• 65928
  • 27
  • 27
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Кризис лидерства

КРИЗИС ЛИДЕРСТВА

Нужны Парижу деньги... C'est la vie!
А рыцари ему нужны - тем паче.

Писать про только что прошедшие выборы тяжело и морально, и интеллектуально. В 2005-м запала было куда больше. В том редакционном материале нами была реализована попытка очертить круг стратегических задач, исходя из программы максимум предстоящего президентского срока. Основной акцент был на системных проблемах по 7 глобальным направлениям (индустриализация, МСБ, идеология, социальный блок и т.д.) и оценке мотивации Главы государства углубить реформы по ним. В фундаменте этой мотивации виделось чисто человеческое желание укрепить достигнутое, возведя в ранг величия свою государственную деятельность. Сейчас число и острота этих проблем на порядок выше, да и характер мотивации Главы государства в их решении, скорее всего, претерпевает серьезные изменения.

Как мы помним, в 2005-м внешних признаков благополучия было предостаточно – страна входила в апогей экономического бума. Но уже тогда были очевидны не только все системные проблемы, ограничивающие качество роста, но и главное препятствие в их решении – нарастающее недоверие и исчезающий диалог между бизнесом и властью, не говоря уже о находившейся на отшибе «социалке».

В тот момент нам казалось, что формулирование и коммуницирование общих примиряющих или объединяющих задач могло способствовать гармонизации интересов основных участников процесса и запуску поступательного движения в решении накопившихся системных проблем.

С разгаром кризиса в 2008-м NB попытался сформулировать основные причинно-следственные связи кризиса, фокусируясь не на его финансовой, а системной природе.

Тогда акцент делался на необходимости осознать такой ключевой факт, что кризис лидерства у нас не только со стороны Главы государства, главное, что он и со стороны лидеров бизнеса и общества. На тот момент всякая деятельность по налаживанию результативного диалога представлялось утопичной. Но основной идеей было то, что цели схожи, если не у государства и бизнеса, то, по крайней мере, у большинства бизнесменов – выйти из кризиса, пролоббировав соответствующую поддержку.

Выражением этого стала развиваемая нами инфраструктура взаимодействия «на территории бизнеса»: диалоговая площадка NBF, рабочие группы по  экономической политике, расширение исследований по состоянию корпоративного сектора (NB 500, квартальные индексы бизнес-климата и пр.), а также более тесное и оперативное партнерство с ключевыми НПО – ФПК, Ассоциация экономистов, АФК и др.

Практическими задачами были финансовое оздоровление предприятий и банков и увеличение платежеспособного спроса в экономике на основе распределения убытков во времени и между 3-мя участниками.

С декабря 2008-го по февраль 2011-го мы провели 4 больших форума, не считая серии малых круглых столов, к участию в которых удалось привлечь руководство Самрука и Правительства. Были предложены разработанные вместе с указанными выше партнерами схемы и меры: субсидирования ставок, которые позже легли в основу Дорожной карты бизнеса-2020, проработаны в определенном приближении схемы реструктуризации основного долга, были попытки сформулировать фрейм отраслевой политики (новые подходы к мастер-планам по агропродовольственным секторам), и определенные инсайты в Производительность-2020.

Работа шла, как в рамках Антикризисного совета при Правительстве и Единого координационного совета, так и в формате прямого взаимодействия с руководством Правительства и ключевых министерств. Была попытка акцентировать на встрече предпринимателей с Главой государства в феврале 2010 года необходимость сконцентрироваться на существующих предприятиях и довести программы до необходимого уровня по клиентоориентированности и качеству (нами отмечалась сырость ДКБ, формальный прогресс в госзакупках и затягивание вопроса с реструктуризацией долга корпоративного сектора и др.).

По факту видно, что Правительство, конечно, все предложения воспринимало, но исходило из собственных не до конца проясненных и логичных соображений о приоритетах экономической политики, концентрируясь на изначально взятом курсе на работу с дольщиками и банками и будущем прорыве в рамках ПФИИР.

Вместо попыток извлечь уроки из кризиса и в своих действиях продемонстрировать по принципу lead by example, правильный подход и реакцию на кризис, Правительство сконцентрировалось вначале на пропаганде отсутствия кризиса, в середине на его полном преодолении за счет «беспрецедентных мер поддержки», и на всем его протяжении на обличении бизнеса в алчности и дезавуировании достигнутого им какого-никакого прогресса в развитии своих организаций и операционных моделей.

В дополнении к этому решено планировать и реализовывать все самому, прямолинейно и утилитарно корректируя курс – больше инвестпроектов, фокус на обрабатывающей промышленности, больше отраслевых программ, больше программ как таковых, штабы контроля по реализации и т.п. При этом вопрос со «что» делать на 50% завален именно этим топ-даун подходом. Большинство проектов набрали под прессингом произвольно поставленных перед административной машиной целевых показателей. Неудивительно, что большинство из них сконцентрировано в инфраструктурных и сырьевых отраслях, что при нынешнем подходе пока еще малопродуктивно для развития отечественного бизнеса (более подробно см. статью «Инфраструктура: желанная и недоступная»).

Как оправдание часто упоминалось отсутствие качественных проектов в несырьевом секторе, но без осознания того, что их и не может быть много, и все они просто мельче или в отраслях, где скопилась компетенция, либо, где застряли в долговой удавке докризисные инициативы по диверсификации бизнеса.

В результате оздоровление носит поверхностный характер. Вместе с тем, произошло ужесточение адмдавления со стороны силовых и контрольно-надзорных органов. Оставшаяся часть ПФИИР – Производительность-2020, пока еще эфемерна: в основном из-за навязчивой идеи работать с так называемыми эффективными (попросту не обремененными долгами) компаниями и необходимости получать от внедрения определяемых Мининдустрии управленческих технологий обязательный рост производительности труда в конкретные сроки и в конкретных показателях. С учетом традиционной зациклености на целевом расходовании госресурсов и неизменности top-down-принципу, все это делает ее неклиентоориентированой и неэффективной (подробнее см. «Первый бLean комом?).

К финишной черте пройденного совместного марафона, и он совпал с выборами, можно констатировать, что кризис обнажил пропасть во взаимоотношениях – партнерских взаимоотношений между бизнесом и государством попросту нет.

Отсюда всякое движение по реализации какой-либо значимой стратегии развития (2020 или ПФИИР) – обречено на провал.

* * *

Сейчас есть, пожалуй, три принципиальных блока вопросов.

НАЛИЧИЕ ЛИДЕРА НАЦИИ ПРЕДПОЛАГАЕТ НАЛИЧИЕ В НЕЙ ДРУГИХ ЛИДЕРОВ. ИНАЧЕ, КАК МЫ ЗНАЕМ, ВСЕ ЭТО СКАТЫВАЕТСЯ К ВОЖДИЗМУ И БЕЗЛИКОЙ СЕРОЙ МАССЕ...
СТАТУС ЛИДЕРА НАЦИИ ДОЛЖЕН ПРЕДПОЛАГАТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ ГОВОРИТЬ ЕМУ НЕ ВСЕГДА ПРИЯТНУЮ ДЛЯ НЕГО ПРАВДУ И НЕ ВО ВСЕМ С НИМ СОГЛАШАТЬСЯ.

ПЕРВОЕ. Как будет изменяться экономическая политика в плане выработки, и в плане исполнения. В понятийном и моральном плане проблем столько, что, как минимум, она должна быть ориентирована на спускание пара и восстановление рухнувшего доверия. По-хорошему Правительству надо какое-то время просто слушать, слушать и слушать, дав исстрадавшимся субъектам возможность выговориться. Разумеется, после этого, Правительству, если оно настроено всерьез развивать доверие, придется дожать и исполнить хотя бы половину реальных проблем именно в том виде и качестве, которое будет запрошено.  Что касается повестки конкретных и принципиальных задач, то их традиционно лучше поискать в повестке, предлагаемой Оразом Жандосовым (см сл. разворот).

ВТОРОЕ. Стимулирование Лидера нации к фокусу на действительно важных задачах, заложенных в самом его статусе.

  • Прежде всего, в предстоящем сроке и дай бог, последующем, одна из основных его задач – формировать реальный пул лидеров. Поскольку наличие Лидера нации предполагает наличие в ней других лидеров. Иначе, как мы знаем, все это скатывается к вождизму и безликой серой массе.

В целом, для Главы государства самым принципиальным вопросом является гармонизация своих предпринимательских импульсов с лидерскими – ставить качественные и реалистичные задачи, именно на основе включения и интеграции экспертизы, создания нормального и качественного диалога с представителями гражданского общества. Статус Лидера нации должен предполагать и возможность говорить ему не всегда приятную для него правду и не во всем с ним соглашаться. Государство – является единственной модернизирующей силой, действующей сверху вниз, в одностороннем и произвольном порядке, не желая понять, что нельзя опираться на то, что не сопротивляется. Отсюда постоянный подстрой под то, что «пройдет» у Главы государства, без какой-либо попытки выстроить с ним хоть какой-то диалог – тупиковый путь. Мы писали о Синдроме предпринимательской корпорации[1] в итоговом номере 2007 года.

  • Консервировать дизайн политической системы, или все-таки вносить назревшие изменения на основе уроков и осмысления кризиса, происходящего в мире.

Здесь самое важное это то, как сформулировать и донести убедительно и деликатно, но, по сути, главный факт – без ускорения политического транзита положение дел будет ухудшаться и вполне вероятно, что уже не только в долгосрочной перспективе, но и в среднесрочной. По крайней мере, события в Северной Африке подтверждают катастрофичное значение отсутствия в  обществе реальных политических сил и институтов. Действительно, с уходом или ослаблением позиций лидера, сконцентрировавшем на себе все, образуется угрожающая пустота, в нашем случае чреватая потерей независимости, и даже государственности.  Для этих целей, пожалуй, наиболее подходящим является оставшийся отрезок до празднования 20-летия независимости. Все равно, несмотря на массовую PR-кампанию, будут происходить и определенные изменения. В частности выборы парламента, акценты на демократизацию (прохождение в парламент еще одной партии, наверняка провластной или нейтральной) и наверняка, все-таки претерпит изменения и состав Правительства. Наиболее вероятно, что они будут больше формального характера. Но как бы то ни было, форма отражает какую-то часть содержания и определяет его дальнейшее развитие. Отсюда, что-то серьезное и концептуальное должно быть сформулировано и сообщено непосредственно Главе государства. Возможно в узком кругу, или в формате закрытого документа, но это должны взять на себя ключевые фигуры нашего политического и делового пространства, пока не понятно, кто именно, но кто-то должен отнестись к этому по-настоящему всерьез, как к вопросу жизни и смерти.

Безусловно, нельзя упрощать причины сложившейся парадигмы – она имела очень сложный расклад на входе, неизбежно ориентирующий на автократизм. Концентрация капитала в добывающем секторе и структура экономики, ее разделенность на 2 сектора, связанных между собой через бюджет и позднее через финансовую систему, и то опосредованно через мировые финансовые рынки, перекосы в социальной стратификации и инфантильность идеологической и гуманитарной сфер. В более развернутом виде эта проблематика раскрывается экспертом по проблеме модернизации С.Кульматовым (см. на сл. развороте), а также в материале «Быть или не быть» (NB, 2009, №3).

ТРЕТЬЕ. Что удастся сделать в отношении понимания настроений и развития разных слоев населения.

  • С одной стороны, мы не очень понимаем настроений в низших слоях населения, но они так или иначе будут определять поведение правящего режима. Смогут ли проекты утилизировать безработицу, что будет происходить с наиболее незащищенными слоями и регионами, где скопился наибольший протестный потенциал – не понятно.
  • С другой стороны, нас интересует, конечно, средний класс, бизнес и интеллигенция.

Важнейшее значение имеет модель поведения и содержание того, что будет происходить в индивидуальном ценностном сознании этой категории граждан в случае отсутствия каких-то изменений. Глубина и беспросветность кризиса порождает естественное желание отключиться от гражданских и экономических процессов, вплоть до эскапистских настроений. Как этому противостоять, никто всерьез в отечественном интеллектуальном или идеологическом пространстве не уделяет внимания. Первое более-менее конструктивное, что приходит на ум – это принять все как есть, с осознанием того, что все, что происходит, достаточно естественно и закономерно. То есть, поняв причины – уменьшить претензии к действительности, а сняв застарелый спазм – перейти к маленьким, но каким-то конкретным действиям. Как говорится, выбор есть всегда: если не можешь изменить обстоятельства – изменяй свое отношение к ним.

ГЛУБИНА И БЕСПРОСВЕТНОСТЬ КРИЗИСА ПОРОЖДАЕТ ЕСТЕСТВЕННОЕ ЖЕЛАНИЕ ОТКЛЮЧИТЬСЯ ОТ ГРАЖДАНСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ВПЛОТЬ ДО ЭСКАПИСТСКИХ НАСТРОЕНИЙ...
ОТСЮДА ВЫВОД: ПОНЯВ ПРИЧИНЫ – УМЕНЬШИТЬ ПРЕТЕНЗИИ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, А СНЯВ ЗАСТАРЕЛЫЙ СПАЗМ – ПЕРЕЙТИ К МАЛЕНЬКИМ, НО КОНКРЕТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ.

© National Business №83 (2011)

 

[1] В ней сформулированы и проиллюстрированы различия между 4 управленческими функциями.  Предпринимательской функцией – генерировать видение, иметь убежденность, харизму, энергию и решимость идти до конца, независимо от издержек, Лидерской функцией – генерировать идеологию, ценности и интеграцию интересов других участников, Административной – просчитывать эффективность своих действий и планов, вести контроль за фактическим их исполнением, и Производственной – заниматься самими производственными процессами, инженерным и техническим исполнением.

national_business
Журнал «National Business» («Национальный Бизнес»). Издается с октября 2003 года. №1 ДЕЛОВОЕ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ КАЗАХСТАНА National Business – казахстанский ежемесячный деловой журнал №1, настольное издание топ-менеджеров, менеджеров среднего звена, владельцев бизнеса, decision-makers, ведущих представителей государственного и научно-образовательного сектора. Журнал охватывает наиболее образованную, экономически активную и состоятельную прослойку населения. Телефон редакции: +7 (727) 3121130, факс: +7 (727) 3121136, email: info@nb.kz
20 апреля 2011, 19:12
1146

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

До каких пор чиновники будут игнорировать защиту детей?

До каких пор чиновники будут игнорировать защиту детей?

До каких пор Уполномоченный по правам ребенка, как институт во всем мире стоящий на страже жизни и прав детей, в нашей стране будет выполнять представительские функции?
AliyaSadyrbaeva
25 июля 2017 / 18:27
  • 10922
  • 6
Зачем эмигрировать в Россию? Лично я никогда не понимал этой странной мечты

Зачем эмигрировать в Россию? Лично я никогда не понимал этой странной мечты

Некоторые мои знакомые, мечтают уехать в Россию и побыстрее получить гражданство. Кому мы там сдались? Есть замечательная поговорка: "Где родился - там и пригодился".
Washington
25 июля 2017 / 12:15
Что происходит в казахстанской правоохранительной системе под видом борьбы с коррупцией

Что происходит в казахстанской правоохранительной системе под видом борьбы с коррупцией

За день до своей гибели прямо около памятника жертвам политических репрессий 1937-го Жампозов сказал жене, что он – жертва точно таких же репрессий.
openqazaqstan
24 июля 2017 / 10:18
  • 3462
  • 12
Если вам отвечают на казахском языке – ситуация с точки зрения законодательства

Если вам отвечают на казахском языке – ситуация с точки зрения законодательства

Я своим постом не собираюсь критиковать кого-либо, что люди знают или не знают казахский или русский язык. Я выражаю своё мнение с точки зрения законодательства о языках.
Advokot
25 июля 2017 / 13:50
  • 3366
  • 31
Мужчины Люксембурга и Казахстана: «У нас они уже в 35 добиваются статуса»

Мужчины Люксембурга и Казахстана: «У нас они уже в 35 добиваются статуса»

Что касается парней, так это вообще отдельная тема. Они для меня загадка. Уже год пытаюсь понять ход их мыслей. Для нас, казахов, немного сложно понять, почему человек в 35-36 лет, до сих пор не нашел смысла жизни.
AASh
24 июля 2017 / 15:19
  • 2398
  • 23
Легендарный вокалист «Linkin Park» унёс за собой молодость десятков тысяч людей

Легендарный вокалист «Linkin Park» унёс за собой молодость десятков тысяч людей

Самое грустное, что, как и всегда в таких случаях, скоро на Честера начнут изливаться потоки грязи - что он был наркоманом, или что-то подобное (как в случае со многими знаменитостями).
demonica
21 июля 2017 / 15:13
  • 2072
  • 51
Алматы глазами астанчанки: «У вас жара за 30! Вы не то, что южные – вы Африка!»

Алматы глазами астанчанки: «У вас жара за 30! Вы не то, что южные – вы Африка!»

Все дороги ведут в Алматы. Хотелось бы поспорить, учитывая, как я насмешливо провожала друзей или коллег, которые покидали родную Астанушечку и переезжали «на юг».
SogdiK
21 июля 2017 / 18:25
  • 1941
  • 34
Хан Ордасы – ставка Жангир-хана. Здесь была открыта первая в Казахстане типография

Хан Ордасы – ставка Жангир-хана. Здесь была открыта первая в Казахстане типография

Ханская ставка Жангир-хана в селе Хан Ордасы Бокейординского района Западно-Казахстанской области - это одно из самых интересных исторических мест Казахстана.
theYakov
26 июля 2017 / 5:34
  • 1555
  • 4
СказQAZ о королеве ночного города. Казалось, ничто не могло прошибить её оборону

СказQAZ о королеве ночного города. Казалось, ничто не могло прошибить её оборону

- Ты задолбала быть такой прекрасной!.. Пьяный в доску романтик еле держался на ногах. Девушка, сидящая за столом, даже не удостоила его взглядом. Охранники нежно вытолкали его из заведения.
Aks_Ras
26 июля 2017 / 12:09
  • 1558
  • 3