Формирование критического мышления в процессе проблемного обучения
Степень эффективности учения и развития познавательных способностей школьников зависит от характера обучения. Оно должно быть развивающим. Из психологии известно, что мышление есть всегда поиски путей решения какой-нибудь задачи, нахождение ответа на какой-нибудь вопрос. Не всякая задача требует активного мышления. Процессы активного мышления возникают лишь тогда, когда задача является для учащихся незнакомой, новой, и они вынуждены активно думать, размышлять, применять прежний опыт. Таким образом, настоящий интерес к знаниям, потребность в них у учащегося появляется тогда, когда он сталкивается в своей учебной деятельности с известной трудностью и практически убеждается, что для ее преодоления имеющихся у него знаний недостаточно.
Чтобы обучение было развивающим, оно должно носить проблемный характер, должно вызывать у учащегося активное отношения к изучаемому материалу, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование, познавательной самостоятельности, устойчивой мотивации учения и мыслительных /включая и творческие/ способностей, в ходе усвоения учащимися научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций [132].
Отечественной и зарубежной практикой накоплен большой и ценный опыт развития мышления учащихся путем решения задач, проблем, опыт организации проблемного обучения - основного средства развития творческого, критического, логического, проблемного мышления учащихся и студентов.
Проблемное обучение злияет на активизацию мыслительной деятельности обучаемых, на формирование у них нешаблонных подходов к решению проблем. Это влияние обеспечивается созданием в процессе обучения специальных ситуаций интеллектуального затруднения проблемных ситуаций и их разрешения.
Эффективность проблемного обучения убедительно доказана в работах отечественных исследователей: А.М.Матюшкина, М.И.Махмутова, А.В. Брушлинского и др. и зарубежных ученых: Дж. Дьюи, Э. Боно, В. Оконь и др. Результативность метода доказана и на практике, при обучении различным дисциплинам в разных типах школ.
Неупорядоченное, стихийное применение проблемных задач в обучении критическому мышлению полезно, необходимо, но недостаточно для достижения каждым учеником наиболее высокого и доступного ему уровня. У каждого ученика имеются свои природные задатки и свои возможности достичь высокого уровня критического мышления. Для этого познавательные проблемные задачи в обучаемом курсе должны составлять не случайную совокупность, а систему. Мело знать приемы и уметь работать по шаблону, необходимо уметь применять знания при возникновении нешаблонной проблемной ситуации.
В проблемном обучении основное внимание уделяется такому малоисследованному аспекту, как формирование критического мышления учащихся. В практике обучения, при решении проблемных задач, как правило, встречаются не отдельные типы мышления, а их различные сочетания.