• 66082
  • 27
  • 27
Нравится блог?
Подписывайтесь!

ПО КАКОМУ ПУТИ РАЗВИВАТЬСЯ?

Даулет Ахметов

AES Kazakhstan,

вице-президент по связям с правительством

NB: Какова эффективность использования системного подхода, предполагающего анализ баланса спроса и предложения инфраструктуры на отраслевом уровне? В какой степени развитие инфраструктуры должно основываться на развитии конкретных отраслей?

Д.А.: На данный момент нет должной координации между государственными органами и бизнесом в решении проблем развития инфраструктуры Казахстана. Безусловно, в условиях рыночной экономики не нужно воссоздавать советский Госплан, важную роль в решении инфраструктурных задач должны играть бизнес-структуры, а государству достаточно ограничиться ролью дирижера, который координирует и создает условия для развития бизнеса.  Соответственно, баланс спроса и предложения на отраслевом уровне должен быть составлен при совместной работе бизнеса и государства (бизнес как реализатор проекта, а государство – как опора бизнесу для его развития). Сегодня же государство вместо роли дирижера оркестра пытается подменить весь оркестр.  Однако увеличение роли государства не сопровождается соответствующим увеличением государственных инвестиций в инфраструктуру, а частный бизнес не готов инвестировать при  неясных правилах в этом секторе.

NB: Каковы подходы к моделированию системы, включающей тарифную политику (оптимальный размер тарифа, предельный тариф)? Насколько велико ее влияние на развитие других отраслей и бизнеса?

Д.А.: В Казахстане нет независимого отраслевого регулятора, который бы нес полную ответственность за состояние  отрасли, поэтому тарифная политика в сфере регулирования естественной монополии превратилась в инструмент правительства для решения отдельных социальных (поддержка социально незащищенных групп населения) и макроэкономических проблем (как инфляция) в ущерб экономике инфраструктурного предприятия. Следствием такой тарифной политики стало плачевное техническое состояние отрасли. В дополнение к этому применение затратного  принципа тарифообразования с постатейным контролем за использованием средств не стимулирует эффективных методов управления. Директивные же методы управления  в условиях рыночной экономики снижают инвестиционную привлекательность отрасли и ограничивают  приток в нее частных инвестиций. Поэтому сейчас остро стоит вопрос полного реформирования системы государственного управления инфраструктурой  с внедрением новой долгосрочной тарифной политики.

К примеру, можно предложить тарифную формулу, по которой все затраты, неконтролируемые субъектом естественной монополии (налоги, товары и услуги, закупаемые по тарифам, утвержденным АРЕМ и правительством), должны автоматически включаться в конечный тариф. А затраты,  контролируемые операторами инфраструктуры, могли бы фиксироваться регулятором на определенном уровне в среднесрочной перспективе с правом перераспределения данных затрат внутри предприятия. Соответственно, созданный отраслевой регулятор должен перейти от микро- регулирования к макро- и от количественного – к качественному регулированию, включающему  повышение  качества обслуживания, степень надежности и безопасности.

Важным моментом  является высокий износ основных фондов, превышающий 80%. Инвестирование за счет включения в тариф амортизации при условиях такого износа основных фондов не даст никакого результата. Необходимы переоценка активов операторов и введение  в тариф дополнительных инвестиционных составляющих.  Это приведет к значительному повышению тарифа, к которому должны быть готовы все. Правительство должно учесть, что  вопросы социальной политики, инфляции, поддержки МСБ могут решаться и другими инструментами, а не тарифной политикой в ущерб инфраструктурным отраслям.

 

NB: Нужно ли рассматривать инфраструктурную отрасль в качестве бизнеса или же основы для развития других направлений бизнеса – операторы инфраструктуры должны быть государственными или частными?

Д.А.: На самом деле нет однозначного ответа относительно государственного или частного управления инфраструктурой. Нынешний финансовый кризис привел к доминированию государства в финансовом секторе многих развитых стран, в которых изначально участие государства было минимальным. Опыт скандинавских стран показывает, что государственная экономика может быть эффективной, но чаще  она становится тормозом в развитии экономики страны из-за уровня коррупции, бюрократических процедур и т.д. Вместе с тем   эффективная кооперация между государством и частным бизнесом (приведем успешный пример Китая) может стать сильным стимулом для быстрого подъема экономики.

 

NB: В какой мере  определение и внедрение системы показателей (индикаторов и рейтингов), позволяющих удовлетворить потребности разных групп клиентов касательно объема, качества и стоимости предоставляемых услуг, увеличат доступность инфраструктуры?

Д.А.: Увеличение доступности инфраструктуры в условиях Казахстана  заключается не в решении процедурных проблем, как внедрение индикаторов и рейтингов, и не в установлении новых правил или штрафов,  а в решении проблем технического характера, таких, как, например, увеличение генерирующих и распределительных мощностей с учетом модернизации существующих объектов и строительства новых. Все это требует значительных инвестиций, государственных либо частных.

 

NB: Каковы необходимые подходы в управлении операторов инфраструктуры и координации их деятельности с регулирующими органами?

Д.А.: Вопросами управления инфраструктурной отраслью должны заниматься независимые отраслевые регуляторы, как это и делается в мировой практике. Эффективность их деятельности заключается в независимости от краткосрочных правительственных задач, от социальной политики, а также  от сосредоточенности на перспективном развитии определенного инфраструктурного направления.

 

NB: Насколько эффективным будет создание центра ГЧП, одной из основных функций которого станут анализ, экспертиза и мониторинг общего и отраслевого инфраструктурного развития?

Д.А.: Конечно же, центр государственно-частного партнерства необходим. Он может быть сформирован на базе узконаправленного отраслевого регулятора, основными функциями которого  должны  стать долгосрочное и  среднесрочное прогнозирование и планирование инфраструктурного развития. На текущий момент, к сожалению, нет системного подхода в энергетике, поскольку отсутствует должная двухсторонняя связь между государством и бизнесом, и в первую очередь из-за отсутствия соответствующего государственного органа (независимого отраслевого регулятора).

© National Business №84 (2011)

national_business
Журнал «National Business» («Национальный Бизнес»). Издается с октября 2003 года. №1 ДЕЛОВОЕ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ КАЗАХСТАНА National Business – казахстанский ежемесячный деловой журнал №1, настольное издание топ-менеджеров, менеджеров среднего звена, владельцев бизнеса, decision-makers, ведущих представителей государственного и научно-образовательного сектора. Журнал охватывает наиболее образованную, экономически активную и состоятельную прослойку населения. Телефон редакции: +7 (727) 3121130, факс: +7 (727) 3121136, email: info@nb.kz
17 мая 2011, 23:53
520

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

СМИ – ассистент провокаторов? Как гости из соседних стран сеют раздор в Казахстане

СМИ – ассистент провокаторов? Как гости из соседних стран сеют раздор в Казахстане

Инцидент с пьяным киргизским гостем на борту Air Astana, наверное, остался бы только во внутренних сводках авиакомпании, если бы г-н Доган, не поднял громкий крик о государственном языке.
openqazaqstan
17 авг. 2017 / 14:43
  • 11859
  • 177
Дайте Байбеку сломать и переделать город. Он хочет шагнуть вверх, а не бабло украсть

Дайте Байбеку сломать и переделать город. Он хочет шагнуть вверх, а не бабло украсть

Я в тогдашней Алма-Ате родился, вырос. В школу начал ходить пешком. Весь центр опползал. Все эти знаковые места помню как ещё не знаковые места. Никаких этих ностальгических страданий у меня нет.
Aidan_Karibzhanov
21 авг. 2017 / 16:25
  • 4724
  • 29
Казахский национализм раньше выглядел несовременно. Теперь он другой

Казахский национализм раньше выглядел несовременно. Теперь он другой

Националисты стали совсем другими. По-английски хорошо говорят, русскую классику цитируют. Очень современные, образованные, адекватные. А после Крыма в националисты уже чуть ли не любой казах готов был записаться.
Aidan_Karibzhanov
16 авг. 2017 / 16:52
Имеющий уши да услышит. Латиница касается только казахского языка

Имеющий уши да услышит. Латиница касается только казахского языка

Президент Назарбаев наконец-то разъяснил для всех, кто ещё не понял, очевидный вопрос, который всем в Казахстане очевиден. Елбасы повторил: на латиницу мы переводим казахский язык, и это не означает отказ от русского языка.
openqazaqstan
18 авг. 2017 / 16:23
  • 3454
  • 52
Подземная Акмечеть Бекет-Ата в Атырауской области – одно из самых сакральных мест

Подземная Акмечеть Бекет-Ата в Атырауской области – одно из самых сакральных мест

Его отцом был Мырзагул, матерью Жания, оба глубоко верующие. По рассказам, Бекет-Ата обладал богатырской силой, что в том числе помогало выбивать мечети в крепких скалах.
theYakov
21 авг. 2017 / 17:21
  • 2449
  • 3
«Доехать до Алтын Орды» – как мошенники обманывают алматинцев

«Доехать до Алтын Орды» – как мошенники обманывают алматинцев

Из множества грустных откровений постепенно сложился перечень самых распространённых уловок охотников за нашими деньгами. В нём ожидаемо лидировали профессиональные попрошайки.
caravan_kz
16 авг. 2017 / 15:05
  • 2352
  • 4
Надо научиться видеть скрытые экономические процессы за вспышкой национального гнева

Надо научиться видеть скрытые экономические процессы за вспышкой национального гнева

При полном отсутствии бюджетного жилищного строительства, целые аулы оседают в ветхих домишках, сквозь заборы которых насмешливо возвышаются башни "коктемов", "риц карлтонов" и "есентаев".
niyazov
19 авг. 2017 / 11:16
  • 2509
  • 67
В Кокшетау строят два парка для молодёжи. Будут учтены интересы и любителей спорта

В Кокшетау строят два парка для молодёжи. Будут учтены интересы и любителей спорта

Общая площадь парка составляет 25 гектаров. На территории предусмотрено устройство прогулочных дорожек, площадок для установки аттракционов и павильонов различного назначения, цветников.
zhasakmola
17 авг. 2017 / 17:13
  • 2155
  • 1
«Нас и здесь неплохо кормят», или почему я не собираюсь уезжать из Казахстана

«Нас и здесь неплохо кормят», или почему я не собираюсь уезжать из Казахстана

Я всегда теряюсь, когда слышу этот вопрос, потому что я так и не сумел выразить причину одной фразой. Давайте рассмотрим популярные варианты, и я объясню, что именно мне в них не нравится.
convoluted
21 авг. 2017 / 12:29