Этой записью открываю серию постов о том, как именно мы помогаем детям с особыми образовательными потребностями почувствовать себя вовлеченными в жизнь общества.
Родителям таких детей тоже хочется ходить в кино, в кафе со своим ребёнком. А если ребенок не знает, как себя вести в общественных местах, согласитесь, для родителей это не удовольствие, а получение очередного стресса. Именно с учетом этих проблем в основе авторской модели Центра «Кенес» лежит привитие жизненно необходимых социальных навыков, таких как:
1) формирование навыков самообслуживания, личной гигиены;
2) формирование навыков бытовой деятельности;
3) формирование навыков трудовой умелости.
Каждый из перечисленных навыков формируется поэтапно, и параллельно с этим развивается познавательная деятельность ребенка. Согласитесь, если ребёнок пяти лет не умеет самостоятельно кушать и ходить в туалет, учить его собирать пирамидку не целесообразно.
Помните, как ваш малыш начал ходить, говорить? А как те же самые навыки формировались у ваших племянников, у детей ваших друзей? Думаю, что каждый ответит, что у всех детей все было по-разному, так как у каждого ребёнка свой темп развития. Поэтому очень важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его темперамент, характер, возможности, особенности его здоровья. А в работе с нашими детишками это имеет решающее значение. В центре «Кенес» весь процесс сопровождения ребёнка реализуется на основе индивидуального подхода с обязательной оценкой состояния и разработкой плана индивидуальной работы (далее - ИПР).
В процессе нашей деятельности мы постоянно ищем методы работы с нашими детьми. Кто-то из наших ребят любит рисовать и благодаря рисованию расслабляется, кто-то любит животных, а кто-то любит копаться в земле, поливать растения. То есть наши ребята сами подсказывали нам, чем их можно заинтересовать. Так, сейчас в индивидуальные занятия у нас включены различные терапевтические методы (арт-терапия, сказкотерапия, игротерапия, зоотерапия, агротерапия), которые позволяют снимать комплексы неполноценности и включать детей в социально-культурные мероприятия.
Необходимо строить общество равных возможностей для всех детей. В рамках такого подхода у нас с 2000 года функционируют группы дошкольного включения (инклюзии), где наряду с обычными детьми находятся дети с особыми образовательными потребностями в развитии. Этот проект дал возможность интегрировать детей с особыми образовательными потребностями дошкольного возраста, имеющих положительную динамику развития в среду их сверстников.
В силу психологических особенностей наши дети имеют проблемы с процессами мышления, внимания и памяти. Для того, чтобы помочь ему в коррекции этих процессов, мы ввели систему единое тематическое планирование. Она позволяет ребенку получать знания, умения и навыки не только на коррекционных занятиях, но и на занятиях у узких специалистов, таких как логопед, психолог, инструктор ЛФК, инструктор по труду, музыкальный руководитель, учитель физкультуры, эрготерапевт (учитель-дефектолог по развитию сенсорных навыков).