работе рискнуть и уйти в самостоятельное плавание.
Рынки профессиональных услуг для бизнеса – это не столько конкуренция между компаниями, сколько личные первенства со своими звездами, людьми-брендами и профессиональными тусовками. Анализируя их, можно обнаружить две параллельные тенденции. Первая: большинство фрилансеров – это выходцы из средних и крупных компаний. Вторая: многие узкие специалисты, работающие в штате, рассматривают для себя возможность стать свободными агентами.
Основными причинами добровольного выхода «за штат» можно назвать следующие.
Достижение карьерного потолка в компании
Несмотря на широкую распространенность данного явления, оно сравнительно редко является причиной перехода во фриланс. Невозможность дальнейшего роста в компании или бизнес-группе обычно характерна для командного состава, «кадровых офицеров» бизнеса. Здесь, по аналогии с армией, целесообразнее переждать и возглавить другую воинскую часть или уйти в генштаб, чем создавать собственный партизанский отряд. Лишь по мере исчерпания карьерных возможностей, например, достижения максимальной профессиональной должности (выше только политические) в компании-лидере отрасли, возможны переход в сферу стратегических решений (советник, член совета директоров) либо создание собственного бизнеса.
Недостаточная материальная компенсация
Данная причина характерна для специальностей, работа по которым универсальна и не различается в разных компаниях и даже отраслях. Это IT-специалисты, бухгалтера, переводчики. Материальный выигрыш достигается за счет оказания одних и тех же услуг разным организациям, из-за чего доходы фрилансера могут в разы отличаться от штатного работника. Большим минусом «одиночек» являются значительные временные затраты на продвижение собственных продуктов. Услуга универсальная, рынок конкурентный, а значит, и количество заключенных контрактов может быть небольшим (в сравнении с числом контактов), как, например, у рекламных или страховых агентов.
Стремление реализовать себя в самостоятельном проекте
Встречается в новых бизнесах/направлениях, где низкая конкуренция на рынке и можно без большого риска уйти из крупной компании в отдельный проект или свой бизнес. Как правило, связи с работодателем не разрываются, и сами проекты часто возникают как компромиссный вариант дальнейшей работы. Например, на страховом рынке сегодня востребованы услуги независимых актуариев, оценщиков и аджастеров, нишевых страховых агентств, брокеров для среднего бизнеса.
Потеря мотивации, драйва, желание стать предпринимателем
В обоих случаях речь идет о небольшом проценте пассионариев, жизненной и деловой активности которых тесно в рамках одной организации. Часто на старте проекта его продвигают антрепренеры, которым затем становится скучно в устоявшемся бизнесе. Для них запуск собственного проекта является хорошим мотиватором, и в этом кроются большие возможности для их бывших работодателей. Сложность здесь в поиске незакрытых рыночных ниш, куда работодатель мог бы направить освободившуюся предпринимательскую энергию.
Стратегии работодателей в отношении уходящих по неотрицательным мотивам сотрудников зависят, увы, в основном от личного фактора – особенностей акционера или руководителя. Можно согласиться, что далеко не каждый работодатель нормально отнесется к уходу лучших и постарается сохранить их хотя бы как консультантов. В постсоветских странах с их преимущественно патерналистским характером управления владельцы бизнеса часто воспринимают своих работников, особенно, выросших в их компаниях, как часть собственного клана/команды/семьи. Уходящие люди воспринимаются почти как предатели, и при такой постановке вопроса сотрудничества с «бывшими», как правило, не возникает.
В этом плане более реалистичны (и прагматичны) работодатели, сами в недалеком прошлом бывшие наемными работниками. Им легче понять карьерную логику уходящих сотрудников, найти взаимоприемлемые варианты совместной деятельности.
В общих чертах действия работодателей укладываются в канву двух не взаимоисключающих решений: сотрудничество и немедленное или последовательное расставание.
Оставить сотрудника в сфере своего бизнеса
В настоящее время в Казахстане активно развивается экономика бизнес-групп, а не отдельных компаний. Даже очень небольшие по объемам активов бизнесы обычно сильно диверсифицированы, а предприниматели находятся в постоянном поиске тем и ниш. Поэтому в случаях совпадения планов работодателя и уходящего сотрудника, под последнего может быть организован специальный проект, возможно, с предоставлением ему миноритарной доли или опциона. Это наиболее идеальный вариант сотрудничества, требующий тем не менее четкой регламентации как предстоящей работы, так и будущих амбиций младшего партнера.
В случае возможного ухода целого ряда ценных кадров работодатель может пойти и на такую крайнюю меру, как разукрупнение бизнеса на дополнительные юниты и проекты. При этом, даже если синергия от этих новых бизнесов незначительна, очень важно сохранить экс-команду, позиционируя ее уже как группу управленцев и собирая их вместе как неформальный совет директоров.
Довольно стандартным методом является передача отдельных функций/направлений в аутсорсинг. Но будучи широко разрекламированной темой, на практике аутсорсинг часто оказывается неполным – ключевой специалист остается в штате, передавая в аутсорсинговую компанию своих подчиненных. Причины использования аутсорсинга в казахстанских компаниях не всегда понятны и прозрачны; также неизвестно и то, в скольких случаях это было вызвано уходом ключевого сотрудника.
Временное или окончательное расставание
Отправить уходящего сотрудника в «народное хозяйство» – простейший вариант расставания, но и самый проигрышный. Таких случаев – подавляющее большинство, это настоящая база данных для изучения корпоративных конфликтов и неэтичного поведения.
Направление на «курсы повышения квалификации», т.е. в другую компанию или отрасль, с возможным последующим возвратом на более высокую позицию, встречается редко.
Распространенной практикой стало перемещение первых руководителей в совет директоров. Понятно, что не всегда такое решение бывает продиктовано производственной целесообразностью, чаще всего это политические ходы. Тем не менее это довольно корректный выход из сложных, даже щекотливых ситуаций. Экс-руководители получают временную передышку для своего трудоустройства или репозиционирования внутри бизнес-группы. Все-таки статус члена совета директоров является высоким и не всегда может быть воспринят бизнес-сообществом как явное понижение или отстранение. Более того, на этом месте, своеобразном «непаханом поле», могут раскрыться новые качества и компетенции «бывших первых».
Аутсорсинг: командировка или плавный уход?
Классические виды аутсорсинга осуществляются в IT, бухгалтерском учете, продажах, региональных представительствах, ремонте и обслуживании, пиаре, отдельных HR и других функциях.
Здесь можно ввести понятие Outsourcing Light. Его основными признаками являются следующие:
• Основной заказчик – это бывший работодатель, возможно, и в долгосрочном периоде.
• Некоторые переменные расходы делятся между заказчиком и исполнителем.
• Часть работы по аутсорсингу фактически осуществляется силами штатных сотрудников, как минимум, на первое время.
• Иногда организации, созданные для аутсорсинга, используют бренд материнской компании.
Преимущества аутсорсинга для работодателя подробно раскрыты в деловой литературе и периодике, тем не менее, выделим некоторые из них:
• Сокращение издержек (расходы на отпуск, командировки, компенсационные пакеты, содержание рабочих мест).
• Вывод деятельности, переданной в аутсорсинг, из-под контроля регулирующего органа.
• Повышение качества услуг, переданных в аутсорсинг, особенно, когда они оказываются также другим компаниям.
• Совместная «работа над ошибками» по услугам, переданным в аутсорсинг, не всегда возможная при работе со сторонней организацией.
Третья власть консультантов
Если взять аналогию с властью в обществе (исполнительная, законодательная, судебная, СМИ), то в современном бизнесе, помимо двух главных источников власти – акционеров и менеджмента – существуют и такие, как потребители, поставщики, государство и другие. С точки зрения степени воздействия на внутренние процессы и решения в компании можно выделить и консультантов как определенную категорию лиц, обладающих серьезным влиянием на руководство.
При такой постановке вопроса для работодателя критично отдать эту ветвь власти специалистам, в чьей компетенции и моральных качествах он не сомневается. То есть это могут быть и бывшие сотрудники, для которых такой консалтинговый проект может стать новым вызовом, проверкой профессионализма в глазах недавних коллег.
Сотрудники выводятся за штат и приглашаются в качестве консультантов по своему виду деятельности. При этом они могут быть внешними и внутренними консультантами. Внутренние консультанты берутся в штат на особых условиях – прямое подчинение топ-менеджеру или акционерам, либо работают при советах директоров или советниками первого руководителя.
Плюсы такого неклассического подхода очевидны. Консультанты «из бывших» хорошо знают специфику бизнеса, членов команды, также экономится время на психологическую притирку консультанта и представителей компании-заказчика. Минусами здесь являются возникновение «тепличных» условий для начала собственной консалтинговой деятельности (гарантированный заказ, более «льготные» условия по степени сложности задач и срокам), а также то, что штатными сотрудниками, особенно менеджментом, консультанты не воспринимаются как равноправная сторона; наделение же консультантов какими-либо полномочиями фактически вводит их в статус штатных работников. Здесь необходимо тесное сотрудничество консультанта с топ-менеджментом, обоюдное понимание необходимости такой работы.
Свой среди чужих
Среди современных инструментов HR, относящихся к внештатным работникам, следует отметить аутстаффинг (outstaffing), то есть предоставление или лизинг персонала без включения временных работников в штат компании.
Согласно исследованию британского журнала HR Executive из десяти тенденций, на которых сфокусировано внимание HR-специалистов во всем мире, несколько касаются аутсорсинга, составной частью которого можно рассматривать аутстаффинг. Это:
• Оффшоринг, т.е. внешний аутсорсинг, например, перевод рабочих мест в другие страны, в основном в Индию и в Китай.
• Изменения в форме труда, касающиеся внедрения таких форм как оффшоринг, аутсорсинг, удаленная занятость, привлечение сотрудников по контракту.
• Аутсорсинг функций по управлению персоналом; устойчивый рост этого рынка будет наблюдаться еще в течение 3-4 лет.
Договор аутстаффинга выгоден:
• компаниям с ограничениями штатного расписания, например, предприятиям малого бизнеса;
• иностранным компаниям, начинающим работать на каком-либо локальном рынке;
• компаниям, ориентированным на конкретный бизнес, например, IT, в целях концентрации усилий на нем;
• компаниям, использующим временный персонал;
• компаниям, у которых существует жесткий конкурсный отбор сотрудников, для проходящих испытательный срок;
• компаниям с большим объемом работы бухгалтерии и кадровой службы.
Второй путь, который ведет к заключению договора аутстаффинга – это эволюция HR-компаний, предоставляющих услугу подбора персонала, когда аутстаффинг «вырастает» из лизинга персонала. В этом случае услуга аутстаффинга распространяется на подобранный персонал, который по какой-либо причине работодатель не планирует зачислять в штат.
Потенциальной проблемой может быть недовольство персонала, переведенного в штат исполнителя по договору аутстаффинга. Часто проблема снимается посредством увеличения социального пакета, который получает переведенный сотрудник. Также возможно возникновение напряжения между заказчиком услуги аутстаффинга и исполнителем из-за опасности утраты конфиденциальной информации клиента.
Общей проблемой всех компаний, занимающихся аутстаффингом, является отсутствие данного понятия в казахстанском законодательстве.
По мнению специалистов из рекрутингового бизнеса, в Казахстане, за исключением нефтегазового сектора, порядка 60-70% случаев использования аутстаффинга происходит в FMCG, где представители иностранных торговых марок числятся в компаниях-дистрибуторах.
© National Business №85 (2011)