Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
21:52, 05 мая 2011

Алматинский метрополитен – притча во языцех!

Blog post imageНе знаю как вам, а мне уже не терпится прокатиться в нашем метро! Тем более, что одна из веток проходит аккурат под соседней улицей!))

В 2009ом  для одного кахахстанского интернет-ресурса, писала статью про Алматинский метрополитен.

За эти два года, конечно, многое изменилось (станции приобрели вполне презентабельный вид, если верить фотографиям).Но возникают другие вопросы, уже более глобальные в свете последних "трясущих" нас событий... Выдержит ли подземка землетрясение и насколько этот вид передвижения будет безопасным?

Надеюсь, нам на эти вопросы непременно ответят, даже могу догадаться как именно)) Тогда и инфоповод появится для написания новой статьи о метро... но пока выкладываю  архивный материал. Не запутайтесь в цифрах;)

Алматинский метрополитен – притча во языцех!

Будет в Алматы метро или нет? Наверное, на этот вопрос с уверенностью сможет ответить только следующее поколение казахстанцев, это если давать пессимистичные прогнозы, ну а если с головой удариться в оптимизм, то подземка в Южной столице должна была появиться еще в середине 2008го! Но на помощь пришел пресловутый кризис, в итоге и сроки вновь отодвинули, и финансирование сократили, правда опять дали обещание, что совсем скоро алмаатинцы «спустятся под землю». Вполне ожидаемая схема, при таком хрупком состоянии экономики страны.

Всякий раз, когда, речь заходит о строительстве алматинского метро, я пытаюсь прокрутить пленку назад, и понять, где все-таки была допущена ошибка, из-за которой нам всем так не хватает обещанного комфорта? Для этого, естественно, необходимо обратиться к истории.

Еще в 1975ом году впервые были представлены и обоснованы планы строительства метрополитена в Алматы.

Двумя годами позже, в 1977ом прозвучали обоснования проектирования монорельсовой дороги для города в качестве альтернативы метрополитену.

Уже в 78ом был утвержден Генплан застройки Алматы, куда включался и первый проект трассы. Началу строительства мешала на тот момент лишь одна вещь: правительство СССР решило раскошелится на метро в Алматы, только в том случае, если население города дорастет до миллиона. Что, собственно и произошло в 81ом –тогда был официально зарегистрирован миллионный житель.

В 83ьем -разработали и перепроверили целесообразность трассы, тогда же были предложены проекты дизайна станций.

Год 1988ой! Н. А. Назарбаев, находясь на посту председателя Совета министров КазССР, подписывает пакет документов по Алматинскому метрополитену.  Официально стройка стартует 7ого сентября  на станции «Райымбек».

Наступил 89ый, именно тогда был утвержден новый Генплан застройки Алматы, с учетом строительства метро и сноса зданий под строительство метро.

В 90ом вышеупомянутый Генплан потерял свою актуальность. Страны советов не стало. Испарилось и финансирование. Новому руководству уже независимого Казахстана в то время было совсем не до метро! Но отказаться от этой фееричной затеи было уже слишком поздно, ведь ее полное «истребление» понесло бы еще большие убытки! Амбициозные планы, несмотря на экономическую обстановку в республике, высшие чины продолжали строить…

Так в 1991ом году  смета строительства составила 457 миллионов рублей, для нужд метро было  снесено 137 зданий, в том числе 92 жилых дома.

В 1995ом была проведена  комплексная экспертиза, в ходе которой выяснилось, что на строительство первой очереди метро понадобится 101млрд. тенге. А  потом наступило затишье, на целых шесть лет!

Blog post imageВ 2001ом о метро вспомнили и взялись за переименование станций. Это согласитесь тоже важный пункт в строительстве, тем более, что государство на выделение средств явно не скупилось! Так, например, в 2005ом на продолжение строительства метро из гос. бюджета  было выделено 5 млрд. тенге, в 2006ом еще 18ть млрд  (из которых впоследствии изъято 40% на строительство автомобильных развязок), в 2007ом сумма увеличилась до 37ми млдр тенге (!!!) в 2008ом когда грянул мировой экономический кризис, с финансированием культового объекта строения стало совсем туго. Метростроевцы не получали свои кровные (как и в 90ые), сдача первой ветки опять откладывалась, алмаатинцы ухмылялись, мол, нас уже ничем не удивишь! Но надо отдать должное правительству (и налогоплательщикам, разумеется), еще 36 млрд.тенге, волшебным образом были найдены и направлены на завершение строительства. Которое, как известно, так и не закончилось.  В этом же году в связи с глобальной рецессией, правительство значительно урезало сумму, из необходимых 57 млрд тенге было выделено лишь 24 млрд, что, конечно, не может не сказаться на сроках сдачи первой линии метрополитена. По словам представителей  АО"Алматыметрокурылыс",  сроки будут перенесены на конец 1 полугодия 2010 года.

Напомню, что речь идет о первой линии метро, протяженность которой составляет 8,56 километров. Она состоит из 7-ми станций (4 из которых — глубокого заложения, остальные — мелкого). Линия проходит от пр. Райымбека в южном направлении под ул. Фурманова до пр. Абая и далее по нему в западном направлении до пр. Гагарина. На первой очереди будет обращаться 7 поездов по 4 вагона в каждом. Планируется, что интервал движения составит от 5 до 2,5 (в часы пик) минут. Средняя скорость поездов около 40 км/час. Время проезда по линии первой очереди будет 12 минут. Подвижным составом должны стать современные поезда производства южнокорейского концерна Hyundai со сквозным проходом и кондиционированием в салонах, режимом полного автоведения и другими особенностями. Как говориться, полный набор удовольствии.

И еще немного о приятном: на сегодняшний день практическое выполнение работ составило75 процентов, оставшиеся 25 - это строительно-монтажные, архитектурно-отделочные работы, а также вывоз грунтовых пород.

После всего, вышеизложенного, осталось подсчитать, сколько же денег было потрачено на самый масштабный и затяжной строительный проект Казахстана! За время пока метро строилось, его сметная стоимость выросла в десятки раз. Если в 1991 году этот показатель составлял 573 млн тенге, то сейчас ориентировочная стоимость проекта – 137,642 млрд тенге. Первую очередь метро оценивали то в 564 млн. долларов, то в 500 млн. По моим  скромным подсчетам, эта сума гораздо больше!

Вообще, за время строительства алматинского метрополитена, произошло немало удивительных,  подчас необъяснимых и в тоже время, вполне предсказуемых историй. Взять хотя бы апрельскую шумиху вокруг ареста главы АО «Алматыметрокурылыс» Мурата Укшебаева и двух руководителей ГКП «Дирекция строящегося метрополитена» Рината Абугалиева и Амира Галиева. Всех троих обвинили в хищении 120 миллионов тенге. В настоящий момент уголовное дело в отношении Укшебаева доследуется следственно-оперативной группой КНБ РК. Мера пресечения- подписка о невыезде. Чиновник вернулся на свой прежний пост. Остальных участников этого скандала постигла та же участь, разве что со своими должностями им все-таки пришлось распрощаться! Если этот эпизод был отчасти предсказуем (так всегда происходит, когда дело касается по-настоящему крупных сумм), то история, произошедшая 3 сентября 83го года, так и осталась для многих загадкой! Может быть, именно поэтому ее и причислили к городским легендам?!

«При строительстве тоннеля станции Раимбека был обнаружен объект, который светился и гудел. На следующий день выяснилось, что человек, нашедший этот объект попал в больницу и позже скончался. По официальной версии у этого молодого человека обнаружилась неизвестная болезнь. Через несколько дней прилетел вертолет. Из него вышли люди в белых халатах. Они выгрузили аппаратуру. При транспортировке из тоннеля этот объект вырвался из сейфа, в котором его перевозили. В небе повис огненный шар. Человек, который спрятал шар обратно в сейф трагически погиб на месте и от него пошёл странный дым. Вертолёт с неопознанным объектом улетел. Всех работников метростроя экстренно эвакуировали. Через пять минут над котлованом пролетели истребители. На следующий день у всех тех, кто был на объекте, волосы на голове выпали и появились язвы. Улетевший вертолет был сбит в Алтайском крае, истребители не успели.На месте котлована в течение пяти лет трава не росла, птицы, пролетая над ним, падали замертво, бродячие животные, забиравшиеся туда, тут же погибали. Там высокий уровень радиации. Объект строго охранялся».

Но в 1988 году, после того как ученые обследовали место, строительство возобновилось, а не началось, как сейчас говорят.

Blog post imageBlog post imageИ все-таки, алматинское метро – миф или реальность? Этот вопрос я задала простым жителям южной столицы. Все говорили много, с воодушевлением, почти каждый считал нужным упрекнуть правительство в узаконенной коррупции, кто-то бросался эпитетами, типа «бездонная яма», «чистой воды грабеж», «махинация века» и пр. Но были и среди опрашиваемых, настоящие оптимисты, которые, несмотря на все трудности строительства, постоянно меняющиеся сроки сдачи, скандалы в рядах застройщиков, безоговорочно верят в то, что совсем скоро каждый горожанин, сможет узнать, что такое метро по-алматински!!!

Кстати, алматинский метрополитен должен стать первым метро в Казахстане, вторым в Центральной Азии (после ташкентского) и 16-тым или 17-м метрополитеном в СНГ.

в создании материала помогла Википедия

Ольга Федотова

фото с сайта: http://www.almatymetro.kz/

*** Напомню, что материал писался в августе 2009го.

0
427
4