Как и обещал выкладываю работы китайских живописцев периода расцвета современного китайского искусства, в основном речь пойдет о мастерах из Шанхая конца 19-го - начала 20-го века. Китайское изобразительное искусство имеет очень древнюю историю, но в этом посте я расскажу только про вышеназванный период, так как даже чтобы более менее полно описать данный период мне не хватит одного поста. Но для сравнения буду показывать рисунки мастеров более ранних династий. А описание всей истории китайского искусства я лучше оставлю специалистам. Поэтому сосредоточимся на периоде второй половины 19-го века - и первой половины 20-го века. Если где-то неправильно использую терминологию, то извините заранее).
Насчет того когда началась модернизация искусства Китая, то здесь нет точной даты. Некоторые считают началом модернизации китайского искусства при правлении Юань, Yuan Dynasty (1272-1368), в это время художники повернулись лицом к самовыражению и артистической автономности.Painting of Kublai Khan on a hunting expedition, by Chinese court artist Liu Guandao, c. 1280.
Guo Xi, Early Spring, Northern Song dynasty, 1072, ink on silk, hanging scroll
Ni Zan (1301-1374), The Rongxi Studio, 1372, Yuan Dynasty,
Hanging scroll, Ink on Paper
Wang Meng (ca. 1308-1385),
Dwelling in the Bian Mountains,
1366, Yuan Dynasty,
Hanging scroll, Ink on Paper
Также есть мнение что это период конца правления династии Минь (1368-1644) и начала династии Цин (1644-1911), типо это время характеризуется стилистической независимостью и индивидуализмом художников.
Chen Hongshou (1599-1652), Self-Portrait: The Artist Inebriated, 1627, Ming Dynasty, Album Leaf from an Album of Landscape and Figures, Ink and Color on Silk
Zhu Da (also known as Bada Shanren, 1625-ca. 1705),
Left: Mynah Birds, Old Tree, and Rock,
Right: Mynah Birds and Rocks
Undated, Qing Dynasty
Shitao (also known as Daoji, 1641-1708), The Painter Supervising the Planting of Pine Trees (Self-portrait, detail), 1674, Qing Dynasty, Handscroll, Ink and Color on Paper
Shitao, “Ten Thousand Ugly Ink Dots,” 1674, handscroll, ink on paper
Shitao (also known as Daoji, 1641-1708), Album of Landscapes for Elder Yu (leaf 2). Undated, Qing Dynasty,
Leaf from an Album of Twelve Paintings, Ink and Color on Paper
Pine, Plum and Cranes, 1759 AD, by Shen Quan (1682–1760). Hanging scroll, ink and colour on silk. The Palace Museum,Beijing.
19-й век - динамизм изображений и коммерциализация искусства. Развитие Шанхайского стиля рисования охарактеризовать тремя аспектами: развитие современной городской культуры рисования, трансформация литературного изображения, развитие эпиграфического изобразительного искусства. Традиционное искусство Китая - это изображения чернилами или тушью на свитке бумаги, который вешали на стену для украшения. Художники учились виртуозно владеть кисточкой с детства. Художники в основном рисовали на портреты на заказ, либо в подарок своим друзьям. Также рисовали (или писали) изображения ландшафтов, природы, животных. Было распространено писать философские эпиграфии в углу рисунка. Многие художники по совместительству были каллиграфами. Заказчики могли купить картину, а потом заказать каллиграфу написать к рисунку эпиграф.
Ren Xiong - The Ten Myriads
Undated, Qing Dynasty
Album of ten leaves
Leaf 10, Ink and color on gold paper
Zhao Zhiqian (1829-1884), Flowers, leaf 1, 1859, Qing Dynasty, album of twelve leaves, ink and color on paper
Wang Zhen (1867-1938)
Lotus and Birds
1918
Hanging Scroll, ink and color on paper
Ren Xun (1835-1893), The Romance of the Western Chamber, leaf 4, undated, Qing Dynasty, album of twelve leaves, ink and color on paper
На этой картине художник изобразил сам себя, отрицающего неумолимость времени и бросающего вызов всем. Изображение одежды с острыми углами и выражение лица довольно агрессивны, что нетипично для китайских картин, которые обычно несут расслабленность и умиротворение. Увеличенные ноги придают портрету устойчивость, а также создают эффект смотрения снизу вверх. Нижняя одежда у рук собирается в складки напоминающие форму меча, что также добавляет напряженности портрету. В описание художник задает вечные вопросы о бренности человеческого существования, своей роли в жизни и предназначения людей. Оголенность тела как бы говорит о том что художник открывает нам свою сущность. В конце эпиграфа дается заключение: "И все что я вижу это бесконечная пустота..."
Ren Xiong (1823-1857)
Self-Portrait
Undated, Qing Dynasty
Hanging Scroll, Ink and color on paper
Далее работы того же художника Рен Сьонга (Ren Xiong). Нижеприведенные рисунки входят в "Альбом 120 листов", и являются иллюстрациями Рена к поэтической книге его друга Яо Цзы. "Альбом 120 листьев" состоит из серий рисунков на необычные для китайского искусства темы. Альбом включал в себя 20 листов изображений бессмертных (духов, привидений и т.д.), 20 фигур, 40 женских фигур, 20 листов пейзажей и ландшафтов, и 20 листов изображений флоры и фауны.
Ren Xiong (1823-1857)
The Ten Myriads
Undated, Qing Dynasty
Album of ten leaves
Leaf 1
Ink and color on gold paper
Ren Xiong (1823-1857), Album After the Poems of Yao Xie, 3-2.a, 1850-1851, Qing Dynasty, album of 120 leaves, ink and color on silk
Обратите внимание на диагональные линии, как бы придающие динамизма птичке в полете
Ren Xiong (1823-1857), Album After the Poems of Yao Xie, 3-2.b, 1850-1851, Qing Dynasty, album of 120 leaves, ink and color on silk
Ren Xiong (1823-1857)
Drinking Cards with Illustrations of 48 Immortals, # 1, 2
1854, Qing Dynasty
Woodblock-printed bo
На закате империи Цин художники в основном творили в традиционном китайском стиле изображения чернилами на свитках бумаги. Но уже тогда начали зарождаться новые стили в искусстве, а также вкрапление иностранных фишек в рисунки, например западных техник нанесения теней для придания объектам более объемного и реалистичного вида.
Продолжение следует...