Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
03:02, 17 мая 2011

В чем выражаются проблемы внедрения пластиковых карт в Узбекистане?

000000003786.jpg
12.uz - Нет ничего удивительного в том, что определённая часть людей, особенно тех, кто трудится в бюджетной сфере, порой бывает недовольна теми новшествами, которые не всегда кажутся им полезными и необходимыми. Одно дело — сотовые телефоны, которые в течение 10-15 лет завоевали полное признание большинства граждан. Но сегодня мы хотим затронуть сферу, касающуюся денег, причём не бумажных, а электронных, пишет корреспондент газеты «Новости Узбекистана» Степан Балакин в статье «Карты без азарта».

С сожалением приходится констатировать, что пластиковые карты, призванные заменить наличные деньги, народом не воспринимаются особо уж радостно. Благие намерения пока полностью не реализовались на практике. Причин тут несколько. Во-первых, как любое дополнительное звено в работе той или иной системы требует дополнительных расходов, так и в системе оплаты труда, когда помимо наличных денег часть зарплаты перечисляется на пластиковые карты, происходит удорожание этого процесса. Косвенно на потребителя ложится дополнительное бремя расходов по обслуживанию пластиковых карт, по аренде и ремонту оборудования – терминалов, количество которых превышает 42 тысячи, банкоматов. Число работников бюджетной сферы, получающих зарплату на электронные карты, приближается к шести миллионам. В прошлом году совокупный оборот по банковским картам составил около полутора триллионов сумов. С точки зрения финансистов статистика представляется положительной. Но то, что цены на товары, которые можно купить по карточке, более высокие, чем на те же товары, оплаченные наличностью – это несколько напрягает держателей электронных кошельков. Ведь не каждому объяснишь, что торговые точки – будь то супермаркет или небольшой продуктовый магазин – зависят от банков, которые их обслуживают. Например, ташкентское ЧП «Чень-Чун», выкупившее терминал за 389 тыс. сумов, вынуждено платить своему банку (АКБ «Агробанк») ежемесячную аренду 12 тысяч сумов. Новый вид платежей породил и новый вид бизнеса, который играет на разнице. Так предприимчивые, а зачастую вынужденные «бизнесмены», которые «пасутся» возле рынков или супермаркетов, могут предложить вам до 90% налички за оплату товара по вашей карточке.
Существует тариф за пополнение картсчёта перечислением, который не должен превышать 1% от оборота. АКИБ «Ипотекабанк» повысил этот тариф от 2% до 6%. Для корпоративных пластиковых карт эта плата вообще не должна взиматься, но «Ипотекабанк» снимает от 1% до 6%. Антимонопольный комитет, проводивший анализ рынка услуг, выявил и превышение взимаемой банками платы за аренду терминалов, тариф которой не должен быть больше $20 по курсу ЦБ. Плата составляет $25 опять в «Ипотекабанке». Не для всех банков создаются равные условия при осуществлении межбанковских транзакций. С четырёх банков, в т.ч. с «Агробанка» взимается только по 0,1% от суммы оборота, тогда как с остальных банков – по 0,3%. Это тоже влияет на себестоимость карты, которыми «осчастливлены» бюджетные работники.
Основная часть их жалоб касается ограничения суммы наличности, которую может одноразово снять владелец карты (10-15 тысяч сумов), и ограничения по времени – с 10 до 13, а в некоторых банках с 10 до 12 часов. Причём это рабочее время учителей, врачей, других госслужащих, которые бросив службу, вынуждены выстаивать очередь для получения своих законных денег. Кстати, существует ограничение срока действия карты, после истечения которого карточка блокируется и её владельцу приходится выстаивать ещё одну очередь, уже в офисе банка, чтобы активировать свою карточку. Но все же хочется заметить, что проблемы с использованием электронных платежей не так уж глубоки, как элементарная задержка зарплат и пополнения карточек деньгами, пусть даже электронными.
Справедливости ради скажем, что есть предприятия, куда банки сами доставляют наличность для выдачи зарплаты по электронной карточке. Например, сотовая компания «Билайн», ряд других крупных коммерческих структур.
Вот мнение директора Единого общереспубликанского процессингового центра (ЕОПЦ) Шухрата Файзуллаева о проблеме с наличностью:
— Не умаляя чьих-то интересов, хочу сказать, что потребность в наличных деньгах несколько преувеличена. Дело в том, что у населения недостаточно информации о том, где и как можно использовать свои карточки. Население по-старинке пытается в банке снять всю доступную сумму в наличной форме. Понятно, что есть определенная разница в ценах в супермаркетах и на дехканском рынке на сельхозпродукты. Но согласитесь, сельхозпродукция – это не весь семейный бюджет. Существенную долю занимают коммунальные платежи, которые можно провести по пластиковой карточке. Предметы быта, одежда. Можно оплачивать услуги связи, Интернета. Конечно, если вы принесете в магазин наличные деньги, вам могут сделать скидку, а на карточку эту скидку, возможно, не дадут. Но это не столько проблема карточек, сколько умение восточного человека торговаться и добиваться скидки. При умении можно 70-80% покрывать карточкой, безналичным платежом. И в то же время нельзя снимать ответственности с отделения банка, который внедрял зарплатный проект в той же школе, на заводе, в детском саду, но при этом подошел формально к процессу – раздали карточки людям, и все. А надо было провести адресную разъяснительную работу до выдачи карточек, чтобы избежать ненужных эксцессов.
Это оптимистичное мнение Шухрата Файзуллаева. Однако далеко не все так гладко. Есть банки, которые отказываются оплачивать по электронным картам обучение в филиалах «Ипотекабанка» в Андижанской области. А некоторые коммерческие банки при расчетах по электронным картам за выдачу наличности взимают 2-4% комиссионных сборов, что также удорожает продукцию, не способствует развитию рыночных отношений.
Напомним, что в Узбекистане сервисное обслуживание терминалов осуществляют три организации. Это ЕОПЦ и две другие организации, у которых практически во всех областных центрах открыты свои филиалы. Кроме того, в Бухаре, для охвата западной и южной части республики, кроме Ташкента, и в Фергане, для охвата Ферганской долины, созданы так называемые хабы, которые оснащены оборудованием, запчастями, необходимым программным обеспечением. Но по данным сайта www.antimon.uz, коммерческие банки несут дополнительные расходы за услуги Единого общереспубликанского процессингового центра (ЕОПЦ), «который проводит первичную эмиссию пластиковых карт и процессинг отдельных финансовых учреждений. Это делает убыточным выпуск карт для физических лиц».
У «Узпромстройбанка» своя технология, которая называется EMV (т.е. Eurocard, MasterCard, Visa). Для них были разработаны общие стандарты, на основе которых этот банк сейчас выпускает карты Visa, с которой существуют некоторые проблемы. Дело в том, что принять эти карточки к оплате можно при наличии в магазине специализированного терминала, который каждую операцию проводит через банк, либо по сотовым каналам, либо по обычным каналам городской связи. Но Visa работают в основном в супермаркетах.
«Так сегодня в общих чертах обстоят в нашей стране дела с электронными платежами и с их техническим сопровождением. Нравится это кому-то или нет, но процесс этот уже не повернуть вспять. А если он еще будет происходить в условиях благоприятного экономического климата, с уверенно стоящим на своих ногах малым и средним бизнесом, с финансовой стабильностью, то что еще можно желать», - заключает издание.
Источник Найдено через http://stosorok.ru (вот тебе и первая польза :)))

Хотелось бы услышать комментарий специалистов, банковских работников и конечно же "принуждённых" держателей банковских пластиковых карт в комментариях.

0
299
0