Клиентов ловят сетью

sbqatap 2011 M06 6
340
2
0
0

Украинские банки постепенно осваивают новые технологии работы с клиентами и более активно продвигают возможности дистанционного осуществления банковских операций в интернете. Пока банкиры...

Украинские банки постепенно осваивают новые технологии работы с клиентами и более активно продвигают возможности дистанционного осуществления банковских операций в интернете. Пока банкиры демонстрируют альтруизм и предоставляют виртуальные услуги недорого - в среднем до 5 грн за межбанковский платеж. Однако в будущем они планируют перевести на интернет-канал большую часть своих клиентов, чтобы зарабатывать на этом, а также сократить количество классических отделений и снизить административные затраты.
Украина, согласно данным European Internet Statistics, входит в первую десятку стран Европы по количеству пользователей интернета - около 15,3 млн человек. При этом более 80% активной интернет-аудитории, использующей интернет каждый день или несколько раз в неделю, проживает в городах с населением свыше 100 тыс. человек (из них в Киеве - 18%), выяснили специалисты компании TNS Ukraine. Однако интернет-банкинг, по данным компании Touchpoll, востребован пока лишь у 6,6% пользователей интернета в стране. Еще 20,2% - клиенты, которые изредка пользуются виртуальными услугами кредитных учреждений.
Слабое распространение интернет-банкинга удивительно, учитывая его преимущества. Во-первых, это экономия времени. "При классическом варианте клиент тратит минимум 45 минут на визит в отделение банка: 15 минут - на дорогу к банку, 15 минут он находится в отделении, 15 минут - идет обратно. И все это ради одного платежа",- говорит зампред правления ПУМБ по розничному бизнесу Дмитрий Крепак. Во-вторых, это возможность работать в режиме 24/7. "Клиент не привязан к графику работы банка. Он может получать информацию и отправлять платежи в любое время суток, ведь сервер работает круглосуточно",- отмечает начальник департамента информационных технологий Еврогазбанка Николай Андрушко. Начальник отдела развития электронного бизнеса ОТП Банка Владимир Шведченко считает, что кредитные учреждения готовы инвестировать в популяризацию интернет-банкинга. Из 17 крупнейших банков услуги интернет-платежей предоставляют уже 16 - их нет только у банка "Надра".
Возможность осуществлять банковские операции через интернет пока обходится потребителям относительно недорого. "Плата за подключение и абонплата для физических лиц у нас отсутствуют (их интернет-банкинг не позволяет отправлять средства в другой банк)",- рассказывает начальник управления развития многоканального банкинга Укрсоцбанка Ксения Марус. "Если интернет-банкинг бесплатный, это не значит, что банк на нем не зарабатывает. Доступ может быть бесплатным, в то время как пользование конкретной услугой оплачивается,- отмечает директор развития розничного бизнеса Сведбанка Виталий Шастун.- У нас подключение и обслуживание не тарифицируются, а плата за перечисление средств на счета в других банках составляет 5 грн за одну трансакцию".
Основной доход банкам приносят именно комиссии за межбанковские денежные переводы. "Осуществление большинства операций в системе бесплатно. Клиент вносит фиксированную комиссию в размере 4 грн только за межбанковские платежи",- говорит директор департамента депозитов Универсал Банка Панайотис Сарантопоулос. "Комиссия за ежемесячное обслуживание системы составляет 7 грн. Минимальная комиссия за платеж вне нашей системы - 2 грн",- сообщает заместитель председателя правления "Дочернего банка Сбербанка России" Игорь Лохмаков. Нацбанк с декабря 2006 года берет за обработку расчетного документа в системе электронных платежей всего 35 коп.
Исходя из оценки доли активных клиентов интернет-банкинга в 6,6%, получается более 1 млн пользователей онлайн-услуг. Вероятно, часть из них - те, кто не работает через авторизованную систему интернет-банкинга, но использует платежную карту для оплаты товаров и услуг через интернет. Несмотря на формальные преимущества интернет-банкинга, потребители не спешат интенсивно его использовать. "Боязнь интернета в части управления банковскими счетами, привычка выполнять операции в традиционных финансовых учреждениях, с набором заверенных на бумажных носителях документов - факторы, не позволяющие пока большинству украинцев отдать предпочтение электронному банкингу.
Удобная для потребителей ситуация может продлиться недолго - вскоре банки введут плату за обслуживание интернет-банкинга или повысят действующие расценки. "Мы рассматриваем бесплатный интернет-банкинг для клиентов как долгосрочную промоакцию, а любая подобная акция рано или поздно заканчивается. В будущем услуга будет бесплатной только для клиентов, которые приобретут пакеты услуг. Платной она станет уже в конце 2011 года",- говорит Дмитрий Крепак.
В перспективе банки намерены перенаправить свои операции, включая депозитные и кредитные, на виртуальные каналы продаж. Для этого они планируют повышать уровень информированности клиентов о современных технологиях, обучать их использованию, развивать сервисы, совершенствовать безопасность системы. Гарантированно платными виртуальные услуги банков станут при повышении проникновения интернет-банкинга до 15-25% от общего количества пользователей интернета. Если текущие темпы роста рынка сохранятся, это может произойти в ближайшие 1-2 года.
Банкиры признают: для них ключевым аргументом продвижения интернет-банкинга является то, что себестоимость таких операций гораздо ниже, чем операций, выполняемых в отделениях. Это обусловлено затратами на содержание региональной сети и персонала. "Интернет-банкинг должен стать заменой классического отделения, к тому же предоставляющей услуги круглосуточно и без очереди",- прогнозирует Ксения Марус. Развитие этого направления позволит банкам сократить затраты. "Интернет-банкинг даст возможность разгрузить отделения и персонал для более комфортного обслуживания клиентов, которые предпочитают 'классические' отношения с банком",- считает директор департамента продуктов физических лиц Альфа-банка Екатерина Винницкая. Развитие онлайн-платежей ухудшит прибыльность работы филиалов, которым придется расширять возможности для заработка, возможно, за счет повышения комиссий. "При условии массового развития онлайн-банкинга обслуживание в сети отделений станет дороже",- уверен Виталий Шастун.

Оцените пост

0

Комментарии