Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
04:51, 09 мая 2011

Просвещается моему Аташке

Эту статью написала моя мама . И данная статья была опубликована в газете Диапазон.

От себя хочу сказать,что часто вспоминаю моего любимого Аташку. Мне тебя сильно не хватает.

Blog post image

В июле 41-го отец окончил учительский институт. Сразу после выпуска отца взяли на фронт. Его направили на ускоренные офицерские курсы в Военную академию Харькова. Оттуда в звании лейтенанта-артиллериста отец ушел защищать Сталинград.

 

Это был его первый день на фронте. Железнодорожную станцию, где солдаты грузили орудия, разбомбила немецкая авиация. Отец и еще несколько человек, спасаясь, укрылись в здании вокзала. Но последний солдат не успел. Едва за ним захлопнулась дверь, ударной волной осколком двери его разрезало пополам. И тут же в здании распространился запах горелого мяса. Этот ужас отец не мог забыть до конца своих дней.

Он дошел до Берлина. В 43-м его направили в 41-ю Гвардейскую бригаду под командованием маршала Жукова. Отец прошел с боями Смоленск, Витебск, Минск, Варшаву… Несколько раз был ранен. При форсировании Вислы он получил последнее ранение, но, не долечившись, сбежал из госпиталя и догнал свою воинскую часть на границе с Германией, позже участвовал во взятии Берлина. Весной 45-го там скопилось очень много войск, и по распоряжению командования части распределяли по всей освобожденной Германии. Папа попал в Тюрингию и служил там до сентября 1946 года.

Он очень любил военные фильмы. Правда, в жизни, говорил он, все было иначе. Отец рассказывал, как они спали в заснеженных окопах. Когда враг теснил, а обстановка не позволяла выкапывать окопы в полный рост, солдаты брали окоченевшие трупы погибших солдат, укладывали их на бруствер и из-за них вели огонь по врагу.

Папа, как артиллерист, руководил колонной тяжёлых орудий и, получив координаты стрельбы, обязан был, отстрелявшись, быстро менять дислокацию, не дав врагу засечь их, и открыть ответный огонь. Часто приходилось, развернув тяжёлые орудия, стрелять по врагам прямой наводкой.

Папа рассказывал, что, как ни странно, но на фронте их кормили очень хорошо. А почта работала идеально. Вспоминал, что при освобождении Польши в первое время наши воины считали, что они освободители, и им незачем опасаться местное население, но по ночам поляки убивали наших солдат и тогда при ночёвке в населённых пунктах они стали выставлять часовых. При взятии Германии озлобленные солдаты убивали немцев. Как-то раз захватили молодого немецкого штабного лейтенанта. Его хотели расстрелять, но папе стало жалко парнишку – он был такой молодой, испуганный, чистенький... Папа отбил его и заставил под охраной доставить лейтенанта в штаб, чтобы спасти от расправы.

Отец отмечал, что немецкие солдаты были очень дисциплинированными. При вхождении наших войск сразу признавали поражение и не покушались на жизнь наших солдат.

У отца остались фото тех лет. На них видно, что артиллеристы возили орудия на «Студебеккерах», полученных СССР по ленд-лизу. Папа очень хвалил эти машины. Однажды, в 44-м году, при форсировании реки «Студебеккер» провалился под лёд, папа чудом выжил, но заболел и лечился в госпитале от пневмонии. На  дорогах были выставлены огромные фанерные щиты с изречениями Сталина. При очередных передвижениях папа останавливал колонну и, выстроив в ряд солдат, вслух зачитывал слова Сталина. Вдохновленные, они ехали дальше.

На подступах к Германии был такой случай. Группа наших солдат оказалась в освобождённом Освенциме. Там они нашли спирт, выпили, а наутро почти все ослепли. До конца войны оставалось совсем чуть-чуть…

Отец был награждён медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией», дважды медалью «За отвагу». В мирное время отец работал в крайкоме партии. Был персональным пенсионером. Мы гордимся своим отцом, а шестеро внуков – дедушкой. К сожалению, отец не дожил до 65-летия Победы. Он ушёл из жизни в 85 лет.

 
1
356
5