Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
23:39, 18 мая 2011

Моя диссертация. Часть 3. Технология программированного обучения

Программированное обучение — метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером (Skinner B.F.) в 1954 г. и получивший развитие в работах специалистов многих стран, в том числе отечественных учёных. В разработке отдельных положений концепции участвовали Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, И. И. Тихонов, А. Г. Молибога, А. М. Матюшкин, В. И. Чепелев и другие.

Цель концепции заключается в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения на базе кибернетического подхода. В своей основе программированное обучение подразумевает работу слушателя по некоей программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий. В соответствии с этим были разработаны различные схемы, алгоритмы программированного обучения — прямолинейная, разветвлённая, смешанная и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов и другого.

В отличие от уже описанных педагогических технологий, традиционной и проблемной, которые за молярную единицу берут пресловутые знания, умения и навыки (ЗУНы), молярной единицей технологии программированного обучения является информация. Информация, являясь по своей сути конструктом, который объединяет посредством запоминания и воспроизведения все элементы структуры памяти, делима, но неспособна к изменению. Проще говоря, получается, что информацию мы можем расчленить на элементы, но из этих элементов может получиться только та информация, которая была до расчленения.

Технология программированного обучения, опираясь на стандарты раннего этапа развития когнитивной психологии, ориентирована, прежде всего, на память, как единственно верный способ запоминания информации и, соответственно, ее воспроизведения. Тем самым, технология программированного обучения является еще большей технологией памяти, чем традиционная педагогическая технология. Однако более важной отличительной чертой технологии программированного обучения является то, что в традиционной педагогической технологии ЗУНы всегда опосредованы речью педагога. В технологии программированного обучения же информация никоим образом не опосредована. Компьютерная программа, программированный учебник, презентация – все эти элементы программированной технологии обучения несут в себе информацию, опосредованную лишь знаково-символической системой. На основании этого можно утверждать, что мышление, как когнитивный навык, намного меньше, по отношению к памяти, используется в процессе использования технологии программированного обучения.

Однако в данном построении процесса усвоения учебного материала существует свой неоспоримый плюс, который не отражается ни в традиционной педагогической технологии, ни в технологии проблемного обучения. Заключается он в том, что в технологии программированного обучения используется принцип «от простого к сложному». То есть, данная технология предполагает возрастание не только уровня сложности заданий, но и ответов, предполагаемых для этих заданий. На основании этого можно сделать вывод, что рассуждения о том, что развитие мышления в малой степени отражено в технологии программированного обучения, были ошибочны.

Раз уж заговорили о способе передачи информации, стоит завести речь о требованиях к индивидуальным особенностям педагога. Если в традиционной педагогической технологии одна из ролей педагога объяснить и проиллюстрировать комплекс ЗУНов, стараясь как можно эффективней создать общий смысловой фонд себя и своих учеников, то в технологии программированного обучения роль педагога сводится к наблюдению и коррекции в случае необходимости. На основании этого мы можем утверждать, что стремление к индивидуализации деятельности ученика в технологии программированного обучения выражено в максимальной мере. Таким образом, и цель, и средства достижения цели, а также рефлексия уже не являются ни прерогативой педагога, ни прерогативой ученика – все определено программой обучения. Так можем ли мы говорить о самостоятельности ученика в данном ключе рассмотрения технология программированного обучения. С большей степенью вероятности ответ будет отрицательный.

Репродуктивный принцип технологии отражен уже в названии технологии – технология программированного обучения. Уровень заданий, ответы на них, принцип усвоения знаний и, что самое главное, результат учебной деятельности – все определено программой. Данная технология наиболее близка к процессу заводского конвейера, когда, совершая определенный комплекс действий в определенной последовательности, мы получаем нужный нам результат. Но в случае, если один из этапов будет нами пропущен или выполнен неправильно, то, скорей всего, к нужному нам результату мы не придем. Отсюда появляется важнейшая проблема, присущая уже описанным нам технологиям – при условии пропуска по той или иной причине учебных занятий у ученика появляется пробел в знаниях, который автоматически не восполняется.

Что касается творческой деятельности учащихся, то выражена она в меньшей степени, чем репродуктивная. Можно даже сказать, что вообще не выражена. Взяв за парадигму, что молярной единицей технологии программированного обучения является информация, мы рано или поздно столкнемся с тем, что процесс усвоения знаний в рамках технологии программированного обучения не предполагает созданий новых знаний, а также их видов и форм.

Говоря о технологии программированного обучения, мы не избежим участи сравнения данной технологии с компьютерной игрой:

  • Ученик выполняет определенные задания, уровень сложности которых постепенно повышается.
  • Ученик не может выполнить новое задание, не выполнив предыдущие.
  • Цель, средства и результат определены заранее программой
  • Выполнение заданий не предполагает общение и обмен информацией. Каждое последующее задание выполняется на основании той информации, что была получена в предыдущих заданиях.
  • Необходимость в создании новых путей выполнения заданий нет по причине того, что путь выполнения заданий заложен в программе.

Как видите, и у игры, и у технологии программированного обучения акцент делается на репродуктивную деятельность, определенную системно и программно.

Но положительным моментом такого построения технологии образовательного процесса является уровень мотивации, который направлен на достижение успеха. Условие для перехода «на следующий уровень» учебной программы одно – выполнить задание. Других путей технология программированного обучения не предлагает. Тем самым, ученик мотивирован выполнить задание, чтобы перейти «на следующий уровень», иначе следующий уровень, если при каких-либо условиях ученик на него перейдет, будет уже не выполним. Таким образом, эмпирически технология программированного обучения направлена на мотивацию на достижение успеха, нежели на мотивацию избегания неудач.

Приближаясь к итогу анализа технологии программного обучения, хотелось бы отметить тот факт, что данная педагогическая технология предполагает, что каждый учитель, вне зависимости от своих индивидуальных особенностей или знаний, сможет преподнести учебный материал. Но в таком случае сводятся на нет такие факторы образовательного процесса, как: воспитание (это всегда предполагает нечто большее, чем просто передачу информации), общение (мы берем за парадигму, что в процессе общения лишь возможна ситуация рождения нового знания или его видов и форм), рефлексия (данный фактор не сводится к простому процессу работы над ошибками, он включает способность контролировать процесс своего развития и становления). И, если предполагать, что целью любой технологии является передачи информации или ЗУНов и ничего кроме, то технология программированного обучения отражает данный принцип в полной мере.

Итак, какие выводы мы можем сделать из наших рассуждений:

  • Педагогическая технология программированного обучения берет за основу кибернетический подход в обучении. Однако не наблюдается четкого баланса между психологией, педагогикой и кибернетикой. Каждая из перечисленных отраслей педагогической науки на данный момент не конгруэнтна друг другу.
  • Образовательный процесс опосредован лишь знаково-символической системой. Педагогу отводится лишь роль наблюдателя и корректора.
  • Ключевым видом деятельности для ученика является усвоение информации, для учителя – наблюдение и коррекция
  • Педагогическую технологию программированного обучения, как традиционную педагогическую технологию, можно назвать «школой памяти». Но по причине того, что принцип «от простого к сложному» охватывает не только задания, но и предполагаемые ответы на них, мышление не является статистом, полноценно участвую в процессе усвоения учебного материала.
  • Соотношение между репродуктивной и творческой деятельности учащихся в пользу репродуктивной.
  • Индивидуализация учебной деятельности учащихся выражена в максимальной степени. Самостоятельность в учебной деятельности учащихся отражена слабо.
  • Наглядным принципом педагогической технологии программированного обучения является принцип «от простого к сложному» - постепенное усложнение выполняемых учащимися заданий, а также усложнение ответов на них.
  • Ведущим уровнем мотивации в педагогической технологии программированного обучения является мотивация на достижение успеха. Мотивация на избегание неудач выражена слабо.
  • Минимальные требования к индивидуально-психологическим особенностям учителя. Отражение принципа «научить может каждый».
  • Цель, средства выполнения цели и результат определены программой. В рефлексии участвуют в равной степени педагог и ученик, однако процесс фиксирован программой.
0
1731
0