Всего-то запомнить - и вы знаете искусство XX века... (часть 1)

Сергей 2011 M04 15
1636
2
1
0

Дорогие, читатели, я долго думал о чем же все-таки писать, так, чтобы для себя с пользой, и Вам интересно. В серии моих будущих записей я раскрою вам, по своему мнению, самых ярких представителей...

Дорогие, читатели, я долго думал о чем же все-таки писать, так, чтобы для себя с пользой, и Вам интересно.

В серии моих будущих записей я раскрою вам, по своему мнению, самых ярких представителей изобразительного искусства XX века.

Материалы ищу сам, читаю, и выбираю для Вас наиболее интересное.

В общем поехали:

 

1. Казимир Малевич. "Черный Квадрат" (1913)

Чёрный квадрат — самая известная работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году. Представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров, на котором изображён чёрный квадрат на белом фоне.

«Черный квадрат» входит в цикл супрематических работ Казимира Малевича, в которых художник исследовал базовые возможности цвета и композиции.

Работа была выполнена Малевичем летом и осенью 1915 года[1]. По утверждению художника, он писал её несколько месяцев.

Работа была выставлена на последней футуристической выставке «0.10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Среди тридцати девяти картин, выставленных Малевичем на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где обычно вешают иконы, висел «Чёрный квадрат».

Впоследствии Малевич выполнил несколько копий «Чёрного квадрата» (по некоторым данным, семь). Достоверно известно, что в период с 1915 по начало 1930-х годов Малевич создал четыре варианта «Чёрного Квадрата», которые различаются рисунком, фактурой и цветом. Один из «Квадратов», хотя и датирован автором 1913-м годом, принято относить к рубежу 1920-х-1930-х годов.

Непосредственная реакция критики


Крупнейший на тот момент художественный критик, основатель объединения «Мир Искусства» Александр Бенуа написал сразу после выставки:

"Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны."

 

Интересные факты


  • В настоящее время в России находятся четыре «Чёрных квадрата»: в Москве и Санкт-Петербурге по два «Квадрата»: два в Третьяковской галерее, один в Русском музее и один в Эрмитаже. Одна из работ принадлежит российскому миллиардеру Владимиру Потанину, который его приобрёл у Инкомбанка в 2002 году за 1 миллион долларов США (30 миллионов рублей) и передал на бессрочное хранение в Эрмитаж этот первый из существующих вариантов холста с изображением «Чёрного квадрата» кисти основателя супрематизма.

  • Один из «Чёрных квадратов», написанный в 1923 году, является частью триптиха, в который также входят «Чёрный крест» и «Чёрный круг».

  • В 1893 году уже выставлялась аналогичная картина Альфонса Алле, под названием «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью».

  • По одной из версий, художник не смог закончить работу над картиной в нужный срок, поэтому ему пришлось замазать работу черной краской. Впоследствии, после признания публики, Малевич писал новые «Черные квадраты» уже на чистых холстах. Попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем совершались неоднократно. Однако ученые и критики посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб.

2. Василий Кандинский. "Композиция IV" (1913)

Васи́лий Васи́льевич Канди́нский (4 (16) декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция) — русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма.

Комментарии Кандинского:

В картине можно видеть два центра:

1. Слева - нежный,розовый,несколько размытый центр со слабыми, неопределенными линиями,

2. Справа (несколько выше, чем левый) - грубый, красно-синий, в какой-то мере диссонирующий, с резкими, отчасти недобрыми, сильными, очень точными линиями.

Между двумя этими центрами - третий (ближе к левому),который можно распознать тлишь постепенно, но который является главным центром. Здесь розовый и белый вспениваются так, что кажутся лежащими вне плоскости холста либо какой-то иной, идеальной, плоскости. Они, скорее, парят в воздухе, и выглядят так, словно окутаны паром. Подобное отсутствие плоскости и неопределенность расстояний можно наблюдать, например, в русской паровой бане. Человек, стоящий посреди пара, находится не близко и не далеко, он где-то. Положением главного центра - «где-то» - определяется внутреннее звучание всей картины. Я много работал над этой частью, пока не достиг того, что сначала было лишь моим неясным желанием, а затем становилось внутренне все яснее и яснее.

Небольшие формы в этой картине требовали чего-то дающего эффект одновременно очень простой и очень широкий («largo»). Для этого я использовал длинные торжественные линии, которые уже употреблял в « Композиции 4». Я был очень рад увидеть как это, уже раз использованное, средство дает здесь совершенно иной эффект. Эти линии соединяются с жирными поперечными линиями, рассчитано идущими к ним в верхней части картины, и вступают СП последними в прямой конфликт.

Чтобы смягчить слишком драматическое воздействие линий, т.е. скрыть слишком назойливо звучащий драматический элемент (надеть ему намордник), я позволил разыграться в картине целой фуге розовых пятен различных оттенков. Они облачают великое смятение в великое спокойствие и придают всему событию объективность. Это торжественно спокойное настроение, с другой стороны, нарушают разнообразные пятна синего, которые дают внутренне впечатление теплоты. Теплый эффект цвета, по природе своей холодного, усиливает драматический элемент, однако способом опять-таки объективным и возвышенным. Глубокие коричневые формы (особенно слева вверху) вносят уплотненную и абстрактно звучащую ноту, которая напоминает об элементе безнадежности. Зеленый и желтый оживляют это душевное состояние, придавая ему недостающую активность.

Я применял сочетание гладких и шероховатых участков, а также множество других приемов обработки поверхности холста. Поэтому, подойдя к картине ближе, зритель испытывает новые переживания.

Итак, все, в том числе и взаимно противоречащие элементы, уравновесились, так что ни один из них не берет верх над другими, а исходный мотив картины (Потоп) был растворен и перешел ко внутреннему, чисто живописному, самостоятельному и объективному существованию. Не было бы ничего более неверного, чем наклеить на эту картину ярлык первоначального сюжета.
Грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, который следует за катастрофой.

Май 1913

 

3. Картина художника-сюрреалиста Рене Магритта. «Вероломство образов» (фр. La trahison des images, 1928—1929)

На картине изображена курительная трубка, под которой выведена прописью надпись на французском: «Ceci n’est pas une pipe» — «Это не трубка». Надпись кажется противоречивой, но фактически верна. Картина с изображением трубки — это не сама трубка, а скорее её образ.

 

4. "Фонтан" Марселя Дюшана (1917)

Реди-мейд – термин, изобретённый Марселем Дюшаном для своих произведений, которые представляли собой предметы обихода, изъятые из родной среды обитания и помещённые на художественной выставке. Первым таким произведением искусства стал писсуар, названный "Фонтаном".

"Фонтан" парадоксальным образом был центром экспозиции, организованной Марселем Дюшаном в США, в 1917 году. Но практически не выставлялся, и оригинал вообще вскоре был потерян. Предположительно, Дюшан попросту выкинул писсуар. От него осталась одна-единственная только фотография.

Тем не менее, "Фонтан" стал важной вехой в искусстве, легендарная слава этого произведения росла год от года, так что в 1960-м Марселю Дюшану пришлось заказать точную копию писсуара, она теперь и выставляется в музеях.

Марсель Дюшан был представителем дадаизма, направления антиискусства.

Создание своего произведения Дюшан начал простым приобретением стандартной модели писсуара. Автор принёс свою покупку к себе в мастерскую, переориентировал её на 90 градусов от нормального положения, написал "R. Mutt 1917" (свой псевдоним и дату создания произведения), и всё – шедевр был готов.

Защищая свою работу от нападок критики, Дюшан писал, о том, что Америка не дала искусству ничего, кроме мостов и сантехники.

Как бы там ни было, работа Марселя Дюшана признаётся профессионалами одним из самых влиятельных произведений искусства XX века.


____________

 

to be continued...

 

Оцените пост

1

Комментарии