Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
16:46, 09 июня 2011

Новостное обозрение №85

Событие. «Казахстан Темир Жолы» и Siemens AG создали совместное предприятие Temir Zhol Electrificftion.

Договор подписан 1 апреля в Астане между дочерним предприятием НК «КТЖ» АО «Ремлокомотив» и департаментом электрификации дивизиона «Мобильность» сектора индустрии компании Siemens AG. Новое предприятие будет реализовывать проекты в сфере электрификации железных дорог страны, модернизации тяговых подстанций и контактной сети на магистральных направлениях.

Тренд. По планам правительства, сделка должна ускорить реализацию инициатив государства по энергосбережению, и в частности – путем электрификации железнодорожного транспорта.

На данный момент процесс электрификации затягивается, в железнодорожной отрасли страны в очереди на электрификацию стоят четыре участка, завершить которые планируется к 2020 году: Макат–Кандыагаш (протяженность 392 км, стоимость $230 млн), Алматы–Актогай (протяженность 558 км,  стоимость $764 млн), Достык–Актогай (протяженность 312 км,  стоимость $510 млн), Моинты–Актогай (протяженность 524 км,  стоимость $736 млн). Технико-экономическое обоснование по данным проектам подходило к завершению еще в 2008 году. Однако ни один из проектов пока не реализовался.

Оценка. Осуществление проектов откладывается по причинам нехватки финансирования и непосредственной зависимости строительства от операторов электроснабжения в областях.

Создание специального предприятия и привлечение инвестиций должно ускорить процесс электрификации. По прогнозам KAZNEX INVEST, в результате недавнего визита немецкой делегации из 28 железнодорожных компаний, их  инвестиции могут достигнуть цифры свыше €200 млн. Согласно стратегическому плану Министерства транспорта и коммуникаций на 2009-2011 годы, замена тепловозных тяг на электрические может снизить себестоимость перевозок в 1,6 раз.

Однако необходимо учитывать, что для осуществления электрификации регионы должны быть в достаточной мере снабжены доступной энергией. Территории, где реализуются проекты – западный и южный Казахстан, – зависимы от импорта электроэнергии, вероятно, это и увеличивает стоимость реализации.

 

Событие. Шведский сотовый дискаунтер Tele2 запустил новую сеть в Казахстане.

Первый запуск новой сети оператор начал с Актюбинской области. По плану во втором полугодии к новой сети подключатся и абоненты крупных городов Казахстана.

Как говорит председатель правления Tele2 Казахстан Андрей Смелков, новая сеть будет стремиться предлагать  самые низкие тарифы на рынке страны в целях стимулирования удешевления стоимости услуг сотовой связи, чтобы удержать операторов от бессмысленной ценовой войны.

Тренд. Новый оператор может повторить историю с Алтел (марки Pathword и Dalacom). Абонентами номера дешевой связи будут приобретаться дополнительно к имеющимся. При условии сохранения низких тарифов Tele2 может заполучить 20% рынка. Для «вытеснения»[1] же конкурентов шведской компании придется долго бороться с «закоренелыми» игроками и государством.

По бизнес-плану шведского оператора, МТС должен охватить более чем 20% рынка в течение 4 лет после коммерческого перезапуска. По экспертным мнениям, 90%-ный уровень проникновения сотовой связи в стране не исключает возможности для третьего игрока завоевать за несколько лет 1/5 часть рынка. Запланированной доли МТС может достигнуть как за счет перехода абонентов от других игроков, так и за счет расширения проникновения до 120-130%.

Оценка. По мнению аналитиков, рынок Казахстана интересен Tele2 из-за его высоких тарифов на услуги среди стран СНГ.

После бурного обсуждения на рынке вопроса о снижении тарифов на интерконнект, Министерство связи и информации и ведущие сотовые операторы страны – GSM Kazakhstan и «КаР-Тел» – договорились о поэтапном снижении ставок на интерконнект до 40% в 2012 году. Хотя г-н Смелков предлагал понизить ставку на межсетевую связь до 7-8 тенге.

Для Tele2, занимающего небольшую долю на рынке Казахстана, важно привлечение большего  числа клиентов.  Учитывая значительный перевес абонентской базы двух самых крупных операторов страны, оператор, вероятно, был крайне заинтересован в снижении цен на интерконнект.

 

Событие. Принято решение о присоединении НПФ «БТА Казахстан» и ООИУПА «Жетысу» к НПФ «Ұлар Үміт» на совместном общем собрании акционеров компаний, состоявшегося 14 апреля 2011 года в Алматы.

По прогнозам, реорганизация пенсионных активов внутри группы БТА  в результате даст НПФ «Ұлар Үміт» 20% рынка, второе место по размеру пенсионных активов и клиентскую базу с более чем 1 866 тыс. вкладчиков.

Тренд. В последнее время в секторе пенсионных фондов объединение предприятий ведет к укрупнению рынка.

К консолидации пенсионных фондов группы БТА  дело шло с момента получения БТА Банком контрольных пакетов акций НПФ «Ұлар Үміт» (75%) и  ООИУПА «Жетысу» (74,99%) в июне 2010 года вследствие неисполнения обязательств АО «Астана-Финанс» перед банком. Для слияния требовалось согласие второго крупного акционера фондов –  холдинга «Центрально-Азиатская топливно-энергетическая компания» (ЦАТЭК).  Теперь совет директоров банка решил приобрести полный пакет акций, выкупив простые акции НПФ «Ұлар Үміт» и  ООИУПА «Жетысу» у ЦАТЭК.

Оценка. Все большая концентрация[2] контроля над рынком пятью крупными фондами может повлечь за собой снижение конкуренции. В то же время, при объединении базы вкладчиков и пенсионных активов возрастает потенциал фондов как источников инвестиций.

В результате создания НПФ «Ұлар Үміт», который после слияния займет второе место на рынке,большей долей пенсионных начислений страны будет владеть государство. По данным на 1 марта 2011 года, если лидер рынка – АО «НПФ Народного банка Казахстана» – имеет 32,43% от общего числа вкладчиков, то при суммировании долей образованногоНПФ «Ұлар Үміт» (20,3%) и ГНПФ (16,88%) государство будет иметь преимущество – 37,8%.

Как ранее отмечал управляющий директор ГНПФ Руслан Ерденаев, у фонда есть планы его приватизации. Соглашение акционеров фонда о продаже контрольного пакета акций ГНПФ крупному инвестору все еще в силе, говорит г-н Ерденаев. Если не утеряет свою силу законодательство, в котором говорится, что  с 1 января 2012 года ни одно лицо не сможет контролировать прямо или косвенно более 25% акций какого-либо НПФ, то в течение года приватизация должна дойти до большинства НПФ.

 

Событие. Национальный управляющий холдинг «КазАгро» разработал проект по развитию экспортного потенциала мяса крупного рогатого скота (КРС) в Казахстане.

Проект предполагает увеличение численности племенного высокопродуктивного стада мясного направления путем поглотительного скрещивания высокопродуктивных быков-производителей с имеющимся поголовьем отечественных пород. Для этого в рамках программы будет завезено порядка 72 тыс. голов чистопородного крупного рогатого скота мясных пород. В результате разработчики программы ожидают увеличение численности поголовья КРС  мясного направления до 61% от общего поголовья к 2020 году, создание условий для доведения  экспортного потенциала мяса  до 60 тыс. тонн к 2016 году и  до 180 тыс. тонн к 2020 году.

Тренд. Разработанный проект «КазАгро» должен способствовать укрупнению хозяйств и изменению статистики в пользу организованных предприятий по разведению КРС мясного направления. По итогам 11 месяцев 2010 года на рынке животноводства страны основными производителями мяса являются личные подсобные хозяйства, в которых и сосредоточено 78%, или 986 тыс. тонн мяса. Однако низкое качество продукции уменьшает   конкурентоспособность на внешних рынках. Только 12% выпускаемого в стране мяса приходится на сельхозпредприятия, еще 10% – на крестьянские хозяйства.

Оценка. Развитие специфической отраслевой инфраструктуры будет иметь мультипликативный эффект на другие сектора животноводства. Так, будут построены кормовые базы, в которых нуждаются молочно-товарные фермы. Должно получить импульс к развитию и сельскохозяйственное строительство, положительный эффект от которого казахстанская экономика может получить при условии высокого уровня местного содержания.

С увеличением эффективности организованных предприятий у отечественных производителей появится доступ к качественному сырью, которое постепенно могло бы заместить импортируемое. Следовательно, пониженная себестоимость животноводческой продукции может решить вопрос конкурентоспособности отечественных товаров хотя бы на внутреннем рынке Казахстана.

 

Событие. Объединились 12 швейных компаний из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана для экспорта своей продукции в Россию.

Объединение компаний проходит в рамках регионального проекта  USAID по либерализации торговли и таможенной реформе (RTLC) «Экспортное партнерство». Целью проекта является синергия усилий стран-участниц, позволяющая дополнять возможности друг друга в тех или иных отраслях.

Тренд. Вполне выгодное партнерство может увеличить экспортный потенциал текстильно-швейного производства Казахстана при условии, что на экспорт будет поставляться продукт со значительной добавленной стоимостью. В противном случае существенных изменений в отраслевом экспорте не произойдет, учитывая, что вывоз текстильно-швейной продукции страны и так на 86% состоит из сырьевых товаров.

Удобное расположение Казахстана в центре емких рынков сбыта предполагает эффективность объединения отечественных швейных компаний с южными соседями, имеющих доступ к сравнительно дешевой сырьевой базе.

Оценка. С экономической точки зрения для швейного производства Казахстана выгоднее было бы расположение заводов на территориях Кыргызстана или Узбекистана, учитывая доступность более дешевого сырья и рабочей силы. Но это противоречит государственной программе развития национальной обрабатывающей промышленности.

Расширение рынка сбыта в любом случае будет толчком для качественных изменений у казахстанских  швейных производителей. Однако не следует ожидать крупных поставок на экспорт, так как проект предполагает объединение производств на уровне МСБ.

В свою очередь, обучение   местных специалистов практике зарубежных компаний будет способствовать модернизации производства.

 

Событие. В годовом выражении показатель за I квартал по продажам новых легковых и легких коммерческих автомобилей в Казахстане вырос на 75,54%.

В I квартале текущего года продажи составили 6 337 автомобилей, сократившись по сравнению с показателем IV квартала минувшего года.

Тренд. Продажи на вторичном рынке автомобилей Казахстана, увеличившиеся в результате возросшего спроса со стороны российских потребителей, будут иметь, скорее всего, краткосрочный эффект. По словам президента Ассоциации казахстанского автомобильного бизнеса (АКАБ) Арсения Сидорова, в настоящее время российским покупателям выгоднее приобретать автомобили на вторичном рынке Казахстана, так как из-за совокупного льготного таможенного платежа при импорте  б/у автомобилей частными лицами общий уровень цен на вторичном рынке Казахстана существенно ниже, чем в России. Учитывая, что заказанные сейчас автомобили не прибудут до вступления в полную силу единого таможенного тарифа в июле, продажи могут упасть уже в скором времени.

На увеличение объема реализации, по словам  директора консалтинговой компании Qncepto Олега Алферова, также повлияли события в Японии. Опасаясь возможного дефицита, потребители России, а затем и Казахстана после исчерпания японских марок стали закупать  автомобили и других производителей.

Оценка. Несмотря на то что рост уровня продаж не достиг докризисных показателей, можно полагать, что местный автопром имел положительный эффект от ажиотажных закупов. Полученная прибыль от вспышки продаж поможет компаниям  повысить количество производимых автомобилей.

Аналитики ожидают, что в летний период потребители переключатся с японских моделей на аналогичные модели корейского и европейского производства в силу дефицита некоторых японских брендов. Следовательно, спросом сможет пользоваться и отечественная продукция данных марок, если, конечно,  на стоимости не скажется дефицит необходимых для производства комплектующих из Японии. Больше половины выпускаемых в стране автомобилей зависимы от японских комплектующих. Как говорит г-н Алферов, пока еще сложно оценить последствия японского кризиса для казахстанских производителей. Нужно узнать состояние всей пирамиды, осуществляющей поставку комплектующих – производителей первичных компонентов для крупных поставщиков, складские запасы этих производителей, насколько они встроены в производство ключевых, массовых моделей и насколько их продукция заменяема.

© National Business №85 (2011)


[1] На европейских рынках Tele2 известен своей тактикой «выдавливания» конкурентов за счет низкого тарифа, применяемого при входе на новые рынки. На сегодня шведский дискаунтер занимает небольшую долю в Европе, где его бизнес-модель терпит крах. Заметна  постепенная переориентация  оператора в восточном направлении.

[2] Во II квартале 2011 года планируется образование НПФ «Аманат Сеним», путем слияния АО «НПФ «Аманат Казахстан» (100% акций которого принадлежит ЦАТЭК) и АО «Евразийский накопительный пенсионный фонд».

 
0
263
0