Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
2
10:08, 18 апреля 2011

Всего-то запомнить - и вы знаете искусство XX века... (часть 3)

Друзья, вот он снова я! Приперся к Вам со своим искусством :),  точнее людей - мастеров своего нелегкого дела.

Еще 2 серъезных человека... - один граненый стакан изобрел, а второй... в общем смотрите сами.

Очень интересная информация, думаю.

 

1. Вера Мухина, скульптура "Рабочий и колхозница".

«Рабочий и колхозница» — выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор — Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м (высота павильона-постамента — 33 м). Общий вес — 185 тонн.

Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

Blog post image

Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже

 

Идейный замысел скульптуры принадлежал архитектору Б. М. Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. У архитектора ещё во время работы над конкурсным проектом «очень скоро родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот».
На создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула, по утверждению секретаря Иофана И. Ю. Эйгеля, идея античной статуи «Тираноборцы», изображающей Гармодия и Аристогитона, стоящих рядом с мечами в руках, и скульптура «Ника Самофракийская» (ниже).

Blog post image

На скульптуру был объявлен конкурс и его выиграла скульптор В. И. Мухина.

Работа по созданию огромного монумента велась по созданной Мухиной полутораметровой гипсовой модели на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки под руководством профессора П. Н. Львова. 
При перевозке из Парижа в Москву повреждена. В январе-августе 1939 скульптура была реконструирована и установлена на постаменте перед Северным входом на ВСХВ (ныне ВВЦ). Реставрирована в 1979.

Скульптура была названа «эталоном социалистического реализма» в Большой советской энциклопедии.
В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Скульптуру намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года, однако, из-за проблем с финансированием реконструкция затянулась, и была полностью завершена только в ноябре 2009 года. В ходе реконструкции специалисты значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны специальными антикоррозийными составами.

Торжественное открытие монумента прошло в Москве 4 декабря 2009 года. Постамент, на котором размещена скульптура, на 10 метров выше предыдущего. В павильоне-постаменте разместится выставочный зал и музей Веры Мухиной.

Blog post image

 

2.  Жорж Брак (1882-1963) – французский художник, основатель кубизма

…не нужно даже пытаться подражать вещам,
которые преходящи и постоянно меняются,
и которые мы ошибочно принимаем
за нечто неизменное.

(с)Жорж Брак

Жорж Брак родился в семье ремесленников, учился в Гаврской Школе изящных искусств (1897- 1899), затем в Париже – в Академии Эмбера и Школе изящных искусств (1902-1903). Париж в то время был настоящим средоточием художественной жизни, своеобразной «Меккой» для художников со всего мира. Окунувшись в атмосферу зарождающихся новых художественных течений, великих экспериментов и революционных открытий в искусстве, Жорж Брак приобщается к фовизму – одному из первых «измов» ХХ века, представители которого стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. «Матисс и Дерен указали мне путь», - скажет Брак впоследствии. Однако в истории искусств имя Жоржа Брака связано с возникновением другого художественного направления начала ХХ века – кубизма.

Blog post image

Осенью 1907 года в жизни Брака произошло два события, которые радикальным образом изменили его творчество: выставка Сезанна в Осеннем салоне и встреча с Пабло Пикассо и его знаменитой работой «Авиньонские девицы». Пабло Пикассо и Жорж Брак считаются отцами кубизма. В 1908 – 1914 годах они работают в тесном сотрудничестве, развивая принципы нового художественного направления. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. В 1912 году они начали работать в технике коллажа и аппликации и увлеклись обратным процессом – синтезированием объектов из разнородных элементов. К возникшему течению примкнули такие художники, как Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и другие.

Американский искусствовед Дж. Голдинг писал, что кубизм – «самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанса». Если живопись импрессионистов провозгласила условный характер цвета, то кубизм, разложив форму на отдельные части, выразил условный характер пространства. «Что меня очень привлекало и что стало главным направлением кубизма – это материализация того нового пространства, которое я почувствовал…», - говорил Жорж Брак («Беседы с Дорой Валлье»).

Blog post imageBlog post image

Обозначение нового течения словом «кубизм» возникло, по-видимому, в 1908 году. Существует легенда о том, что Анри Матисс, увидев картину Жоржа Брака «Дома в Эстаке», сказал, что она напоминает ему изображение кубиков. В том же году в одном из французских журналов критик Луи Воксель написал о живописи Брака, как о сводящейся к изображению кубов. Работы кубистов надолго стали мишенью критики и предметом скандала для широкой публики. Однако именно это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века.

Blog post image

Blog post image

Пластический язык кубизма основывался на деформации и разложении предметов на геометрические плоскости. Отказ от прямой перспективы, сокращение фигур в ракурсах, показ их одновременно с нескольких сторон – обычная художественная практика кубистов, шокирующая широкую публику. Жорж Брак сумел не только показать отдельные предметы с разных точек зрения (это делали многие), но он показал один и тот же предмет одновременно в нескольких ракурсах. Однако его художественные открытия не исчерпываются одним только анализом форм. Один из немногих мастеров своего поколения, он сумел сохранить артистизм в цвете, соединив таким образом «правило» формы с «эмоцией» краски.

Blog post imageBlog post image

Во время Первой мировой войны Жоржа Брака мобилизовали. Он получил тяжелое ранение в голову и только в 1917 году смог вернуться к живописи. В это время художник постепенно отходит от кубизма и ищет приемы выразительности за пределами этого направления. Он работает над сериями, в которых, повторяя избранный мотив, пытается выявить все его пластические возможности. В 1930 – 1940-е годы Брак пишет натюрморты и композиции в интерьере, иногда с музыкантами, натурщиками и художниками, а иногда – вовсе лишенные человеческих фигур.

После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия «Мастерские» (1949–1956). В восьми полотнах этой серии художник стремится объединить все свои воспоминания, все поиски и темы своего творчества. В этих работах примечателен мотив летящей птицы, как олицетворение свободы, духовного полета, самого искусства. Вечность движения искусства в образе летящих птиц Жорж Брак блестяще воплотил также в лучшей своей монументальной работе – росписи Этрусского зала в Лувре (1952-1953).

Blog post image

Творчество Жоржа Брака не ограничивается живописью и графикой. Он создавал утонченную и экспрессивную скульптуру, перекликающуюся с греческой архаикой. 
К высшим достижениям французского прикладного искусства принадлежат его витражи, ювелирные украшения. Классическими стали и его театральные работы (постановки балетов Дягилева в Париже в 1920-е годы).

Умер Жорж Брак в 1963 году в Париже.

   

___________

 

to be continued...

       
2
724
3