Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
01:24, 03 мая 2011

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

Диссертация - Психолого-педагогический аспект формирования крити­ческого мышления в учебно - воспитательном процессе

Формирование критического мышления в процессе проблем­ного обучения

Степень эффективности учения и развития познавательных способностей школьников зависит от характера обучения. Оно должно быть развивающим. Из психологии известно, что мышление есть всегда поиски путей решения ка­кой-нибудь задачи, нахождение ответа на какой-нибудь вопрос. Не всякая за­дача требует активного мышления. Процессы активного мышления возникают лишь тогда, когда задача является для учащихся незнакомой, новой, и они вынуждены активно думать, размышлять, применять прежний опыт. Таким образом, настоящий интерес к знаниям, потребность в них у учащегося появ­ляется тогда, когда он сталкивается в своей учебной деятельности с известной трудностью и практически убеждается, что для ее преодоления имеющихся у него знаний недостаточно.

Чтобы обучение было развивающим, оно должно носить проблемный ха­рактер, должно вызывать у учащегося активное отношения к изучаемому ма­териалу, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; про­цесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование, познавательной самостоятельности, устойчивой мотивации учения и мысли­тельных /включая и творческие/ способностей, в ходе усвоения учащимися научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций [132].

   

Отечественной и зарубежной практикой накоплен большой и ценный опыт развития мышления учащихся путем решения задач, проблем, опыт ор­ганизации проблемного обучения - основного средства развития творческого, критического, логического, проблемного мышления учащихся и студентов.

Проблемное обучение злияет на активизацию мыслительной деятель­ности обучаемых, на формирование у них нешаблонных подходов к реше­нию проблем. Это влияние обеспечивается созданием в процессе обучения специальных ситуаций интеллектуального затруднения проблемных ситуа­ций и их разрешения.

Эффективность проблемного обучения убедительно доказана в работах отечественных исследователей: А.М.Матюшкина, М.И.Махмутова, А.В. Брушлинского и др. и зарубежных ученых: Дж. Дьюи, Э. Боно, В. Оконь и др. Результативность метода доказана и на практике, при обучении различным дисциплинам в разных типах школ.

Неупорядоченное, стихийное применение проблемных задач в обучении критическому мышлению полезно, необходимо, но недостаточно для дости­жения каждым учеником наиболее высокого и доступного ему уровня. У каждого ученика имеются свои природные задатки и свои возможности достичь высокого уровня критического мышления. Для этого познаватель­ные проблемные задачи в обучаемом курсе должны составлять не случайную совокупность, а систему. Мело знать приемы и уметь работать по шаблону, необходимо уметь применять знания при возникновении нешаблонной про­блемной ситуации.

В проблемном обучении основное внимание уделяется такому малоис­следованному аспекту, как формирование критического мышления учащихся. В практике обучения, при решении проблемных задач, как правило, встреча­ются не отдельные типы мышления, а их различные сочетания.

 
0
393
0