В Алматы на велосипеде я езжу с начала апреля по конец октября. Средством передвижения велосипед в первый раз стал в Германии. Там это было так же естественно, как пиво. Пиво я до Германии не пила. На велосипеде я до Германии не ездила. Только КАТАЛАСЬ.
Собственным средством передвижения велосипед стал в Алматы. В моём детстве просто не было ТАКИХ велосипедов, как сейчас. Первый «взрослый» велосипед я купила себе именно здесь, и, если не ошибаюсь, с первой зарплаты здесь. 2 года ездила на велосипеде на работы, около часа «туда», столько же «обратно». Сначала казалось, что времени на дорогу станет намного меньше, чем на автобусе, и можно будет вставать на полчаса позже. Время на дорогу существенно не сократилось. Правда, если ехать на полчаса позже утром и вечером, чем это делала я, то из-за пробок на дорогах на велосипеде получалось быстрее.
Первые пару недель я привыкала к дороге и движению на ней. На это время мой наблюдатель отключался вместе со всеми остальными товарищами в моём сознании, включенным оставался чуть ли не один спинной мозг. Зато потом наблюдатель мог отыграться на новом для себя поле.
Так вот, когда ездишь на велосипеде, у тебя появляются новые наблюдения, которые иначе вряд ли получить.
Наблюдение первое – враги велосипедиста, персональные
Наверняка у каждого велосипедиста есть свои персональные враги. Отношения с ними развиваются, как и с прочими врагами и друзьями. У меня было два персональных «врага» - собака на перекресте Абая и Правды и тетка соседка.
Белая собака облаивала меня метров 20, я уже так привыкла к этому, и если её не было, я начинала беспокоится, может, что случилось. Иногда она была занята своими делами или находилась слишком далеко от дороги, так что я проезжала «незамеченной». Но в следующий раз я обязательно получала «двойную порцию», за все предыдущие «разы».
Наблюдение второе – враги велосипедиста, общие, настоящие
На самом деле собака и тетка соседка – это просто ерунда. Настоящие враги велосипедиста – это «таксомоторщики», то есть альтруистически настроенные граждане, подвозящие на своих машинах других граждан. За деньги. Они останавливаются где угодно на дороге, при этом часто резко выезжают из крайнего левого ряда в крайний правый и так же резко останавливаются. По правилам дорожного движения для велосипедов и гужевого транспорта (есть такой раздел на самом деле), я еду как раз по правому краю самого правого ряда. И если кто-то резко останавливается кого-то подвезти, мне приходится тормозить. И иногда еще и ждать, пока эти двое договорятся о денежных условиях этого доброго дела.
Второй «настоящий враг» - это припаркованные машины. Они могут начать выезжать задом, забыв при этом мигать соответствующими фарами. Из них могу выходить, резко открывая двери. Они могут ме-е-е-едленно выезжать, а при прочем движняке на дороге тебе придётся ждать, пока они таки выедут. Примечание – если ме-е-е-едленно выезжает машина с женщиной за рулём, можно сразу успокоиться, достать яблоко, газету или еще чего, что поможет «скоротать время».
Еще один «враг» - это водители, подползающие на светофорах впритык к бордюру. Вообще-то, на велике меньше стоишь в пробках, потому что подъезжаешь прямо к светофору и трогаешься сразу на зажегшийся зелёный. Но когда кто-то вот так «прижался» к самому бордюру, да их еще и 5 машин, ты можешь прождать еще и до следующего зелёного.
Наблюдение третье – народ делится на…
Вообще-то, не всё так плохо. То есть – далеко не все «враги». Народ на дороге делится на активно сочувствующий, недовольный и вроде-как-осуждающий.
Активно сочувствующий – это те водители, которые пропускают только потому, что ты на велике. То есть они могли бы себе спокойно жать на сигнал и ехать, тем более, что ты сам на всякий случай притормаживаешь. Но они приостанавливаются и активно машут тебе рукой – проезжай. При этом им самим сзади могут сигналить другие нетерпеливые граждане. Другой активно сочувствующий народ – это те, кто стоят рядом на светофоре, стоят «пешком». То есть – в данный момент пешком, но вообще-то ездящие на машине. Этот народ спрашивает, сколько стоит велик, не страшно ли ездить, а потом говорят, вроде как рассуждают вслух – да, надо тоже на велик пересаживаться, по таким-то пробкам…
Недовольный народ ездит на машинах. Недоволен он тем, что ты проезжаешь там, где он не может. С тех пор как езжу на велосипеде, в голове часто крутится Чиж – никому не мешал, всю жизнь починял свой примус. Вот и я так же – еду себе, никому не мешаю. Нет ведь, начинают сигналить, на всякий случай, видимо, потому что всё равно проезжают в метре от меня.
А вроде-как-осуждающий народ – это, в основном, бабульки и тётенки на остановках. Когда я проезжаю мимо, они начинают качать головами. При этом непонятно, то ли это осуждающее качание, то ли сочувствующее. Потому и пишу – вроде как осуждающий.
Наблюдение четвёртое – водители
Пока ездила по дорогам только в качестве пассажира в машине, на другой народ на дороге обращала внимание, только когда любимый за рулём начинал с ними разговаривать – «ну что, ехать будем или глазки строить?» или там «нет уж, девочки, давайте я сначала на свой зелёный проеду, а потом уж вы на красный ломиться будете». Теперь, когда я уже могу спокойно смотреть по сторонам, а не только перед собой, судорожно вцепившись в руль, я сделала открытие, что водители – это не просто люди за рулём, это особый стиль поведения. За рулём «надо» нервничать, сигналить лучше постоянно, не дожидаясь того, что кто-то перед тобой на пару секунд задержится. На светофорах «надо» подползать под самую белую полосу перекрестка, желательно не дать никому вылезти хотя бы на 5 сантиметров дальше тебя. Поэтому есть ощущение, что на светофорах машины не стоят, а подползают, как партизаны к вражескому окопу. Больше всего меня умиляют те водители, которые от светофора поворачивают направо, почти на каждом светофоре встретится кто-то, что так и будет медленно выворачивать вправо на красный, хотя он и так стоит первым, а значит и поедет первым, когда зажжётся зелёный.
Наблюдение пятое – другие велосипедисты
Их объективно становится больше на дорогах Алматы. Вот и всё наблюдение.