Данный материал представляет экспертную позицию Валентина Перции[1] относительно того, что такое брендинг, и как его практикуют.
Понятия
Медленное развитие брендинга, туманность и размытость его понимания в нашем бизнесе Перция объясняет тем, что большая часть рынков и компаний только приблизилась к реальной конкуренции и клиентоориентированности. Именно по мере усложнения рынков актуализируется главная брендинговая задача – «изменить и управлять отношением потребителя к вашей компании и продукту».
Ситуацию хорошо иллюстрирует матрица «экономики опыта» (рис. 1 ), в которой представлено развитие рынков в контексте изменения трех основных параметров: конкурентная тактика, желания потребителей, цена.
Как говорит Перция, даже такой обычный товар, как колбаса, проходит все стадии – сначала продается любая более или менее качественная колбаса (commodity), затем качественная колбаса по разумной цене (товар), наконец, – лучшая колбаса в лучших магазинах (сервис, переходящий в опыт).
Мы, по всей видимости, находимся на полпути или в самом начале зоны брендинга (между товаром и сервисом).
Перция рассматривает теорию брендинга сквозь призму эволюции маркетинга, в чем опирается на свой богатый опыт работы в рекламном бизнесе.
В основе всего – развитие или усложнение ответа на ключевой вопрос бизнеса как побудить потребителя покупать именно ваш товар.
Начиная с концепций AIDA[2] (1896), AKLPCP, AIETA1 (1960-е), их суть формируется вокруг стремления реагировать на особенности принятия потребителем решения о покупке товара. Речь идет о вариациях способов привлечения внимания, вызова интереса, желания и побуждения к действию; дальше концепции фокусируются на уникальности товара (USP) и его потребительских свойствах; после – эмоциональность (ESP). И вот мир в эпохе брендинга, когда потребление товара – это опыт, связанный также с переживанием набора чувств и ощущений.
Здесь и далее эксперт дает ряд экскурсов в особенности мышления потребителя – законы ассоциаций, связи атрибутов товара, стоящих за ними преимуществ/выгод, превращающихся или взаимодействующих с ценностями потребителя. Схематично представлена «Модель бренда Brand Essence» в виде колеса (рис. 2). Любопытным элементом в колесе является слой, отвечающий за одушевление бренда, наделение его свойствами человеческого характера. Например, Nike, если был бы человеком, то являл собой персону харизматичную, стильную, талантливую, одаренную. Gillette как человек был бы уверенным в себе, успешным, привлекательным. На своем мастер-классе Перция предложил бы вам описать свой бренд как человека.
В целом, бренд согласно Перции – это концепция обеспечения потребителя пользующейся спросом выгодой в очень четко отличимой от всех манере. Центральный элемент конструкции – выгода – раскладывается на такие зоны, как эмоциональная, психологическое, социальная, функциональная и др.
Концепция достаточно четко и ясно представлена в книге Перции «Анатомия бренда». Есть там и анализ причин существования бренда как социального явления, стоящих за этим особенностей психики и комплексов современного человека. Логично и практично, поскольку именно в сознании потребителя и существуют все бренды.
Но еще более практичной вещью можно посчитать единственное в мире «количественное определение бренда». По мнению Перции, товар можно считать брендом, если:
• он физически доступен 75% потенциальных покупателей из целевой аудитории;
• 75% целевой аудитории могут точно по названию бренда описать отрасль его деятельности;
• минимум 20% покупателей из целевой аудитории пользуются им регулярно;
• минимум 20% покупателей из целевой аудитории могут правильно назвать основные описатели бренда;
• существует на рынке не менее 5 лет;
• покупатели готовы платить за него цену, превышающую среднюю цену на аналогичные товары в категории.
Действия
Консультант предлагает практические инструменты и конкретные алгоритмы. Описывается последовательность действий, призванных дать ответ на следующие вопросы (рис. 3).
Кто потребитель? Почему будет покупать? Что он сейчас делает (покупает)? Что именно его заставит покупать наше? Как именно его заставить это делать (что пообещать)? Почему он этому поверит? Как проверить результат?
Хотя и не возникло ощущения принципиальной новизны как от прочтения книги, так и от проводимого лично Перцией мастер-класса «Курс бренд-бойца», заслуживают внимания целостность предлагаемого алгоритма и его практичность.
Например, обсуждение ошибок на стадии изучения потребителя, его сегментации. Практический интерес представляет и создание модели поведения покупателя, согласно которой он должен отреагировать на наш товар. Механика процесса включает правильное моделирование представлений о существующем на рынке предложении, идеальном товаре, вычленении уникальных позиций именно вашего товара.
Далее речь идет о комплексе действий, призванных заложить сконструированную модель в голову потенциального покупателя.
Здесь также множество практических рекомендаций – например, вовлечение и составление брифов для целевых сотрудников компании (из разных подразделений) и внешних партнеров, что и является объединением усилий тех, кто выводит продукт на рынок (физически дистрибьютирует) и тех, кто его производит, пакует, рекламирует. Именно плохие коммуникации становятся камнями преткновения. Для этого предлагаются практические рекомендации. Например, как и для чего составляются описания рынка и стратегии на одном листе; оформляется «библия бренда», в чем ее отличие от «бренд-бука» и др.
В целом, в брендинге Валентин Перция оперирует теми же инструментами, что и специалисты в маркетинге. Главное – это их более тонкое, дисциплинированное и глубинное применение (настройка, тюнинг). Для наглядности Перция удачно использует аналогию с принципом работы радио.
Самая суть
Перция акцентирует внимание на том, что все, что он предлагает, просто технология. Между тем большинство средних по размеру и успешных компаний/брендов строится на интуитивном подходе владельца и топ-менеджмента к своему продукту и покупателю. На уровне простой заботы – как продать. Встающий каждое утро с одной и той же мыслью человек, естественно, вкладывает в свой бизнес необходимую долю личной души, энергии, идей.
Перция предлагает владельцам и специалистам понять основные принципы и технологию, которые приводят действия в систему и тем самым дают гарантии «на 80%, что результат будет достигнут. Остальные 20% – это воля рынка, конкурентов и прочих обстоятельств».
Но эксперт подчеркивает главенство энергии и души самого предпринимателя. Именно этим он объясняет рождение и здравствование многих мировых брендов-легенд задолго до канонизации самого брендинга. Этим объясняются и яркие вспышки брендов на небосводе постсоветского рыночного пространства.
В простой беседе «по понятиям» Валентин обезоруживающе искренен и прост: «В брендинге, по большому счету, ничего принципиально нового нет. Это всего лишь еще один шаг навстречу потребителю, к вызову в его сознании нужного для вас восприятия вашего товара».
© National Business №85 (2011)
[1] Один из ведущих специалистов по брендингу в СНГ, гендиректор и совладелец компании BrandAid, автор книг «Брендинг. Курс молодого бойца» и «Анатомия бренда». Создал более 40 новых брендов на рынках Украины и России.
[2] AIDA – attention, interest, desire, action ; AKLPCP – awareness, knowledge, liking, preference, conviction, purchase; AIETA – awareness, interest, evaluation, trial, adaptation; USP – unique selling proposition; ESP – emotional selling proposition.