Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
23:27, 12 июня 2011

Современные тенденции развития в психологии

Если мы взглянем на современное положение вещей в психологии, то мы увидим картину из басни Крылова: «Лебедь тянет в небеса, рак пятится назад, а щука тянет в море». Не существует единого мнения о вопросах, которые перед собой ставит современная психология. Это приводит к тому, что разночтения появляются уже на уровне постижения психологической науки.
Придя в магистратуру, я столкнулся с проблемой выбора, кого слушать. Джакупов на своих лекциях знакомит нас со своей точкой зрения, Агеев на своих лекциях предлагает свою точку зрения, а Осипов говорит, что и то, и другое неверно.

Хотя лучшим бы путем было познакомить магистрантов, которые в будущем придут на замену и Агееву, и Джакупову, и Осипову, с основными проблемами, что стоят перед психологами на данный момент. По моему мнению, одна нерешенная проблема, которая стоит перед психологической наукой, во много раз важней, чем сотни проблем, которые психологическая наука уже решила и идет по проторенной дорожке, как будто так и должно быть.
Так вот, учитывая свое первое педагогическое образование, я вижу развитие психологии со студенческой скамьи. Возможно, кто-то предложит еще ранний путь – со школьной скамьи. Однако, на мой взгляд, данный путь неверен. Неверен он по той причине, что средний школьник, в силу своего умственного развития, способен схватить вершки психологии, не встречаясь с тем, что находится внутри. «Зри в корень», - говорили братья Жемчужниковы и Алексей Толстой. Эта фраза применима и к современной психологии.
Так что же происходит с психологией на студенческой скамье? СДПД Джакупова предполагает создание общего смыслового фонда, когда как на деле получается поглощение смыслового фонда студентов смысловым фондом преподавателя. Данная проблема приводит к тому, что на выходе система образования получает психологов с уже заложенной программой развития, способных к развитию «вперед», но неспособных к развитию «вширь».
С другой проблемой мы встречаемся в тот момент, когда начинаем сличать деньги и психологический процесс. Испокон веков развития психологической науки мы замечаем одно и тоже – психология неразрывно связана с деньгами. И психолог, который не берет деньги за свой труд, не может считаться настоящим психологом. Я полностью поддерживаю данное мнение, но давайте взглянем на этот вопрос под другим углом зрения.
Психолог берет деньги за то, что клиент разрешает свои проблемы или пытается их разрешить при помощи психолога. В этом мне видится принцип работы психолога. Но как только психолог начинает решать свои проблемы при помощи денег клиента, то равноценного обмена уже не получится. Пример? Да пожалуйста.
Познакомить со своей теорией преподаватель способен и сам. Ведь он эту теорию построил, она является его детищем, часть него самого. Но студент покупает книжку преподавателя, где преподаватель дал лишь сухое описание теории и несколько экспериментов. В итоге студент остается у разбитого корыта, ведь получается замкнутый круг – преподаватель отсылает к книжке, после прочтения книжки появляется огромное количество вопросов к преподавателю, но преподаватель вновь отправляет к книжке. Так отчего же психологическое знание будет живым, если постигают его чаще всего с помощью мертвого текста книг, написанных псевдонаучным языком.
Благодаря такому положению вещей чаще всего появляются вопросы о том, как будет тот или иной феномен называться, а не о том, в чем их суть. И разговоры психологические становятся близки к софистике, когда в ходе разговора разговор становится важней, чем предмет разговора.
Когда человек общается с другим человеком, он становится больше, потому что к своему внутреннему миру он добавляет частичку внутреннего мира своего собеседника. И последний получается аналогичное от этого человека. Так почему эта данность теряется в процессе постижения психологической науки? Ответа на этот вопрос я пока получить не могу, но очень к этому стремлюсь.
А если говорить о тенденциях развития современной психологической науки, то когда психологические знанию придут к порядку, а это случится ближайшее десятилетие, потому что сама психология не позволяет закрыться маленькой темной комнате единого психологического мнения. Как только современный психолог останавливается на пути постижения психологического знания, сама психология дает путь для развития этому психологу.
К тому же сама профессия психолога предполагает то, что психолог должен сторониться ортодоксального отношения к психологической науке. В тот момент, когда психолог приходит к истине в последней инстанции, он уже не способен быть психологом.
Но психологическая наука молодеет. Все чаще ей увлекаются люди молодые, способные что-то поменять или прийти к чему-то новому. Все больше психология интегрируется с другими науками, что позволяет расширять область психологического знания и не позволяет входить в цикл, из которого потом уже выйти практически не представляется возможным.
Данные факт говорят о том, что психология находится не в кризисе, а, напротив, она испытывает колоссальный подъем. И если кто-то не будет мешать ей дальше этот подъем испытывать, то вскоре мы познакомимся с новой психологической наукой, которая будет больше, чем то, что мы имеем сейчас. И чище, чем то, что мы имели раньше.
0
194
0