Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
14:41, 11 июня 2011

О проблеме Интеллекта и о том, как готовится к Новому ЕНТ

Platon.kz /Сабир Ошакбаевич/ - В Ежегодных Посланиях, Инициативах и Проектах Президента РК Нурсултана Абишевича Назарбаева много внимания и заботы уделяется формированию, воспитанию и развитию всё более активного, интеллектуального и культурного Человека и Подрастающего Поколения. Действительно, жизнь ставит перед нами всё новые и новые задачи и проблемы. И порой человеческий фактор имеет решающее значение, очень нужны конкурентоспособные, целеустремлённые и высокоинтеллектуальные люди.

Заранее прошу прощения за многословье, лирические отступления и стиль. Я хотел быть убедительным, поэтому иногда оживлял текст, а не писал скучные нотации кому-то.

Безболезненно приму корректную критику, и буду благодарен за любое обсуждение.

Известно, что в НЦОКО (Национальный центр оценки качества образования) открыты две лаборатории, создающие тесты нового поколения, т. е. тесты на измерение способностей. Проводится серия семинаров, на которых специалисты международного уровня (американец Марк Зелман, россиянине Исак Фрумин и Алексей Нурминский) обучают написанию тестов нового поколения, мы обсуждаем новости и опыт других стран. Я езжу на эти семинары в Астану и не понаслышке узнаю об инновациях. Уже сейчас в ЕНТ включаются вопросы, измеряющие логические способности. Население, учащихся и учителей школ постепенно готовят к переменам, они должны уже сейчас перестраивать свою работу и готовиться к новым требованиям жизни.

Невольно вспоминаю слова из одной оперы: «Сатана там правит бал, люди гибнут за металл». Я впервые услышал их в детстве, по – моему ария Мефистофеля из одноимённой оперы в исполнении любимого мною  Муслима Магомаева. Я думал тогда и не понимал, кто же нас спасёт и от чего. Я жил с замороченным сознанием и неуверенно ждал светлого будущего – коммунизма, неуверенно, так как ощущал несовершенство этого Мира. И вот он наступил … Не коммунизм конечно, а тот Мир, о котором пел  мой любимый певец.

Легче всего занять пассивную позицию: «На всё воля божья!»  и ничего не делать. Я был в школе и университете отличником, т. е. хотел всегда отличиться. Поэтому  хочу крикнуть, чтобы все меня услышали. Я   – работник образования, к тому же с детства меня слегка заморочили тем, что есть всё-таки лучший Мир. Может кому-то это покажется фантазией и неосуществимо в этом мире. Я не буду вслух говорить этим людям, что я о них думаю. Но не зря говорят - мечтать не вредно.  С годами я всё больше и больше убеждаюсь в том, что Мир спасёт Интеллект. У интеллектуалов светлые душа и аура, у них нет агрессии и прочих дурных наклонностей.

Ведь ещё В. И. Ленин (а он и сейчас авторитет, что бы про него не говорили) говорил, что надо бороться со старой школой зубрёжки. К сожалению, зубрёжки в школах много и учителей, требующих этого достаточно. Пора всё-таки воспитывать думающих людей. Многие учителя математики, с которыми я общаюсь, говорят, что достаточно сделать шаг в сторону, дать небольшую творческую задачу и ученик не может решить её. Всё это из-за зубрёжки, т. е. нет понимания сути изучаемого материала, явлений и т. д. Порой идёт бездумное «усвоение» учебного  материала. Необходимо формировать и закреплять привычку думать. Ведь мы воспитываем порой «роботов» и исполнителей. Опасно, когда человек перестаёт думать и размышлять, а следует инстинктам и рефлексам. Например, я отношу к хватательным рефлексам жажду бездумной наживы (то, что делают отморозки), к инстинктам самосохранения - приспособленчество.

Я родом из детства (шаблон, А. Экзюпери) и, повторюсь, работаю в образовании. Что нам  делать с нашим будущим - детьми, да и настоящим - взрослыми? Я готов наметить цели. Прямо вождь какой-то! А вот они – и цели:

Формирование, воспитание и развитие у населения интеллектуальных привычек и способностей.

Формирование, воспитание и развитие у населения через это культурных привычек и склонностей, духовного мира, т.е. цивилизованности.

Создание школ нового типа и переориентация школ на школы,  ориентированные на развитие интеллектуальных способностей детей, а не на только получение знаний.

Кто может работать в таких школах?

Те, про кого говорят: «У него светлая голова!»

Есть разные виды интеллекта. Я не буду разглагольствовать на эту тему.

Инструментарий, т. е. через что можно развивать интеллект.

Поскольку я  учитель математики и информатики, то могу предложить развитие интеллекта через свой предмет. В эти школы могут привлекаться и другие учителя - предметники, а также люди, занимающиеся своим делом интеллектуально,  и развивать интеллект через свой предмет или дело.

С чего начать?

С малого, для начала открыть в населённых пунктах небольшие интеллектуальные центры. Сейчас бизнесмены нам, в основном, предлагают кафе, рестораны, увеселительные заведения и магазины, не хватает культурных заведений. Нас хотят убедить в пользе элементарного потребления. А что происходит с душой и разумом, их мало интересует. Население нужно убеждать в том, что ему необходимо не столько хлеб и зрелища, а интеллектуальная пища. Значит, нужны ещё и культурные, интеллектуальные заведения тоже.

Все желающие, взрослые и дети, даже и педагоги, могут получать там удовольствие от интеллектуальных занятий. Я думаю, что есть достаточное количество серьёзных людей, приветствующих эту идею, понимающих суть проблем и желающих её поддержать духовно и практически.

Разумеется, накопленный практический опыт может быть использован в школах. Эти Центры могут послужить локомотивом переориентации школ на развитие интеллектуальных способностей. Да и сами Центры только выиграют от быстрой обратной связи. Диалектика развития нам всем известна! Да, да, по спирали! Хочу пошутить, всё «више и више» (из «Кавказской пленницы» Гайдая, грамматической ошибки нет, на слух так звучит). Ведь на деле то, что спускается сверху ( инициатива сверху), то, что придумывают учёные мужи, сидя в кабинетах, и начинают исполнять чиновники и образовательные учреждения, порой принимает форму чего-то непонятного, а значит и ненужного, порой извращается при исполнении. Как говорил один классик: «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет!» Нельзя всё расписывать от и до! Это почему-то всегда преследует нас, это какое-то наваждение! Во все времена, начиная с времён царя Гороха! А потом жалуемся на инфантилизм! Дайте возможность быть взрослыми, т. е. более самостоятельными!

Проще говоря, нужно больше доверять людям на местах, там тоже есть здравомыслящие и умные люди. Да и ответственность у них тоже есть. Каждый пойдёт своим путём к цели, все будут искать истину, читать, думать (вот вам и развитие интеллекта ответственных за образование людей на местах), в конце концов, перенимать опыт, а не бездумно исполнять и порой просто отписываться, так как всё регламентировано и проинструктировано сверху. Замечу, что и цели у всех одинаковыми не будут, как говорится лишь бы были счастливы. Потом нельзя всё-таки всех под одну гребёнку и сравнивать по одним критериям. Жизнь нельзя загонять под одну схему!

А верхним эшелонам остаётся больше времени на мониторинг, они могут быть своего рода жюри. И главное, чтобы они были доброжелательны в хорошем смысле этого слова. По успехам будет видно, где правильнее работают! Успех опять же трудно регламентировать и дать ему строгое определение. Может получиться опять же однобоко. Здесь, повторюсь, лучше подойдёт слово счастье. Главное, чтобы костюмчик сидел!

Это пока просто мысли вслух, хотя в общих чертах описано некоторое Это ( не осмеливаюсь назвать Проектом). Я не могу пока привести конкретных цифр, убеждающих в пользе Этого, но я глубоко убеждён в его полезности.

Плюсы, т. е. что мы будем с этого иметь.

Душевные и моральные:

- Природа не терпит пустоты. Формирование культурных, интересных и разумных людей со светлой душой. От интеллектуальных занятий человек получает огромное удовольствие и наслаждение. У интеллектуалов светлые душа и аура, у них нет агрессии и прочих дурных наклонностей.

- Слушатели Центра, общаясь с другими людьми, будут способствовать повышению общего интеллектуального и культурного уровня населения. А значит, будет меньше недоразумений, ведь философски настроенный человек мудр и спокоен. Улучшится климат в обществе, т. е. отношения между людьми.

- Будет способствовать увеличению количества более культурных, просвещённых и главное думающих людей.

Практические:

- Интеллектуал приносит больше пользы в любом деле, чем бездумный исполнитель.

- Всем известно, что через некоторое время, скорее всего в 2015 году, формат ЕНТ будет изменён и второй тест этого будущего ЕНТ будет измерять способности тестируемого, как это принято во всех цивилизованных странах. К этому тоже надо быть готовым.

- Слушатели Центров, участвуя в разных конкурсах, могут приносить стране славу. Они же будут лучше сдавать ЕНТ, тесты в зарубежные вузы и тому подобное.

- Уже многие компании и учреждения принимают на должность через тестирование способностей, которые необходимы для выполнения данной работы.

- Будет способствовать формированию высоких потребностей у людей, что приведёт к оживлению их деловой активности.

- Будет способствовать увеличению количества активных, деловых и успешных людей.

http://platon.kz/articles/3601-sabyr-oshakbaevich.html

 
0
298
1