Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
07:03, 28 мая 2011

Взыскание ущерба причиненного дорожно – транспортным происшествием.

Взыскание ущерба причиненного дорожно – транспортным происшествием.

Не для кого не секрет, что в нашем время попасть в ДТП проще, чем сходить в магазин и купить продукты, каждый второй Алматинец имеет в личном автопарке минимум одну единицу автотехники.

Автомобиль как средство передвижения, еще и показатель мобильности и быстрого решения неотложных дел, помощник в быту, средство показателя благосостояния и даже средство заработки денег.

Во времена разгара кризиса начиная с 2007 года, для многих Алмаатинцев, автомобиль другом, помощником, символом уверенности в завтрашнем днем в тяжелые времена кризиса.

Не стоит забывать, что автомобиль может быть как источником радости, так и источником страданий.

Возникает вопрос, каких страданий….

Так в действующем законодательстве Республики Казахстане есть статья за вред причиненный источником повышенной опасности, но нет четкого понятия самого источника.

Так согласно ст. 931

«Гражданского кодекса Республики Казахстан»

, ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности)

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, стройки, владельцы транспортных средств и др.) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на любом другом законном основании (договоре имущественного найма, доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения компетентного органа о передаче источника и т.п.).

2. Владельцы источников повышенной опасности несут солидарную ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях. При этом:

1) вред, причиненный по вине одной стороны, возмещается в полном объеме этой стороной;

2) вред, причиненный по вине обеих или нескольких сторон, возмещается соразмерно степени вины каждой из них.

При невозможности установить степень вины каждой из сторон ответственность распределяется между ними поровну.

При отсутствии вины сторон в причинении вреда ни одна из них не имеет права требовать возмещения вреда. Каждая из сторон несет в таком случае риск понесенных ею убытков.

3. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из обладания владельца в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца в противоправном изъятии из его обладания источника повышенной опасности ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лиц, завладевших источником повышенной опасности.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 1

Закона Республики Казахстан от 1 июля 2003 года № 446-II «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств»

, гражданско-правовая ответственность владельца транспортного средства — установленная гражданским законодательством Республики Казахстан обязанность физических и юридических лиц возместить вред, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу третьих лиц в результате эксплуатации транспортного средства как источника повышенной опасности.

Далее, ст. 3 Закона Республики Казахстан от 1 июля 2003 года № 446-II «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», объектом обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств) является имущественный интерес застрахованного лица, связанный с его обязанностью, установленной гражданским законодательством Республики Казахстан, возместить вред, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу третьих лиц в результате эксплуатации транспортного средства как источника повышенной опасности.

Однако, ни в Гражданском Кодексе Республики Казахстан, ни в Законе Республики Казахстан от 1 июля 2003 года № 446-II «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» нет четкого понятия о самом источнике повышенной опасности для окружающих.

A.M. Белякова отмечала три основные позиции по этому вопросу:
1) источник повышенной опасности определяется как деятельность;
2) источником повышенной опасности считаются свойства вещей или силы природы, которые при достаточном уровне развития науки и техники не поддаются полностью контролю человека, создают высокую степень вероятности причинения вреда жизни и здоровью человека либо материальным благам;
3) под источником повышенной опасности понимаются предметы, вещи, оборудование, находящиеся в процессе эксплуатации и создающие при этом повышенную опасность для окружающих.

О.А.Красавчиков пишет: «Источники повышенной опасности – это предметы материального мира… Понятно, что такими источниками являются не все предметы, а лишь те, которые обладают специфическими особенностями или свойствами. Так, движущийся трактор, работающий станок заключают в себе определенный запас кинетической энергии. Поднятый на определенный этаж лифт или на известную высоту башенным краном груз обладает запасом потенциальной энергии. Определенной энергией обладают взрывчатые и горючие вещества… они требуют постоянного внимания и соответствующих усилий для предотвращения самопроизвольного высвобождения энергии в результате взрыва, самовозгорания и т.д. Это и создает повышенную опасность при их изготовлении, использовании, хранении и транспортировке».

Между тем, этот вопрос не интересует практически никого в суверенном Казахстане.

Что делать? Как быть? Кто виноват? Пожалуй, классические вопросы возникают у многих людей, которые вчера даже не думали, что такое может случиться и с ними, и с ней, и даже с ними.

В моей статье я не буду расписывать вопросы, последствия действий при ДТП и т.д., потому как считаю, что это отдельная тема для обсуждения, которые Вы можете задать на сайте: http://scpg.kz/

Начнем пожалуй с обращения в судебные органы по факту взыскания материального ущерба причиненного в результате дорожно – транспортного происшествия.

Так в действующем законодательстве за вред причиненный в следствии дорожно – транспортного происшествия, предусмотрена ст. 917 Гражданского Кодекса Республики Казахстан, вред (имущественный и (или) неимущественный), причиненный неправомерными действиями (бездействием) имущественным или неимущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме.

А также, как указано было выше, ст. 931

Гражданского Кодекса Республики Казахстан.

Думаю, что при подаче искового заявления в судебные органы Республики Казахстан, необходимо в обязательно порядке выяснять важные моменты, с которыми в дальнейшем придется иметь дело, дабы они не стали камнем преткновения.

Основные моменты:

- выяснить имущественное положение ответчика;

1) владеет ли ответчик, на праве собственности движимым или недвижимым имуществом;

2) каким правом обладал ответчик при ДТП, в частности было право собственности, либо доверительного управления движимым имуществом;

3) семейный статус ответчика, холост (а), (не) замужем;

4) наличие страхового полиса ГПО;

5) наличие права управления автотранспортным средством.

Вышеописанные данные просто необходимы, при подаче ходатайства об обеспечении иска.

Также необходимо!

Выяснить, сумму ущерба, посредством обращения в специализированные компании, которые занимаются оценкой ущерба причиненного дорожно – транспортным происшествием.

Стоит отметить, а также разграничивать 3 разных понятия:

-

Независимая экспертиза

;

-

Экспертиза

;

-

Оценка ущерба

;

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ!

Так, согласно статье 91

«Гражданско – процессуального Кодекса Республики Казахстан»

.

Назначение экспертизы

1. Экспертиза назначается в случаях, когда обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены в результате исследования ее объектов, проводимого экспертом на основе специальных научных знаний. Наличие таких знаний у иных лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве, не освобождает суд от необходимости в соответствующих случаях назначить экспертизу.

2. Наличие в деле актов ревизий, проверок, заключений ведомственных инспекций, а также письменных консультаций специалистов, отчетов оценщиков не заменяет заключения эксперта и не исключает возможности назначения судебной экспертизы по тем же вопросам.

3. Суд назначает экспертизу по ходатайству стороны или по своей инициативе.

4. В качестве эксперта может быть вызвано незаинтересованное в деле лицо, обладающее специальными научными знаниями. Производство судебной экспертизы может быть поручено:

1) сотрудникам органов судебной экспертизы;

2) лицам, осуществляющим судебно-экспертную деятельность на основании лицензии;

3) в разовом порядке иным лицам в соответствии с требованиями закона.

5. Лица, участвующие в деле, могут просить суд о поручении производства экспертизы конкретному лицу, обладающему необходимыми специальными научными знаниями.

6. Производство экспертизы может быть поручено лицу из числа предложенных лицами, участвующими в деле. Требование суда о вызове лица, которому поручено производство экспертизы, обязательно для руководителя организации, где работает указанное лицо.

7. Каждое лицо, участвующее в деле, вправе представить суду вопросы, которые должны быть поставлены перед экспертом. Окончательно круг вопросов, по которым эксперт должен дать заключение, определяется судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать. Определение суда о назначении экспертизы может быть обжаловано или опротестовано.

8. Если сторона уклоняется от участия в производстве экспертизы или чинит препятствия ее проведению (не является на экспертизу, не представляет экспертам необходимые для исследования материалы, не представляет возможности исследования принадлежащих ей объектов, которые невозможно или затруднительно представить в суд), а по обстоятельствам дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд, в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

9. О назначении экспертизы суд выносит определение.

См.

Закон Республики Казахстан от 12 ноября 1997 года № 188-1 «О судебной экспертизе»

Оценка ущерба. Для чего она?......

Оценка ущерба необходима для подачи искового заявления в судебные органы Республики Казахстан, потому как исходя от 1 % от суммы иска, будет уплачивать государственная пошлина, которая затем может быть предъявлена ответчику по иску.

Так согласно ст. 535 Кодекса Республики Казахстан «

О налогах и других обязательных платежах в бюджет

» (Налоговый кодекс)

Ставки государственной пошлины в судах

1. С подаваемых в суд исковых заявлений, заявлений особого искового производства, заявлений (жалоб) по делам особого производства, заявлений о вынесении судебного приказа, заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских (арбитражных) судов и иностранных судов, заявлений о повторной выдаче копий судебных актов, исполнительных листов и иных документов государственная пошлина взимается в следующих размерах:

1) с исковых заявлений имущественного характера:

для физических лиц - 1 процент от суммы иска;

для юридических лиц - 3 процента от суммы иска.

Пожалуй еще один наиважнейший вопрос, с которым могут столкнуться истцы при подаче искового, что не всегда суд взыскивает с ответчика сумму ущерба причиненного дорожного – транспортным происшествием, если последний управлял на основании доверительного управления движимым имуществом (проще говоря, доверенность)

Удачи на дорогах!

Юридическая компания

«South Capital Partnres Group» Тетенев Тимур

0
1141
0