• 281629
  • 363
  • 32
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Моя диссертация. Часть 2. Педагогическая технология проблемного обучения.

2. Педагогическая технология проблемного обучения.

Несмотря на то, что технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи, истоки проблемного обучения уходят глубоко в прошлое. В истории педагогики постановка вопросов собеседнику, вызывающих затруднение в поисках ответа на них, известна по беседам Сократа, пифагорейской школе, софистам. Идеи активизации обучения, мобилизации познавательных сил учащихся путем включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность нашли отражение в трудах Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, представителей "нового воспитания", которые пытались противопоставить догматическому заучиванию готовых знаний "активные" методы обучения.

Не стоит понимать технологию проблемного обучения как синтез процесса постановки проблемы перед учащимися и процесса решения учащимися этой проблемы. Очень многое мы можем почерпнуть из истории развития технологии проблемного обучения.

Разработка способов активизации мыслительной деятельности учащихся привела во второй половине XIX - начале XX в. к внедрению в преподавание отдельных учебных методов:

эвристического (Г. Армстронг);

опытно-эвристического (А.Я. Герд);

лабораторно-эвристического (Ф.А. Винтергальтер);

метода лабораторных уроков (К.П. Ягодовский);

естественно-научного обучения (А.П. Пинкевич) и др.

Все вышеперечисленные методы Б.Е. Райков в силу общности их сути заменил термином "исследовательский метод". Исследовательский метод обучения, активизировавший практическую деятельность учащихся, стал своеобразным антиподом традиционного метода. Его применение создавало в школе атмосферу увлеченности учением, доставляя учащимся радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивало развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности. Использование исследовательского метода обучения как универсального в начале 30-х гг. XX в. было признано ошибочным. Предлагалось строить обучение для формирования системы знаний, не нарушающей логику предмета. Однако массовое применение иллюстративного обучения, догматического заучивания не способствовало развитию школьного обучения. Начался поиск путей активизации учебного процесса. Определенное влияние на развитие теории проблемного обучения в этот период оказали исследования психологов (С.Л. Рубинштейн), обосновавших зависимость мыслительной деятельности человека от решения проблем, и концепции проблемного обучения, сложившиеся в педагогике на основе прагматического понимания мышления.

Сама концепция Дьюи именуется педоцентрической (pedos – ребенок), в центре которой находится ребенок, а точнее, его личный опыт и практическая самодеятельность. Однако данные принципы не отражали собой технологизацию процесса обучения.

Теория проблемного обучения начала интенсивно разрабатываться и в СССР в 60-х гг. XX в. в связи с поиском способов активизации, стимулирования познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности школьника, однако натолкнулась на определенные трудности. Если во главу угла в традиционной педагогической технологии ставилась память, то проблемное обучение было направлено на развитие мышления. Но разработка исследований по проблемам мышления была частью работы психологов, когда как научная педагогика процессы мышления изучала поверхностно. Большое значение для становления теории проблемного обучения имели работы психологов, сделавших вывод о том, что умственное развитие характеризуется не только объемом и качеством усвоенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий, которыми владеет ученик (С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, Т.В. Кудрявцев) и раскрывших роль проблемной ситуации в мышлении и обучения [Матюшкин A.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., "Педагогика", 1972. 168 стр.].

Опыт применения отдельных элементов проблемного обучения в школе исследован М.И. Махмутовым, И.Я. Лернером, Н.Г. Дайри, Д. В. Вилькеевым [Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - С. 246-258]. Исходными при разработке теории проблемного обучения стали положения теории деятельности (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов). Проблемность в обучении рассматривалась как одна из закономерностей умственной деятельности учащихся.

Итак,  под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

При различном отношении к данной педагогической технологии обучения цели будут отличаться. Например, российский психолог В.Т. Кудрявцев выражает цель, отражающую технологию проблемного обучения так: сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся [В.Т. Кудрявцев  Психология технического мышления. М.: Педагогика. 1975. С. 260-261].

Как мы можем заметить, В.Т. Кудрявцев постарался охватить своей целью все постулаты, на которых зиждется технология проблемного обучения. Это и теория деятельности, которая лежит в основе отечественного проблемного обучения (под отечественным мы понимаем обучение в СССР и странах СНГ). Также сюда входит уход от индивидуализации процесса обучения к самостоятельности деятельности учащихся, а также активность, направленная на исследование. Под исследовательской активностью в данной ситуации нами понимается способность отражать основные признаки предмета, а также устанавливать необходимые связи и отношения между предметами обучения, их свойства и способы действия с ними. Попробуем выразить все компоненты цели, что мы описали, более подробно.

В процессе проблемного обучения возникает проблемная ситуация, которая предполагает некий конфликт или противоречие между уже накопленным базисом знаний, умений и навыков и требований, что предъявляет образовательный процесс. Тем самым, вне зависимости от размеров и сложности проблемной ситуации, учащийся должен сам поставить перед собой цель, превратив ее (по теории деятельности) в мотив. Постепенно, решая большее число проблемных ситуаций, возрастающих в плане сложности, цель все чаще преобразуется в мотив, предполагая повышение не только уровня самостоятельности деятельности, но и эффективности деятельности учащегося. Однако на деле первый аспект (самостоятельная деятельность) намного превышает аспект второй (эффективная деятельность). Причиной тому служит то, что проблемная ситуация порой предполагает немалые затраты времени. И при данной точке зрения на вопрос даже традиционная педагогическая технология обучения является более динамичной по усвоению учебного материала, чем технология проблемного обучения.

Проблемная ситуация может быть двух видов: психологического и педагогического. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащихся создаёт условия, благоприятствующие активной мыслительной деятельности. В тра диционном типе обучения активизация учебной деятельности в значительной степени достигалась именно за счёт повышения интереса учащихся, возбуж дения их желания и т. д. Не преуменьшая значения такой мотивации, необхо димо подчеркнуть, что именно проблема - первопричина активного мышле ния, непосредственный его побудитель, детерминирующий высший уровень мыслительной деятельности. Эмоциональность и способы её создания явля ются неотъемлемым элементом проблемного обучения, но никак не равно значным его эквивалентом [Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.]

На данном этапе анализа мы подошли к тому, что не всякая проблемная ситуация способствует возникновению или развития познавательной потребности. И порой случается так, что учителя игнорируют данный факт. Ведь для того, чтобы проблемная ситуация способствовала возникновению или развитию познавательной потребности, противоречие, возникшее посредством проблемной ситуации должно быть конгруэнтно индивидуальным психологическим особенностям ученика. Мельникова же отмечает еще один критерий сложности возникновения или развития познавательной потребности. Не смотря на кажущуюся творческую составляющую технологии проблемного обучения, она отмечает невозможность возникновения или развития познавательной потребности при отсутствии усвоения предыдущего учебного материала [Мельникова, Е.Л. Технология проблемного обучения [Текст]/ Е.Л. Мельникова. - М., 1999. - С. 85- 93.]. Тем самым, получается, что если, например, ученик пропустил некоторое количество уроков по причине болезни или по любой другой, уважительной или неуважительной, причине, вероятность усвоения учебного материала посредством технологии проблемного обучения становится маловероятна.

Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности [Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 2; Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского; Предисловие Л.И. Анцыферовой, Б.М. Величковского. - М.: Педагогика, 1986. - 392 с., ил.].

Итак, подводя итог, хочется выделить ключевые психологические особенности педагогической технологии проблемного обучения. К ним относятся:

  • Необходимым условием технологии проблемного обучения является возникновение проблемной ситуации, то есть противоречия между уже имеющимися знаниями и требованиями учебного материала
  • Ключевым когнитивным критерием для развития в технологии проблемного обучения является внимание
  • Ключевым видом деятельности для ученика является решение проблемных ситуаций, для учителя – направленность на создание проблемных ситуаций
  • Соотношение между репродуктивной деятельностью и творческой в пользу репродуктивной, стремящейся к творческой
  • Соотношение между самостоятельной деятельностью и индивидуальной стремится к самостоятельной деятельности
  • Самостоятельная деятельность не предполагает эффективность деятельности
  • Мотивация на достижение успеха преобладает над мотивацией избегания неудач
  • В меньшей степени формируются практические умения и навыки
  • Цель ставится учителем, средства достижения цели находит ученик совместно с учителем, рефлексия является прерогативой ученика.
18 мая 2011, 11:29
1721

Загрузка...
Loading...

Комментарии

dass
0
0
внимательно читаю вашу диссертацию.
имею опыт обучения двух детей 8 и 10 лет :)
Большое спасибо. Просто когда сам пишешь, взгляд какбэ "замыливается" и можно что-нибудь пропустить или написать какую-нибудь чушь. Любую критику принимаю на "ура"
dass
0
0
Критиковать не рискну, потому как не совсем понимаю терминологию.

"Ведь для того, чтобы проблемная ситуация способствовала возникновению или развитию познавательной потребности, противоречие, возникшее посредством проблемной ситуации должно быть конгруэнтно индивидуальным психологическим особенностям ученика."
Не понял: почему, противоречие между старым знанием и новым опытом, должно сбыть адекватно не уровню подготовки (знаниям и умениям), а психологическими особенностями ученика?
Ну скажем так, старые знания и новый опыт - величины накопительные, которые со временем любой ученик соединяет воедино и использует. А вот уже скорость и эффективность этого накопления зависит от психологических особенностей ученика, как то: память, мышление, внимание и т.д.
dass
0
0
Соотношение между репродуктивной деятельностью и творческой в пользу репродуктивной, стремящейся к творческой

Соотношение между самостоятельной деятельностью и индивидуальной стремится к самостоятельной деятельности

для понимания этих пассажей, мне тоже не хватает воображения
Ну если мы выразим эти пассажи в виде шкалы, то получится (восклицательным знаком обозначен уровень деятельности, соответствующий описываемой технологии):
1. -------------------!-----------------------------------------------------
репродуктивная деятельность творческая деятельность
2. ----!--------------------------------------------------------------------
самостоятельная деятельность индивидуальная деятельность

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Дорога Алматы – Хоргос. Впечатления от первой поездки

Дорога Алматы – Хоргос. Впечатления от первой поездки

Если раньше путь до Хоргоса занимал около 5 часов по Кульджинской трассе, то сейчас время до границы с Китаем сокращается до 2,5-3 часов. Уже сейчас можно ехать по 4-полосной дороге с цементобетонным покрытием.
theYakov
15 сент. 2017 / 9:35
  • 5662
  • 13
Работа в Mc Donald's. Советы и лайфхаки для гостей

Работа в Mc Donald's. Советы и лайфхаки для гостей

За три месяца я поработала в трёх разных сферах. И сегодня, хочу поведать вам о работе в одной из богатейших компаний мира. Звучит значительно лучше, чем «Я работаю в Mc Donald’s».
madiNAtty
15 сент. 2017 / 12:44
  • 3116
  • 16
Почему депутат Божко хочет ограничить приток сельской молодёжи в города?

Почему депутат Божко хочет ограничить приток сельской молодёжи в города?

Вице-спикер Мажилиса Владимир Божко остановился на некоторых деталях известного конфликта в Астане возле строящегося «Абу Даби Плаза», затронув проблему «многочисленной сельской молодёжи»...
openqazaqstan
19 сент. 2017 / 13:16
  • 2410
  • 64
«Моя депрессия длилась больше двух лет». История о том, как я была готова сдаться

«Моя депрессия длилась больше двух лет». История о том, как я была готова сдаться

По данным статистики 2017 года Казахстан занимает 4 место по самоубийствам. Говорить об этом - социальное табу. Мы игнорируем разговоры о депрессиях. Потому что нам страшно.
goribaldi
18 сент. 2017 / 15:45
  • 2329
  • 68
Фотопрогулка по Алматы. Иностранцам не интересны наши стеклянные здания и моллы

Фотопрогулка по Алматы. Иностранцам не интересны наши стеклянные здания и моллы

Алматы - самый лучший город для меня, так как родной и самый близкий. Так как я много лет прожил за рубежом, могу сказать свою точку зрения, что надо делать у нас.
Ispanec
15 сент. 2017 / 6:20
  • 2158
  • 21
«Папина принцесса» или «обезьяна с гранатой»? Случай в бассейне

«Папина принцесса» или «обезьяна с гранатой»? Случай в бассейне

Мужчины спокойно подчиняются логичным правилам, большинство женщин пытаются выторговать себе особые условия. Я убеждалась в этом много раз.
ValentinaVladimirska
18 сент. 2017 / 14:25
  • 1885
  • 34
«Это будут твои большие похороны». Гуф высказался о Скриптоните и Басте

«Это будут твои большие похороны». Гуф высказался о Скриптоните и Басте

Досталось и Скриптониту, который ранее опубликовал запись, о том, что больше не будет сниматься в клипе Гуфа и Тимати. "Я тебя ни о чем больше не попрошу, казах ты мой дорогой" - высказался рэпер.
tala03
вчера / 15:48
  • 1752
  • 7
Лайфхаки для путешественников. Как я не заплатила ни цента за проживание в Испании

Лайфхаки для путешественников. Как я не заплатила ни цента за проживание в Испании

Бесплатное проживание и завтрак в Испании, как прокачать иностранный язык и где поймать бесплатные ништяки в Европе. Если вы backpacker, который пересекает границу разных стран каждую неделю -...
dianaobyrne
18 сент. 2017 / 12:16
  • 2391
  • 1
Бой Головкина и Альвареса завершился ничьей

Бой Головкина и Альвареса завершился ничьей

Канело согласен на реванш, что неудивительно, Гена тоже "за". Все это было немного ожидаемо - эксперты отмечали, что промоутеры надавят на поединок, и захотят растянуть его на трилогию.
Trequartista
17 сент. 2017 / 0:15
  • 2157
  • 17