Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
20:46, 11 мая 2011

К землетрясению не готовы

Blog post image

Абдулазиз АБДУЛЛАЕВ, главный научный сотрудник Института сейсмологии, член межведомственной экспертной комиссии по прогнозу землетрясений при МЧС РК.

Фрагмент дискуссии в Клубе ИПР «Землетрясение в Алматы: Готовность номер ноль», 5 мая 2011 г.

Сегодня мы пришли к выводу, что проблемы долгосрочного прогноза (на 10-15 лет) решаемы. Мы также сможем указать, где произойдет землетрясение, с какой силой, и с какой вероятностью в среднесрочном плане (на 1-2 года). Но это не дает нам основания для принятия превентивных мер. Можно говорить, что здесь произойдет землетрясение в течение ближайших пяти лет, но ты реально не знаешь, кого можно переселить, что можно застраховать, что можно укреплять без разумной карты сейсмического районирования.

Аппаратура морально изношена, все сроки эксплуатации давным-давно прошли. Мы просто сохранили существующую сеть, созданную в 1980-е гг., и до сих пор на этой сети делаем прогноз. Времена и требования изменились, появились новые технологии и возможности обработки данных. Могли бы работать на новом уровне, но, к сожалению, техническая база и финансирование не позволяют этого. Одновременно с  сетью устарели и наши кадры. Мне уже за 70, а молодежь не идет на зарплату в 25 тысяч. Самый высокооплачиваемый специалист у нас получает 50 тысяч тенге, в то время как секретарь любой фирмы получает 150 тыс.

Все службы, занимающиеся прогнозами и имеющие сейсмическую сеть, разбросаны по всему Казахстану.

Первое, что нужно сделать: все, что касается сейсмологической службы и вопросов прогноза землетрясений, мы должны объединить в единую организацию.

Второе: у нас государство должно непосредственно заботиться о сейсмической безопасности. Причем делать это не путем финансирования через тендер, а прямым назначением. За последние 10 лет мы не можем купить себе даже элементарные приборы, потому что оно не подходит к какой-нибудь статье. Как можно развивать методику прогноза и другие направления, если у Института нет приборов?

Третье: должен быть проработан информационный вопрос: как научные заключения должны через систему ЧС доходить до населения? Это особая информация,  которой мы должны обеспечить наше население дозированно и официально. Если мы будем каждый день говорить, что у нас произойдет землетрясение в 2-3 балла (а это наша обычная жизнь), мы добьемся эффекта пастуха: алматинцы перестанут реагировать на официальную информацию. Поэтому о землетрясении надо говорить путем оповещения через ДЧС. Если землетрясение средней силы, то о нем лучше не информировать, так как это может вызвать большую панику.

В конечном итоге в вопросе, готовы ли мы к реагированию и отражению таких ситуаций - положа руку на сердце, нужно признать: мы не готовы.

Вопрос страхования связан непосредственно с проблемой создания карты сейсмического микрорайонирования для города Алматы. К сожалению, ее у нас нет. Мы этот вопрос много раз ставили, он сейчас решается. До сих пор эксплуатируется первая карта сейсмического районирования, созданная еще в 1982 году по инициативе Н.М. Макиевского, совершенно устаревшая и не отвечающая никаким современным требованиям.

За эти годы город вырос более чем в пять раз. Он испещрен метростроем, где были неоднократные взрывы, несчастные случаи, информация о которых не публиковалась. Наши недра потеряли свою устойчивость. Много изменений – некоторые разломы оживились, некоторые заглохли. На карте сейсмического микрорайонирования каждое здание должно иметь свою оценку – тип здания, год, из какого материала, сколько баллов выдержит. После этого никакого страхования не нужно будет. Ведь страховщики не дураки, чтобы свои деньги так отдавать. Будут страховать жителей домов, отвечающих всем нормам. Так что вопрос пикантный. Мы каждый год пишем программы по картам микрорайонирования. Это где-то миллиард тенге на 2-3 года, в том числе с проведением паспортизации зданий. Это чрезвычайно важная карта, которая должна быть справочным материалом для всех органов. Когда один артист из Москвы приезжает, все на ушах. А тут вопрос касается двухмиллионного города – и все молчат.

Гибель людей, ущерб – это не акт сейсмических толчков. Ущерб – от домов недобросовестной постройки, завалов, вторичных факторов. Поэтому дома должны быть нормальные, сейсмостойкие. Но наш акимат, по-моему, окончательно потерял контроль над строительно-архитектурным процессом в городе. Все строят – кто, где и сколько этажей хочет… Никто не знает, кто контролирует этот процесс. Сейчас в мирное время «пожарке» невозможно проехать во дворы – о чем тут говорить?

0
459
7