• 65870
  • 27
  • 27
Нравится блог?
Подписывайтесь!

ПЕРВЫЙ БLEAN КОМОМ?

В 2009 году в рамках управленческой секции National Business Forum мы уже затрагивали тему управления в казахстанских компаниях. Однако тема японского менеджмента прозвучала вскользь – она показалась слишком чужой и нежизнеспособной для нашего общества. Но два кризисных года привнесли более глубокое понимание актуальности японских бизнес-технологий, и на нынешнем форуме мы смогли более полноценно разобраться в общих проблемах, присущих казахстанскому менеджменту, увидеть доминантов сектора профессиональных услуг и попытались понять, где скрыты источники роста и каков его предел.

Масштабы государственной программы ФИИР и персональная ответственность первых лиц страны за ее реализацию заставили совершенно по-новому взглянуть на проблемы предпринимательства. Один из основных вопросов, которым задался в своем выступлении управляющий директор ФРП «ДАМУ» Габит Лесбеков,  – что первостепенно для успешного start-up-проекта: кредиты или знания? Из слов докладчика становится очевидно, что основной упор госорганов смещается в сторону нефинансовой поддержки.

Новая программа МИНТа – «Производительность-2020» – делает ставку на внедрение технологии бережливого производства[1] в несырьевом секторе страны. Однако эффективного и открытого диалога между разработчиками программы и экспертами из бизнес-сообщества все еще не состоялось, за исключением лин-форума. Из прошлого опыта очевидно, что игнорирование частных инициатив и мнений приводит к просчетам в качестве продуктов, предоставляемых за счет бюджета. Отвечая на вопрос, какая из систем повышения эффективности лучше, партнер ООО «Арсенал Успеха» Михаил Чулкин утверждает: «Любая система, позволяющая достигать поставленных целей». Концентрируясь на внедрении кайдзен через государственное АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» (АО «ЦИТТ»), мы рискуем упустить из виду нужды бизнеса и -в других инструментах повышения эффективности. Потому, возможно, стоит обратить на них внимание? В отсутствие основных разработчиков программы, ответ пришлось держать заместителю председателя Комитета промышленности Министерства индустрии и новых технологий РК Даулету Бакбергену. Участники NBF 2011 Зима высказали свое сомнение, что командно-административное внедрение кайдзен на 28 казахстанских предприятиях (таблица 1), входящих в ФИИР, принесет сколько-нибудь значимый эффект, поскольку на каждый проект отводится всего один год. К тому же, как отметил Ергали Бегимбетов, председатель правления СК «Лондон-Алматы» и специалист в области японского менеджмента, внедрять кайдзен очень сложно,  ведь менять менталитет надо и первому лицу компании, и всем сотрудникам, а если нет заинтересованности в изменениях, это невозможно. Заместитель председателя правления ДБ АО «Сбербанк» Шухрат Садыров, добавил, что неосновательный подход может дискредитировать саму концепцию бережливого производства и затруднит ее внедрение в будущем.

В своем ответе Даулет Бакберген  остановился на технических вопросах отбора предприятий: «Выбор той или иной компании, прежде всего, осуществляется по критериям финансовой эффективности, способности компании покрыть свои обязательства». Сама же процедура отбора компаний, подлежащих внедрению бережливого производства, в скором будущем поменяется, и соответствующие изменения включат в закон «Об инновационной деятельности»,  в котором будут предусмотрены:

  • Упрощение процедур и уход от коллегиального решения;
  • Расширение линейки управленческих технологий и увеличение бюджета;
  • Совершенствование механизма технической поддержки АО «Казахстанский институт развития индустрии» (АО «КИРИ») по подготовке экспертов.

Между тем последний пункт, хоть и учитывает замечания экспертного сообщества, но далек от идеала. Так, согласно новой схеме отбора, предприятие будет обращаться в АО «КИРИ», где все необходимые инструменты поддержки будет определять один эксперт, и если у руководства не будет прослеживаться заинтересованности, то, соответственно, не будет выдана и рекомендация по внедрению лин-технологий. «Это субъективная оценка, – признает г-н Бакберген – но другого пути сейчас нет».

В ходе обсуждения инструментов, предоставляемых государством, также были выявлены некоторые нестыковки. Так, советник президента АО «НК «Казахстан Темир Жолы» Ерхат Искалиев отметил сложности в получении комплексной поддержки из-за разного времени их появления и общего уровня недоверия. При этом директор ПКФ «Textiline» Сергей Апенко добавил: «Госпрограммы предоставляют хорошие инструменты, но не все компании могут воспользоваться ими, так как находятся на разных этапах жизненного цикла».

Активную работу в направлении совершенствованияуправленческой культуры ведут негосударственные организации, в частности, BAS Programme Европейского Банка Реконструкции и Развития, собравшая вокруг себя не только всех казахстанских консультантов, но и различные организации, в том числе доноров. В данный момент АО «ЦИТТ» ежегодно выделяет 165 млн. (рис. 1) на внедрение современных управленческих технологий, однако в Казахстане отсутствуют специалисты в области кайдзен, их место прочно заняли иностранные специалисты, и в первую очередь из российского «Центр ОргПром».

 

В данный момент объединенные усилия BAS Programme, Немецкого общества по международному сотрудничеству (Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit, GIZ) и Казахстанско-японского центра развития человеческих ресурсов (JICA) направлены на подготовку внутреннего пула консультантов по бережливому производству из числа консультантов по ISO, чтобы покрыть образовавшийся спрос. «Мы пришли к выводу, что целесообразней сформировать внутренний пул консультантов, чем приглашать зарубежных специалистов», – комментирует представитель GIZ Данияр Шакенов. При этом снова был сделан акцент на опасности дискредитации системы кайдзен, как это случилось с ISO.

Обучение консультантов бережливому производству проходит непосредственно на предприятиях под руководством специалистов из России и Японии. Одним из первых таких предприятий стала ПКФ «Textiline»: «Нам посчастливилось выиграть отбор и стать пилотным предприятием по внедрению бережливого производства. Трехнедельный проект был организован GIZ и BAS Programme под руководством Михаила Чулкина. В числе участников и обучающихся были 12 казахстанских бизнес-консультантов и 6 производственных менеджеров компании».

НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ.

Что такое Lean Production? Это система простых решений для выявления и устранения потерь с целью производства продукции и услуг с нужной скоростью и требуемым качеством для удовлетворения нужд потребителей. Увидеть всю простоту и гениальность данной концепции нам помогли кейсы практикующих бережливое производство компаний Textiline (производственный сектор), SENKO (логистические услуги) и Сбербанк России (финансовые услуги), раскрывших разные грани инструментов кайдзен.

Самой большой и распространенной управленческой ошибкой казахстанских компаний генеральный директор ICC Business Advisors Мухтар Мусабетов назвал инициативу без учета мнения потребителя. В основе же кайдзен лежит осознание того, что прибыль компании зависит от лояльности и удовлетворенности потребителя, и, следовательно, высшее руководство компании направляет все усилия на удовлетворение и качественное обслуживание потребителя, что на сегодняшний день является редкостью.

Кейс японского логистического оператора Senko, имеющего СП в Казахстане, наглядно продемонстрировал аудитории возможности инструментов кайдзен. «Финансовые результаты первого месяца работы открытого в августе 2009 года торгового центра[2] близ Токио, – рассказывает вице-президент АО "SENKO-Lancaster Silk Road Logistics"  Ацуши Хара, – показали убыток вследствие непредвиденных работ, более низкой продуктивности и большего количества клиентов».

Процесс выхода из сложившегося положения был разбит на два этапа:

  1. Сконцентрировавшись на проблеме финансовой эффективности, с сентября 2009 по март 2010 года компания осуществила 33 мероприятия, повышающие производительность труда. В результате продуктивность за первый месяц выросла на 170% и на 250% в течение полугода.
  2. Однако в марте все еще оставалось 19 проблем с качеством, основная из которых – неправильная доставка, что сильно огорчало клиентов. В течение последующих 9 месяцев компании удалось исключить ошибки, прежде составлявшие 0,1% от операций, и поддерживать нулевой показатель в течение трех месяцев и 10 дней на момент презентации. При этом число обслуженных клиентов за период составило свыше 850 000 (!), что соответствует уровню 6s[3].

Кейс казахстанской текстильной компании ПКФ «Textiline» продемонстрировал первые плоды и результаты внедрения кайдзен. За время проекта на швейном участке была создана ячейка для производства джемперов-поло. За счет применения принципов бережливого производства ячейка сумела повысить производительность на 30%. В три раза улучшились показатели качества продукции. Время с момента поступления кроя до выпуска джемпера-поло сократилось вдвое.

Также удалось выявить наиболее быстрые и правильные способы выполнения швейных операций, например, комплектация кроя в переносную тару, что позволило швеям получать крой, который не нужно комплектовать, а можно сразу запускать в пошив. Причем комплект кроя включает в себя и расходные материалы и фурнитуру. Выяснили, что программа, используемая для создания раскладки, может формировать ее по размерам, моделям и т.п. Также была найдена возможность вдвое сократить время на распечатку раскладки лекал.

Принципы бережливого производства перетекают во все сферы бизнеса, и кейс ДБ АО «Сбербанк России» показал пример их применения в сфере финансовых услуг.

«Выбор концепции бережливого производства, – рассказывает Шухрат Садыров, – обусловлен его близостью к нашей миссии и нашим проблемам». При этом система должна была позволить более эффективно управлять двадцатью тысячами (!) отделениями и обеспечить достижение таких целей, как сокращение времени выдачи кредита физическому лицу до двух дней. При условии успешного внедрения эта система становится ключевым конкурентным преимуществом, ведь без постоянного совершенствования и изменений такая большая компания начнет медленно умирать.

Новая философия потребовала от топ-менеджмента компании иных подходов к работе. Управленческая команда в Сбербанке дополняется подразделениями ПСС[4] – отдельной структуры, где все время сотрудников уходит на формирование процесса лин-технологии и ее тиражирование. При этом важно, чтобы лин-инициативы и инновации поступали непосредственно от работников, идеи потом «обкатываются» в лин-лабораториях – специальных отделениях Сбербанка.

Ключевым элементом в ПСС является «Гемба»[5]. Ее идея с позиции менеджмента заключается в том, что если проблема возникает, то специалисты должны идти на «Гембу», собрать на месте все данные, установить причину и предложить решение проблемы. В Сбербанке «Гемба» – это в первую очередь филиалы и отделения, где происходят операции с клиентами.

***

Результаты впечатляют. Прирост производительности, как правило, достигается за счет оптимизации внутренних процессов и не требует дополнительных финансовых затрат. «Чтобы получить максимальный эффект, требуется вовлекать в процесс весь персонал. А для этого нужна грамотная мотивация и информационное сопровождение проекта», – поясняет г-н Апенко. Хотя в его компании с этим больших проблем не возникло, так как персоналу приходилось работать в две и даже три смены, чтобы избежать задержек клиентам. Предложенные инструменты кайдзен технологический персонал воспринял как способ облегчения работы, хотя традиционно их очень тяжело убедить. В Textiline не использовали дополнительных денег на мотивацию, за исключением фактора сдельной оплаты труда на производстве и увеличившейся выработки. Лучшей мотивацией г-н Бегимбетов назвал незамедлительное реагирование на лин-инициативу. Делясь опытом использования кайдзен в Сбербанке, г-н Садыров отметил, что «если мы хотим сделать это образом мышления, то нельзя поощрять лин-инициативы материально, но на первоначальном этапе важно, чтобы люди поверили в систему. Но ключевым является признание того или иного подразделения самым продвинутым в области бережливого производства, а это дополнительное обучение и стажировки».

Внутренняя мотивация определяла весь ход формирования философии кайдзен. Развиваясь в послевоенной Японии, лин-технологии выкристаллизовались в цельную производственную концепцию. Имея в наличии лишь устаревшее оборудование, ввезенное из развитых стран, и непреодолимый дух реваншизма, японцы нашли простые рецепты процессоориентированного производства и снова вырвались в лидеры мировой экономики.

ЭПИЛОГ…

Форум был посвящен вопросам модернизации страны и менеджмента как одного из ключевых факторов успеха реализации госпрограмм. Необходимо одинаково эффективно задействовать как финансовый рычаг, предоставляемый государством, так и нефинансовый, внутренний. Как выяснилось в ходе конструктивного диалога, внутренний потенциал роста есть, но для его активации нужны правильные люди, и не только в топ-менеджменте компании.

Чтобы технология кайдзен давала ощутимые результаты, необходимо ее системное использование в течение длительного времени. Непрерывное совершенствование процессов должно стать настоящей философией компании, ее духом и стилем. Для этого нужно понимание важности философии кайдзен первым руководителем – главным носителем корпоративных устоев, нужна его сильная воля и ежедневная личная работа в соответствии с данной технологией. Чтобы успешно применять лин-технологии, необходимо изменить привычки и стиль мышления. В противном случае после нескольких результативных (или нерезультативных) месяцев работы, технология кайдзен может стать, как выразился г-н Апенко, «очередной формальностью и забытым нововведением».

© National Business №84 (2011)


[1] Lean production (лин), kaizen (кайдзен), just-in-time (точно вовремя)

[2] Работающего по принципу онлайн заказов

[3] Показатель дефектов в шесть сигм (Six Sigma, 6s) допускает 3,4 ошибки на 1 миллион операций.

[4] ПСС – Производственная система СберБанка

[5] Гемба – японский термин, означающий место, где формируется продукция или предоставляются услуги, место создания ценности итогового продукта, услуги

national_business
Журнал «National Business» («Национальный Бизнес»). Издается с октября 2003 года. №1 ДЕЛОВОЕ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ КАЗАХСТАНА National Business – казахстанский ежемесячный деловой журнал №1, настольное издание топ-менеджеров, менеджеров среднего звена, владельцев бизнеса, decision-makers, ведущих представителей государственного и научно-образовательного сектора. Журнал охватывает наиболее образованную, экономически активную и состоятельную прослойку населения. Телефон редакции: +7 (727) 3121130, факс: +7 (727) 3121136, email: info@nb.kz
16 мая 2011, 21:12
1759

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Нет ничего более вдохновляющего, чем видеть стада сайгаков. Не зря их называют «киелі»

Нет ничего более вдохновляющего, чем видеть стада сайгаков. Не зря их называют «киелі»

В начале 2000-х годов в уральской популяции оставалось только 2500 сайгаков. Сейчас благодаря охране от браконьеров их численность выросла до 100 тысяч.
theYakov
17 июля 2017 / 17:55
  • 8865
  • 3
Ресторанный консенсус в Казахстане: мужчина платит всегда

Ресторанный консенсус в Казахстане: мужчина платит всегда

Ресторанный консенсус в этой стране таков, что если речь идет именно о свидании, то оплачивает его на 100% из 100 именно мужчина. Пытаться его расшатать - это достаточно дорогое удовольствие.
convoluted
17 июля 2017 / 15:32
Решили рискнуть и обратиться к риэлторам. И этим людям мы доверяем свой ночлег?

Решили рискнуть и обратиться к риэлторам. И этим людям мы доверяем свой ночлег?

Звоним риэлтору, говорим, верните наши 15 000 тг, так как ваша клиентка нас кинула. По его словам, он вернуть деньги больше не может. Не имеет право.
decorus
17 июля 2017 / 14:48
  • 3176
  • 15
Польша – страна простых решений. Почему они смогли, а мы еще нет?

Польша – страна простых решений. Почему они смогли, а мы еще нет?

В Польше вообще очень много понятного и простого – инфраструктура, коммуникации и дороги прежде всего, льготы в образовании, поляки вообще получают его бесплатно. А урожай побольше нашего.
Shimanskaya
17 июля 2017 / 16:08
  • 3318
  • 37
«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

Некий блогер Сергей Никитский неустанно пишет о Казахстане, Астане, Экспо и посвящает два материала Алматы, причём подчёркнуто называет город Алма-Ата.
Langdon
19 июля 2017 / 15:44
  • 3297
  • 56
Один из способов выиграть суд против коллекторов

Один из способов выиграть суд против коллекторов

Сегодня в своем посте я постараюсь рассказать, как выиграть суд против некоторых коллекторских компании в нашей стране. Чем отличается коллекторское агенство от обычного банка?
Advokot
18 июля 2017 / 15:31
  • 2896
  • 10
«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

На этот раз пост очень важный и необходим к прочтению каждым! Не поленитесь и уделите время прочтению. Ни в коем случае, не разговаривайте с полицейскими до прихода вашего адвоката!
asselsabekova
18 июля 2017 / 14:19
  • 3005
  • 31
Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Автор утверждает, что программы МБА не дают никакого позитивного выхлопа, если ты уже не являешься владельцем или наследником прибыльного бизнеса. Знания МБА можно получить бесплатно, уверяет он.
Aks_Ras
19 июля 2017 / 16:28
  • 2466
  • 2
Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Вчера все информационные агентства страны передали сообщение, которое заставило забиться в ужасе сердца всех матерей страны. В мусорном контейнере города Сатпаев было обнаружено тело новорожденной девочки.
AliyaSadyrbaeva
19 июля 2017 / 11:06
  • 2199
  • 18