Звезды Шакена

Алия Кадырова 2011 M05 13
575
0
2
0

Целый день я провела в кинотеатре за просмотром конкурсных фильмов! С 11 утра и до 7 вечера мне удалось побывать на трёх сеансах (короткометражки, объединенные в программы по три-четыре штуки) и...

Целый день я провела в кинотеатре за просмотром конкурсных фильмов!

С 11 утра и до 7 вечера мне удалось побывать на трёх сеансах (короткометражки, объединенные в программы по три-четыре штуки) и творческой встрече с кыргызским режиссером Шамилем Джаппаровым.

Кстати, очень порадовало что залы были полны людей. (я опоздала на первый сеанс и в итоге тихо простояла на ногах полчасика, прислонившись к колонне, потому что свободных мест просто не было) Когда пошли титры второй короткометражки, то некоторые зрители вышли - видимо спешили в другой зал - и удалось найти свободное место.  А причина такой посещаемости - видимо то, что организация в этом году заметно выше чем в прошлом - удобные програмки с переводом на английский и хотя бы какая-то освещенность в СМИ. Гости - турецкие, азербайджанские, российские, польские, французские, украинские, кыргызские киношники - прогуливаются у залов с умным видом и бейджиками.

Организаторы, видимо, поставили себе целью по популярности у зрителей приблизиться к Каннам кинофестивалю Евразия! :)

Ну а теперь о фильмах. Так как разные сеансы идут параллельно в разных залах, то все время приходится выбирать, куда пойти и как не прогадать, чтобы увидеть самое интересное. Ну, что касается меня, то я-то старалась выбирать в пользу казахского и кыргызского кино и ещё желательно в документальную сторону.

Из утренних програм я выбрала ту, где была среди прочих дипломная работа из Жургеневской академии под названием "Мешок". Помимо неё в этой же номинации "Студенческое кино" также была одна украинская 20 минутная картина на вечную тему "разговор жены с любовницей", выполненная в стиле фон Триеровского "Догвилля", без декораций; и три французских из киношколы "Ля Фемис".

"Мешок" - незамысловатая история, про то, как двое парней находят в степи мешок с деньгами. Ну, естественно, разыгрывается психологический конфликт, выясняется кто кому завидовал, кто что о другом думает. Правда конфликт сворачивается, не успев развернуться, потому что незадачливые криминальные авторитеты, выронившие этот мешок, за ним возвращаются, и забирают мешок у наших бедолаг не встретив при этом вообще никакого сопротивления. Фильм не то, чтобы сделан невероятно талантливо или очень уж профессионально (хотя кстати одного из двух персонажей играет Асхат Кучинчиреков, тот самый который святался к Тюльпан в фильме Сергея Дворцевого), но не лишен своего обаяния. Герои, скажем, пьют чай в степи, подогревая воду на костре прямо в пластиковой бутылке. Вот такая она казахская степь - чай льётся прямо из земли, и вот такая казахская ментальность - лениво и нехотя поссориться из-за денег, а потом втайне обрадоваться, что их отобрали.

Французские короткометражки были, следует признать очень неровными, "История Жан-Поля" (15 мин) какой-то лишенный юмора стёб насчёт вечной темы французского кино, а "Кроме убежища"(20 мин) - история в жанре как случайности приводят к трагедиям). Среди них правда немного выделяется "Забытый всеми", история японского тур-гида в Париже, который потеряв своего подопечного, допытвается у группы "Вы помните кто такой господин Шимура? Нет? Это тот, что уснлу на Эйфелевой башне? А, это были вы... А может тот, что купил сумку Луи Вьютон? А, вы.. А кто тогда Шимура?", а потом приходит на встречу выпускников своего курса и  в ответ на приветствие слышит "Нагакава? А, это ты чуть не вылетел на третьем курсе? Нет... А это ты, который был любимчиком господина Тэнака? Не ты... А кто тогда ты?".

Ещё из так сказать хайлайтов этого фестивального дня нужно отметить российскую документальную картину "На линии игры". "На линии игры" это история о футболистах сборной России по футболу. Совершенно нормальной сборной России по футболу среди ампутантов. Но это не главное, а главное то, что там играют вместе и русские и чеченцы, потерявшие конечности на одной и той же войне, правда за разные стороны. И на политику у этих ребят совсем другие взгляды.

Кыргызская документалка "Свет" рассказывает про то, как в один далёкий аил в первый раз подключили электричество. Поначалу картина выглядит, как агитационный репортаж, казалось бы пиши название партии в конце и пускай по телевизору. Прадва к середине и концу ситуация заметно выправляется. На удивление удаётся сделать такую политизированную тему простой и человеческой.

Другая кыргызская очень невнятная документальная короткометражка "Культурный императив", построенная только на закадровом голосе и кинохронике, пытается рассказать историю кыргызской культуры. Правда выходит очень странно, то авторы пытаются неуместно-завуалированно высказать, как много разрушила советская власть, то вновь - как много разрушила независимость, а потом уже даже и революция. Фильм вышел неинтересным и скучным однако, тема, чего уж там говорить, выбрана прекрасно, всем режиссерам участвующим в фестивале можно бы задуматься о том, что то, что снимают они, может и кажется, что о другом, а на самом деле о том же, о чем вещал закадровый голос "Культурного императива".

И в завершении фестивального дня состоялась встреча с режиссером Шамилем Джаппаровым, который кстати не только известный в Киргизии режиссер, но ещё и глава агентства по кинематографии. Очень одухотворенный человек, помимо постоянных ответов на вопросы киргизском кинематографе в целом "сколько денег выделяют? кому принадлежат кинотеатры?" успел сказать весьма важные вещи и о вечном. О том, что режиссерам следует искать свой язык, о том, что хорошее кино не имеет национальности. Может быть, однако, он несколько недооценивал уровень аудитории... а может я слишком умная . Но мастер-класс всё равно прошёл ладно и красиво. Весело было слышать между строк, что Алмата для Киргизских кинематографистов, то же что Москва для наших. Интересный момент сложился, когда вопрос стала задавать украинская девушка, она спросила что-то вроде каковы национальные черты именно кыргызского кино, дескать они там у себя отчаянно пытаются решить этот же вопрос с украинским. Мастер затянул речь о том, что истинное кино - оно не национальное, а человеческое, а потом отметил силу украинского кинематографа и заметил что проблемы у них - похожие. "Все мы болеем одними болезнями... Только вот у братьев-казахов отчего-то на это имунитет... Но хорошо всё-таки, этими болезными надо переболеть в детстве"

- "Знаем мы вашу звездно-полосатую болезнь" - ехидно заметила я про себя.

После встречи пришли в голову естесственные и хорошие мысли о том, что мы все - всё-таки уже разные страны... И чем дальше будет развиваться истоия, тем дальше мы, постсоветские, будем становиться друг от друга.

Это грустно, это весело, это отдаляет но это и сближает тоже.

Вот таким был этот фестивальный день. Завтра по программе в Армане анимация, а в Силк Уэй Сити много турецкого кино.

Смотрите разное кино! Это интересно!

Оцените пост

2