• 52215
  • 57
  • 8
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Почему казахи презирают казахов?!

Вот всего лишь один пример, который на днях попался автору этих строк в глаза при просматривании казахских газет в Национальной библиотеке, возглавляемой сейчас сыном классика отечественной литературы и культуры, уважаемым Муратом Мухтаровичем Ауэзовым: “Недавно вместе со мной приезжала делегация из Венгрии. Вот чему эти сильно удивились. “Казахский язык плохой или очень бедный, что ли? Почему казахи не говорят на своем языке? Почему этот народ презирает самого себя?”, - говоря так, они буквально кипятились от расстройства” (еженедельник “Туркiстан”, 28 сентября 2006 г.). Это – строки из интервью живущей ныне в Венгрии казашки Онайша Мондоки, супруги покойного Иштвана Коныра Мондоки, ученого-лингвиста из мадьярских кипчаков, связавшего свою судьбу с Казахстаном и ставшего в свое время одним из основоположников общества “Казак тiлi”. Можно представить себе, как тяжело дается это признание ей сейчас. Ведь она сама - специалист по казахскому языку. А ее покойный муж Иштван Коныр Мондоки при жизни был живым символом воссоединения потомков ушедших когда-то в далекую Европу кипчаков-куманов с родиной далеких предков – Казахстаном.

И вот теперь ей венгры, соотечественники ее супруга, говорят: почему казахи презирают казахов?! Что есть “презрение” как понятие? Толковые словари объясняют его как “чувство полного пренебрежения, крайнего неуважения к кому-нибудь или чему-нибудь, пренебрежительное отношение чему-нибудь”. По-казахски это понятие лучше всего выражается словом “менсiнбеу”. Представители венгерской делегации, по словам Онайши Мондоки, так и сказали: “Неге бул халык озiн-озi менсiнбейдi?”. Они это сказали, надо полагать, по-венгерски. Какое именно венгерское слово при этом было использовано для передачи понятия “менсiнбеу” - это нам не ведомо. 

Тут важно другое. То, что такое неприятное открытие сделали для себя именно венгры, которые с давних пор отличаются неподдельным интересом к казахам, казахскому языку и казахской культуре, находя в них что-то родственное для себя. Помнится, в сборнике произведений восточно-европейских писателей, изданном в Москве в 1980-м году, к 35-летию Победы в Великой Отечественной войне, был венгерский рассказ о раненном офицере-казахе, которого в расположение советских войск принес на себе солдат-венгр. По сюжету получалось так: советский офицер и воевавший на стороне немцев венгр столкнулись на нейтральной полосе после боя, в результате которого каждая из сторон отступила к своим прежним позициям, разговорились на тему родства казахского и венгерского народов. И поэтому, когда казаху его боевые товарищи говорили: “Ты верхом на пленном немце вернулся”, он сам возражал, говоря: “Это меня вынес с поля боя внезапно нашедшийся родственник”… 

Теперь такие родственники, прибывая в Казахстан, обнаруживают, что казахи дожились до “презрения к самим себе”. В таком открытии для венгров, сумевших до настоящего времени сохранить свой далекого алтайского происхождения язык, находясь больше тысячи лет в самом центре Европы в окружении славяноязычных и германоязычных народов, приятного мало. В лучшем случае то чувство, которое их может охватить при этом, - это огромное разочарование.

Но для самих казахов та реальность, которую для себя открыли эти венгры, - давно уже не новость. Ведь их недоуменный вопрос: “Почему казахи презирают казахов?!”, - каким-то безотчетным образом находит ответ в таком широко распространенном в казахской среде выражении: “Казактын жауы - казак” - “Казах – враг казаха”. 

Чтобы нас не обвинили в бездоказательном пустословии, сразу же сошлемся на высказывание одного из самых больших авторитетов современной казахской литературы и культуры. Имеется в виду народный писатель Казахстана, главный редактор главного казахского литературного журнала “Жулдыз” Мухтар Магауин. 

Пару лет тому назад он провел по этому вопросу очень серьезное журналистско-мировоззренческое расследование. Его результат был опубликован в виде пространного публицистического труда на страницах газеты “Алтын Орда” (23-29 июля 2004 года). И заголовок его звучит весьма и весьма символично: “Ултсыздану ураны” - “Лозунг денационализации” (или “Клич деэтнизации”). Под таким лозунгом или кличем имеется в виду как раз рассматриваемое тут выражение – “Казактын жауы - казак”. Жанр своей публикации автор назвал так: “Зарлы толгау” - “Плач-размышление”. По сути же, это – плач по утраченному духовному единству казахов, плач по казахской нации, переживающей процесс денационализации. Мэтр отечественной литературы и культуры М.Магауин задался вопросом о том, отчего возникло и получило широкое распространение выражение “Казактын жауы - казак”. В связи с этим не только провел журналисткое расследование, но и также предпринял попытку проанализировать в комплексе все явление, связанное с ним. 

Вот к каким выводам он пришел в результате: “Итак, не прошло и года после свалившейся с неба независимости, как поднялся пламенный лозунг: “Казактын жауы – казак!” - “Враг казаха – казах!”. Я не стану ломать голову, думая, что-де кто-то извне сформировал этот ... подрубающий корни нации и ведущий к вырождению поколения лозунг, что-де за ним скрывается такое-то, за ним прячется сякое-то. Ниоткуда извне он не пришел, а вышел из нашей, казахской среды, и в нем нет никакого злого умысла. В нем есть только безотчетное полоумие. Гнилое, вонючее слово, вышедшее из безмозглой головы и изъязвленного рта. Оно – отражение картины, свидетельствующей о лишенности национальных признаков и национального достоинства. В связи с ним надо бы, чтобы те казахи, в ком сколько-нибудь сохранилось национальное сознание, отвернулись с отвращением. Но нет. Это выражение превратилось в ударный, повсеместный лозунг. В этом направлении выдающуюся активность проявил еженедельник “Ана тiлi” (главный редактор Жарылкап Бейсенбаев, его заместитель Бахыт Сарыбалаев), призванный не только бороться за национальный язык, но и также защищать духовное наследие, стоять на страже национального сознания. А газета “Жас Алаш” (главные редакторы Уалихан Калижан, Нурторе Жусип), которая должна воспитывать новое поколение по-новому, десятками тысяч своего тиража подняла такой шум на всю степь. Артист, выходящий на сцену, ввел привычку вставлять в обязательную по своей роли речь лозунг “Казактын жауы – казак!”. Даже издающийся для учителей учебно-методический журнал “Казак тiлi мен адебиетi” (главный редактор некто Зернебек Шильдебаев) указал путь проведению урока на специальную тему под названием “Казактын жауы – казак!”. В конце концов, вредоносный лозунг “Казактын жауы – казак!” сошел со страниц повседневных газет, ежемесячных журналов, со сцен еженедельных театральных постановок и пошел в общество и получил широкое распространение среди народа. Там он был принят как бесспорная аксиома и превратился в изустную поговорку, устойчивый принцип”.

Итак, судя по наблюдениям и выводу уважаемого народного писателя, выражение “Враг казаха - казах” возник как общественное явление именно вместе с обретением страной казахов государственной независимости и прочно укрепился в сознании казахского или, вернее, казахскоязычного общества в середине 1990-х годов. Насколько же это нормально? И нормально ли вообще? Есть ли аналогичные примеры в жизни других народов? Или это феномен, присущий только казахам? На этот вопрос исследование М.Магауина также дает однозначный ответ: аналогичных примеров в жизни других народов нет. 

Никто, утверждает он, ничего подобного не слышал даже у таких десятилетиями враждовавших внутри себя народов. “Покажите мне лозунг “Враг корейца – кореец!”, - бросает с вызовом М.Магауин. И сам же отвечает: Нет! И объясняет причину: “Ибо, в какой бы ситуации они ни находились, у них национальное сознание было высоким, в какие бы испытания их ни бросала судьба, вера в будущее у них была огромная. А мы... получается, у нас нет ни сознания, ни будущего. В мирное и спокойное время нечистоплотную реплику “Казактын жауы – казак!” превратили в национальный лозунг”. Убийственный вывод.

Русский гордится тем, что он русский. Чеченец – тем, что он чеченец, что он гордый сын Кавказа. И тот, и другой полны уверенности, что их национальная принадлежность дает им достаточно оснований считать себя выше, достойней многих других. И только казах у себя в “самостийном” государстве Казахстан, который нынче в декабре собирается отмечать уже 15-летие своей государственной независимости, вроде как презирает себе подобных и видит в них врага. Об этом говорят и пишут сами казахи. Это замечают и отмечают уже и иностранцы. 

Отдают должное такой реальности, похоже, и власть имущие, которые с некоторых пор стали выступать с идеей единой “казахстанской нации”. При этом не разъясняется то, что она в действительности должна означать. “Казахстанская нация” предполагает включение в свой состав понятия “казахская нация”? Или эта идея задумана как замена “казахской нации”? Но в любом случае ясно, что идея “казахстанской нации” вызвана к жизни как некий ответ вызову времени, порожденному острейшим кризисом духовного единства казахов. Вполне можно, думается, допустить предположение, что спускаемый сверху инновационный проект под названием “казахстанская нация” имеет целью перенаправление центробежной динамики в казахском обществе в более созидательное национально-государственное русло. Но авторы этой идеи с ее реализацией, кажется, опоздали лет на десять-пятнадцать. 

Однако почему же получается так, что казахи, даже по наблюдениям даже краткосрочно пребывающих в стране иностранцев из дальнего зарубежья, презирают казахов? Почему они относятся друг к другу так пренебрежительно и высокомерно? Поиск ответов на такие вопросы – удел социологии и серьезных специалистов по этой науке. Но у нас ее сфера деятельности ограничивается опросом общественного мнения по тем или иным отдельно взятым проблемам и составлением рейтингов популярности политиков. Жаль…

Конечно же, практика столь пренебрежительного и недоверчивого отношения казахов к казахам же возникла не на пустом месте. Более всего она свойственна казахской элите. Те же венгры, на протяжении, по меньшей мере, тысячи лет сохраняющие свой совершенно не европейский и даже не индоевропейский язык в самом центре Европы, выводят заключение о презрительном отношении казахов к самим себе, исходя из бедственного положения казахского языка в Казахстане. 

Но ведь от родной речи у нас первыми отказываются в среде элиты. Можно назвать сколько угодно семей выдающихся в прошлом и настоящем деятелей национальной культуры и литературы, где дети, заняв, благодаря заслугам своих отцов, высокое социальное положение в обществе и государстве, наотрез отказываются от казахского языка и самобытного культурного достояния своего народа. А в той же Венгрии сохранение языка и культуры в чужом во многом окружении стало возможным именно из-за того, что венгерская элита столетиями оставалась им последовательно верной. То есть у нас ситуация совершенно противоположна тому, что было и есть у венгров. 

У нас все наоборот. У нас неприятие своего языка и своей культуры находит продолжение в неприятии себе подобных. И тут элита впереди всех. Сейчас элита – это “новые казахи”. Примеры того, как она пренебрегает своими соплеменниками, можно приводить пачками. 

Но, видимо, все же не следует воспринимать их как признаки присущих исключительно “новым казахам” стереотипов поведения. Будет справедливей рассматривать их, прежде всего, как свидетельства определенным образом формирующегося явления. Оно в казахском обществе появилось не вчера. Явление это достаточно широко распространено среди казахов в целом, и проявляется оно тем сильней, чем тверже человек стоит на ногах и чем уверенней он себя чувствует. В психологии казаха пренебрежение своим соплеменником как элемент самоутверждения играет исключительную роль. 

М.Магауин говорит: “Не прошло и года после свалившейся с неба независимости, как поднялся пламенный лозунг: “Казактын жауы – казак!” - “Враг казаха – казах!”. Это – символично. Чем дальше уходит страна по пути независимости, тем самоуверенней становятся новые верхи казахов и тем более высвобождается разрушительная энергия традиционной казахской спеси, направленной исключительно внутрь нации. К настоящему времени она, эта энергия, вышибла дух практически из всех общественных форм существования казахского языка и казахской духовности. Одно название осталось от государственного языка, казахскоязычных: образования, прессы, телевидения и т.п. Дошло дело до того, что уже иностранцы отмечают это явление и поражаются им. Значит, центробежная динамика завела общество уже достаточно далеко.

asset_adr
2 апреля 2011, 4:29
4790

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Я считаю, что дело в том, что у нас, казахов, в голове сидит то самая рабская психология, привитая нам еще с имперского периода и оформившаяся в советский период. Казахам стыдно говорить на своем родном языке, как не прискорбно, но это факт. Даже Я, живя и воспитываясь в истинной казахской традиционной семье, в детстве и подростковом периоде немного стыдилась говорить на своем родном языке? хотя всегда гордилась, что являюсь Казашкой! В моем городе Караганде раньше превалировало русскоязычное население и на казахском языке разговаривали в основном приезжие люди с села. Так что "местные" казахи не разговаривали на родном языке. Слава Аллаху, эта тенденция ушла со временем. Но все же остались ее отголоски. Нр, Я закончила русскую гимназию, т.к. у нас почти отсутствуют хорошие казахоязычные школы. Сейчас ситуация чуть улучшилась, хотя Я заканчивала школу 5 лет назад))). Сейчас, уже будучи в зрелом возрасте, мне 22=), Я вижу, что Я не правильно реагировала на родную речь. Хотя, естественно, изжить из себя рабское мышление, возможно, до конца не смогу, как и многие мои ровесники. Дай Бог, наши дети и внуки полностью изживут этот недуг в нашем сознании. Да хранит нас Аллах! Қазақпен қазақша сөйлесейік=)
данная статья недостаточно осветила проблему “Казактын жауы – казак!” ,так поверхностно, причина этого высказывания не только в незнание и неговорение на родном языке ,но и в психологии заложенной в наших головах,даже и тех кто чисто говорит на родном языке:это во 1-х многие не умеют выржать открыто свое мнение,то "ұят болады",то извечное "ай қойшы",то "көреалмайтын бір-бірін"
Все четко и по делу. Хорошо написано, благодарю.
Данный гений: предпосылки и развитие

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Казком берет комиссии за оплаты по карте. Почему на это закрывают глаза Visa и MasterCard?!

Казком берет комиссии за оплаты по карте. Почему на это закрывают глаза Visa и MasterCard?!

Покупаешь в супермаркете продукты на 5000 тенге и банк забирает себе еще 30-50 тенге. То есть, продукты обошлись уже не в 5000, а в 5050 тенге.
ValentinaVladimirska
25 мая 2017 / 22:56
  • 13139
  • 24
Узаконенное варварство в стране, принимающей «EPXO». Еще далеко нам до «топ-30 развитых стран»

Узаконенное варварство в стране, принимающей «EPXO». Еще далеко нам до «топ-30 развитых стран»

В продвинутых государствах едва ли поймут, почему в столь развитом, успешном и преуспевающем Казахстане от имени и по заданию властей творятся такие зверства над животными.
openqazaqstan
24 мая 2017 / 12:12
  • 10724
  • 102
Вырубка деревьев в Алматы под БРТ. Проект уже нанес городу экологический ущерб

Вырубка деревьев в Алматы под БРТ. Проект уже нанес городу экологический ущерб

Как ранее уже сообщалось из-за строительства БРТ в Алматы пострадают значительное количество деревьев. На прошлой неделе вырублены первые вязы и клён, - под расширение проезжей части на улице...
SKYFALL
24 мая 2017 / 17:20
  • 10090
  • 14
Поддержим пенсией жиреющие банки! На что казахстанцам разрешат досрочно тратить свои накопления в ЕНПФ

Поддержим пенсией жиреющие банки! На что казахстанцам разрешат досрочно тратить свои накопления в ЕНПФ

Со стороны ЕНПФ в очередной раз прозвучало крайне неоднозначное заявление, от которого, на наш взгляд, лучше было бы воздержаться.
openqazaqstan
23 мая 2017 / 11:08
  • 9841
  • 32
Системная коррупция стала главной угрозой для Казахстана. У нас воруют миллиардами

Системная коррупция стала главной угрозой для Казахстана. У нас воруют миллиардами

Коррупционные отношения вышли на такой уровень, что они уже начинают дискредитировать всю систему управления.
openqazaqstan
26 мая 2017 / 13:45
  • 8308
  • 34
Что бы ни сделал пешеход – все равно водитель сядет

Что бы ни сделал пешеход – все равно водитель сядет

Вопрос о равной ответственности водителя и пешехода при наезде на последних, только-только начинают обдумывать в высоких кабинетах. Но, пока государственные головы думают, водители продолжают...
Mirogloff
22 мая 2017 / 23:29
  • 5105
  • 32
Пока полицейские будут прощать, им будут бить и по чести, и по лицу

Пока полицейские будут прощать, им будут бить и по чести, и по лицу

Судья Алмалинского районного суда Куаныш Арипов ломает стереотипы отношения граждан к представителям Фемиды. Напавшему на полицейского экс-сотруднику алматинского акимата он назначил наказание выше...
Mirogloff
24 мая 2017 / 16:41
  • 3937
  • 9
Да-да, я знаю, пора выходить замуж. Есть ли у меня еще время и, пожалуйста, уточните сколько?

Да-да, я знаю, пора выходить замуж. Есть ли у меня еще время и, пожалуйста, уточните сколько?

Итак давайте сразу начистоту. Мне 29. Не замужем, никогда не была, детей нет. В душе я совсем не чувствую этот возраст. Каждый раз когда задумываюсь об этом больше чем на 3 минуты, меня накрывает...
user2017
23 мая 2017 / 10:57
Аблязов загробным голосом декларирует «ДВК-2». Монолог обиженного человека

Аблязов загробным голосом декларирует «ДВК-2». Монолог обиженного человека

Последний монолог Аблязова о «продолжении борьбы с режимом» и «ДВК-2», при всём желании, не выглядел как какой-то политический манифест.
openqazaqstan
25 мая 2017 / 13:53
  • 3217
  • 62