Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
05:12, 28 мая 2011

ДОКТРИНА НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ДО 2030 ГОДА

В 2009 году политолог Руслан Жангазы разработал пояснительную записку к национальному проекту ДОКТРИНА НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ДО 2030 ГОДА «ҰМТЫЛЫС – СТРЕМЛЕНИЕ – ENDEAVOUR». К сожалению, в то время он не нашел понимания со стороны одного из фондов, объявивших конкурс на его разработку. На мой взгляд, актуальность этого национального проекта нарастает, и надеюсь получить поддержку на его дальнейшую разработку и реализацию.

ДОКТРИНА

НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ДО 2030 ГОДА

«ҰМТЫЛЫС – СТРЕМЛЕНИЕ – ENDEAVOUR»

 

I. ЦЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Исследование, разработка и обоснование Доктрины научно-технологического развития Республики Казахстан до 2030 года «Ұмтылыс – Стремление – Endeavour», направленной на утверждение новой модели национального развития, повышения конкурентоспособности экономики и роста благосостояния населения.

 

II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Организация и проведение исследований в целях выявления и изучения наиболее эффективных национальных моделей развития, основанных на приоритетной поддержке научных инноваций и технологий.

2. Разработка стратегических перспективных направлений и национальной модели научно-технологического развития Республики Казахстан до 2030 года и соответствующей Доктрины на основе полученных результатов исследований.

3. Подготовка и проведение масштабной информационно-разъяснительной кампании, направленной на обоснование уполномоченным государственным органам и широкой общественности необходимости принятия и реализации Доктрины научно-технологического развития Республики Казахстан до 2030 года «Ұмтылыс – Стремление – Endeavour».

III. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В рамках первого задания:

1.1. Информационно-аналитический доклад «Международный передовой опыт формирования и реализации национальной модели научно-технологического развития».

1.2. Аналитическая записка «О мерах, направленных на формирование национальной модели научно-технологического развития Республики Казахстан до 2030 года».

1.3. Рецензия зарубежных и отечественных ученых и экспертов на результаты проведенных исследований.

В рамках второго задания:

2.1. Рекомендации Национального центра научно-технической информации к проекту Доктрины.

2.2. Заключение правовой экспертизы проекта Доктрины на его соответствие законодательству Республики Казахстан.

2.3. Проект Доктрины научно-технологического развития Республики Казахстан до 2030 года «Ұмтылыс – Стремление – Endeavour».

В рамках третьего задания:

3.1. Резолюция Международной научно-практической конференции «Инновационный Казахстан – 2030: национальные приоритеты научно-технологического ускорения» с привлечением к его работе авторитетных ученых и экспертов из ближнего и дальнего зарубежья, международных гуманитарных организаций и профильных НПО.

3.2. Резолюция Общественных слушаний «О состоянии и перспективах национальной модели развития науки и техники Республики Казахстан» с привлечением к его работе ответственных работников Администрации Президента Республики Казахстан, Канцелярии Премьер-Министра, Комитета науки Министерства образования и науки, видных депутатов Мажилиса и Сената Парламента, представителей национальной бизнес-элиты, лидеров Народно-Демократической партии «Нур Отан», других общественных и политических сил.

3.3. Письмо-обращение в Аппарат Совета Безопасности Республики Казахстан (с приложением к нему всех вышеперечисленных документов) о необходимости включения в повестку очередного заседания СБ РК и рассмотрения на нем возможности инициирования процесса по законодательному оформлению разработанного проекта Доктрины.

3.4. Отчет о реализации Медиа-плана по информационному продвижению проекта Доктрины.

 

IV. АКТУАЛЬНОСТЬ

Наука, высокие технологии и инновации в своем развитии набирают небывалый темп, и переживают глобальный подъем всей отрасли, параллельно оказывая мощнейшее мультипликативное воздействие на ускоренное разрастание сопутствующих вспомогательных и сервисных отраслей. Вполне очевидным является тот факт, что XXI век станет точкой отсчета беспрецедентного роста передовых науки и инноваций.

Под давлением новых бурнорастущих экономик, вынуждающих традиционных лидеров сдавать свои позиции, грядет так называемый «новый передел» сфер влияния на глобальное высокотехнологичное пространство. В этот процесс, на наш взгляд, Казахстан должен вмешаться самым активным образом и обеспечить эффективное функционирование и конкурентоспособное развитие сферы науки и техники.

На современном этапе активно разворачивается процесс формирования Стратегических национальных интересов Республики Казахстан в интеллектуальной сфере, что обуславливается фундаментальной потребностью нашей страны в научно-технологическом ускорении в самое ближайшее время. Особенно явно это прослеживается в следующих моментах.

Во-первых, несмотря на динамичное продвижение по ряду социально-экономических параметров, Казахстан остается аграрно-идустриальной страной с характерным для новых независимых государств экстенсивным ростом. При этом степень индустриализации экономики остается весьма низкой ввиду износа основных производственных мощностей и крайне затяжного технологического перевооружения. Национальная экономика все еще не смогла преодолеть однобокую сырьевую направленность и сформировать мощные перерабатывающие отрасли и развитую инфраструктуру. Предполагается, что в краткосрочной перспективе экономика будет подвержена влиянию негативных факторов, поскольку, по оценке некоторых экспертов, риски для макроэкономической стабильности сохраняются.

Во-вторых, глубокие социальные потрясения и экономический коллапс начала 1990-х повлекли за собой системный кризис отечественной науки и техники. Казахстанские ученые и научные работники были в буквальном смысле «вытолкнуты» из государственной системы социального обеспечения, они оказались на грани физического выживания. В целом, накапливание и обострение неразрешенных проблем в этой сфере негативно отразилось на научном потенциале страны. Плачевное состояние науки и упадок в экономике, отсутствие видимых перспектив актуализировали процесс «утечки мозгов», что нанесло непоправимый урон национальной безопасности, конкурентоспособности и человеческому капиталу Республики Казахстан. Последствия обозначенных проблем весьма отрицательно сказались на количестве и качестве научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических разработках периода независимости. В настоящее время сфера науки и техники пока не смогла восстановить в полной мере свой потенциал.

В-третьих, значительным фактором, тормозящим полноценное развитие науки и экономики, выступает отсутствие между ними четко налаженной институциональной связи. С одной стороны, казахстанская наука все еще не сумела стать отраслью экономики, с другой – национальная экономика крайне пассивно внедряет передовые научно-технические достижения. В связи с этим, можно наблюдать невостребованность научных инноваций и деформированную структуру экономики. Сегодня государству, бизнес-сообществу и ученым необходимо предпринять усилия по формированию дееспособной Национальной инновационной системы, инфраструктурному обеспечению интеграции науки и производства, коммерциализации разработок и трансферту технологий. Для придания системности этому процессу следует организовать специальное пространство взаимопроникновения, где наука и экономика образуют единое целое, объединяя свои возможности в целях устойчивого конкурентоспособного развития Республики Казахстан.

Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, следует признать неимоверную сложность, но жизненную необходимость формулирования задачи научно-технологического обеспечения отраслей национальной экономики. Представляется, что именно быстрорастущие и высокодоходные сегменты способны стимулировать переход экономики на новые, инновационные рельсы развития.

В целях формирования магистральных векторов научно-технологической модернизации страны, повышения конкурентоспособности нации и роста его благосостояния назрела потребность в разработке целостной и эффективной Доктрины научно-технологического развития Республики Казахстан до 2030 года.

Мы дали рабочее название Доктрине «Ұмтылыс – Стремление – Endeavour». В свое время для изучения и освоения нового пространства, получения новых знаний о Вселенной человечество направило в космос челнок «Endeavour». По аналогии с космическим первопроходцем, принято решение обозначить проект на трех языках, которые, по всей видимости, будут определять будущую траекторию развития Казахстана. Работа над проектом «Ұмтылыс – Стремление – Endeavour» должна символизировать, что казахстанцы всегда будут стремиться получать новые знания, тяготеть к науке и инновациям.

По нашему глубокому убеждению, интеллектуальное и инновационное обогащение Нации является системообразующим ресурсом экономического процветания и укрепления государственности  Республики Казахстан.

 

V. НАУЧНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

В ходе работы над подготовкой проекта Доктрины предполагается достичь следующих научных результатов:

1. Разработка методологии исследования национальных моделей развития процветающих государств, основанных на научных инновациях и технологиях.

2. Выработка научных основ формирования и реализации стратегических направлений государственной научно-технологической политики Республики Казахстан.

3. Утверждение методов прогнозирования научно-технологического развития Республики Казахстан.

VI. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

В ходе работы над подготовкой проекта Доктрины предполагается достичь следующих практических результатов:

1. Подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию государственной политики и стратегического планирования в области научно-технологического развития Республики Казахстан до 2030 года.

2. Разработка новых механизмов управления сферой науки и техники, Национальной инновационной системой с учетом передовой зарубежной практики.

3. Формирование эффективной казахстанской модели привлечения инвестиций в научно-технологическую отрасль, трансферта иностранных технологий, финансирования перспективных научных разработок и исследований.

4. Разработка комплекса социальных стимулов и экономической поддержки отечественных ученых, научных работников, изобретателей, рационализаторов и инженеров.

5. Создание институциональных компонентов системы приоритетного использования отечественных научных изобретений, технологий и документации в Казахстане.

0
1020
0