Листал на днях свою дипломку, нашел в ней несколько занятных тем. Одна из них - минимальная конфигурация для видеостудии - думаю, будет в помощь тем, кто занимается любительской съемкой/монтажом или готов выйти на частный видеорынок)
Итак, если вы решили заняться частным видеопроизводством, вам нужно:
КАМЕРА
Конечно, цифровая. Из бюджетных камер сейчас выделяют 3 вида по типу носителей: miniDV (цифровая пленка), DVD и с функцией записи прямо на внутренний жесткий диск (флэшку). При выборе камеры стоит обращать внимание на некоторые параметры: наличие технологии 3CCD, поддержка форматов HDV, Full HD (ну это по потребности, формата DV вам хватит), минимальная освещенность (измеряется в люксах, 1 люкс - прекрасно при съемке в темном помещении, 5 - нормально, 7-10 люкс - уже плохо), наличие стабилизатора изображения. Для съемки в течение целого дня нужно минимум 2 аккумулятора, желательно иметь автономный зарядник для них. Кстати, обязательно проверьте разъем на камере для накамерного света - без него как без рук).
Камеры могут быть наплечными и ручными. Наплечные - это стабильность картинки, ручные типа приведенных ниже (в хороших руках) - ее динамика.
видеокамера Sony DCR-VX2100 - самая популярная у видеооператоров-любителей. Плюс в том, что минимальная освещенность ее - всего 1 люкс
видеокамера Sony HDR-FX7. У меня такая. Плюсы - хорошая картинка, большой дислей, поддержка HDV.
Единственный минус - 5 люксов минимум. Но накамерный свет избавляет от этой проблемы. Часто используется на съемках малобюджетных клипов.
Наплечная камера Sony Digital Betacam SX. Ориентировочная цена - 50 тысяч зеленых. Профессиональная камера, используемая часто в теледокументалистике.
АКСЕССУАРЫ
Обязательны штатив и накамерный свет. Выбор штатива зависит от веса вашей камеры. Накамерный фонарик (не больше 30-50W для галогеновых лампочек), в основном, 3 типов - с собственной батарейкой, с питанием от камеры и с питанием от большого литиевого аккумулятора (они в ИБП-шниках везде есть). Таких батареек хватает не больше часа, так что экономьте). Желательны для видеокамеры: широкоугольный конвертер (делает кадр более вместительным), телеконвертер (наоборот, приближает изображение, при этом можно хорошо размыть фон а-ля кино), фильтры под любой цвет и вкус - для защиты от пыли, от солнца, эффект сепия, эффект звездочек (star filter) и т.д. На случай дождя может пригодиться дождевик, а зимою - зимний чехол.
широкоугольник Raynox 0,79x 118mm
телеконвертеры для камер с защитной блендой
ЗВУК
Мало кто из частных видеооператоров, к сожаленью, используют выносные микрофоны. Звук на пушку при интервью всегда получится некачественным. У меня лично проводной Shure и радиопетлички Azden (коробочка-трансмиттер вместе с самой петличкой крепится на пояс человека, а ресивер в разъем на камере). Еще один проводной микрофон желательно использовать при записи звука в компьютер (озвучка) - желательно прикупить небольшой звуковой пультик. При записи звука убедитесь в бесшумности компьютера, изолируйте помещение плотной тканью (или шторы плотно закройте).
СВЕТ
Свет - это наше все. Он и делает картинку. Свет бывает 5 видов - заполняющий (основной источник, на природе - солнце), рисующий (для подсветки объекта), контровой (подсветка сзади объекта), моделирующий (подсветка отдельных деталей - глаза, волосы и т.д.) и фоновый (освещение фона). Рисующий свет не должен превышать по мощности заполняющий. Если вы хотите делать собственный студийный павильончик, тщательно изучите теорию светотехники и лишь затем закупайтесь. В светописи множество тонкостей, которые и мне то с трудом даются. Так что рекомендую скачать вот этот видеокурс Сила света.
ЖЕЛЕЗО
минимум 1 монтажная станция, представляющая собой производительный компьютер со следующей минимальной конфигурацией:
1) процессор Pentium 4 2.8-3 Ghz (а лучше Apple Macintosh)))
2) оперативная память не менее 2 Gb (хотя некоторые и с 512 мучаются, но монтируют)
4) производительная видеокарта с минимум 256 Мб памяти
5) плата для видеозагона Firewire IEEE1394
6) дисковод-рекордер формата DVD+RW
7) видеомагнитофон формата miniDV или полноценно его заменяющая мини-видеокамера
8) видеомагнитофон формата VHS
9) монитор для контроля качества изображения и звука (или телевизор, подключенный к видеокарте)
10) TV-тюнер с функцией записи для оцифровки VHS или кабельных программ
11) желательно 2 монитора не меньше 17 диагонали - монтажная линейка удобно располагается вдоль экранов
12) хорошие колонки и наушники
13) не менее 100 гигов места на жестяке (чем больше - тем лучше). У меня 3 терабайта.
14) внешний жестяк USB - очень поможет экономить DVD-диски
15) хороший фотопринтер с функцией печати на диске/ желательно с системой бесперебойной печати (СНПЧ) - прекрасно печатает фото и обложки для дисков.
16) кард-ридер - пригодится, если вы еще и фотографией занимаетесь)
СОФТ
Насчет софта для видеомонтажа всегда велось много споров. Фильмы в Голливуде сейчас делают на Маках в монтажной программе Final Cut. Пока не пользовался, но мечтаю. На PC в телестудиях монтируют в программах Adobe Premiere и Edius. Среди видеолюбителей в моде Pinnacle, Sony Vegas и Avid Liquid. Я приверженец Adobe Premiere, хотя на Edius перейду в ближайшем будущем.
Фаворитом по популярности среди программ по спецэффектам остается After Effects - есть, конечно, и более сложные проги по компоузингу типа Combustion и Nuke, но они довольно сложны...
Для видеозахвата зачастую используют программку Scenalyzer Live либо загоняют видео через монтажку (размер почему-то получается разный).
Для авторинга DVD я лично использую Nero Vision. Холивар на эту тему множество, даже в Казнете - просто пока ни одна из прог создания DVD меня не может устроить.
Для записи дисков-образов не нашел ничего лучше кроме как Nero Express - там есть верификация образов. Alcohol в свое время запорол очень много моих дисков и словом не обмолвился)
КРУТОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
а) стедикам (steadycam) - это система стабилизации, функция которой заключается в том, чтобы изолировать камеру от резких движений оператора (вибрация при ходьбе или беге). При этом система повторяет все движения оператора. Поэтому оператор должен контролировать свои движения, придавая плавность движениям камеры и сохраняя необходимую траекторию предполагаемой съемки. Только после освоения необходимых навыков можно добиться хороших результатов съемки со стедикамом. Стедикам используется при съемках клипов, музыкальных концертов, документального кино и специальных репортажей
б) операторская тележка (dolly) в комплекте с рельсами - используется для вращательного и панорамного движения камеры. В работе тележки работу осуществляют 2 человека: сам оператор и дольщик (от слова «dolly»),который направляет тележку по рельсам. Используется при съемках клипов и специализированных программ. Рельсы бывают металлическими и резиновыми (flex)
в) операторский кран (crane) - специальный высотный кран дистанционного управления от 3 до 12 метров в высоту. Оператор осуществляет управление краном с пульта и глядя на картинку в мониторе. Используется при съемках ток-шоу, новостей и аналитических программ, музыкальных концертов.
ТЕОРИЯ
На Казторке, в разделе Видеомонтаж уже есть куча всего - и литературы, и видеоуроков по правильной съемке, монтажу, свету и режиссуре. Много из уроков, конечно, на английском, но и без знания языка иногда можно многое понять)
P.S. Из всего этого мне осталось купить тележку и кран... Да и вторую камеру бы не помешало. Эх, мечты-мечты...)))