Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
21:44, 31 марта 2011

Фёдор Михайлович Достоевский

   

В этом году мы отмечаем юбилей со дня рождения великого русского классика,  писателя, чье творчество  объединяет не только поколения, но и культуры. Имя Федора Михайловича Достоевского неразрывно связано  с литературным творчеством  нашего народа,  и его искусством.   Вклад российского гения  в развитие  казахской литературы,  а также взаимопроникновение культур между нашими народами, дорого для нас и по сегодняшний день.  Его творчество, это не просто истории, которые живут  вечно в сердцах  читателей, это еще и многовековая дружба России и Казахстана.

 

                                 Фёдор Михайлович Достоевский

                 

                                                                               

«Человек есть тайна. Её надо разгадать,   и    ежели  будешь её разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»

 

Ф.М. Достоевский

   

Россия. Великая земля, просторы её раскинуты на тысячи километров от горных хребтов Урала к северным   далям  Норильска, от жарких сочинских берегов к холодным водам Северного Ледовитого океана. Величие границ и территорий, богатство среды и скудность жизни; высота полета мысли и ничтожество поступков; чистота побуждений  и низость лжи и обмана: все заключено в русском духе. Но пока крепка  наша вера в Русь, не  исчезнут на русской земле люди, своим талантом, открытиями, трудом и победами  веками прославляющие Россию: православные святители, императоры,  полководцы, ученые, поэты, художники, писатели и музыканты – это лица России.

Преподобный Сергий Радонежский, с древних времен олицетворяющий добро, смирение и  справедливость, бесспорно, является лицом России. Любому православному христианину он близок. Значение его деяний велико: с его благословения великий князь  Дмитрий Донской одержал полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига.

Петр I, великий реформатор, несомненно, является лицом России. Его значение для Руси настолько велико,  что нигде  в истории других государств не найдется такого императора, который во имя любви к своему Отечеству столькое для него сделал. Знаменитое «Петра творенье», воспетое Пушкиным, - восхитительная Северная столица, великий подарок русскому народу. Она веками украшает  просторы России и свидетельствует о воистину великих свершениях  императора.

 Пушкин - «явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа»- это лицо России. Его творчество пронизано глубокой любовью к русскому народу. Стихи,   романы и поэмы, написанные им, веками одухотворяют нас.

Но для меня лицо России - это  Фёдор Михайлович Достоевский. Его творчество известно во всем мире, по Достоевскому люди Запада  узнают Россию.  Для Казахстана его талант  имеет особое значение: отбывая ссылку в Семипалатинске, Достоевский оставил за собой богатейшее культурное наследие, которое для нас, казахстанцев, очень дорого. Присутствие Фёдора Михайловича на казахской земле  обогатило наш  духовный и литературный мир: когда молодой романист жил в Семипалатинской губернии, по вечерам в его квартире собирались друзья, и начиналась оживленная беседа; в это время за окном на скамейке сидел юноша – Абай Кунанбаев, которому тогда было пятнадцать лет. Он слушал разговоры Достоевского, записывал его мысли и, можно сказать, вырос на его рассуждениях. Таким образом, талант Фёдора Михайловича Достоевского повлиял на становление личности великого казахского мыслителя – Абая Кунанбаева. Произведения Достоевского всегда вдохновляли молодое поколение казахстанцев на служение своему народу, поддерживали в нем стремление к просвещению, знаниям, к развитию наций через культуру.  Творчество Достоевского находит отклик в наших сердцах своею человечностью, любовью, глубиной мысли.

Федор Михайлович не просто гениальный писатель, великий мыслитель и духовидец, для меня он, прежде всего, друг, товарищ и советчик. Впервые я открыла его для себя в одиннадцать лет. И тогда, в детстве, вместе с Неточкой Незвановой пережила свое первое  потрясение. Под впечатлением  истории о бедной девочке, испытавшей столько горя, я впервые осмыслила  вопрос о страдании и счастье человека. О том, сколько вокруг нас   несчастных, «ни в чем не повинных созданий», на долю которых выпало так много испытаний.  Позже, прочитав в школе рассказы «Мальчик с ручкой» и «Мальчик у Христа на ёлке», была тронута проникновением, с которым Достоевский писал о детях. Мало кто сумел так близко подойти к детской душе и так глубоко в неё проникнуть, как Достоевский. Многие очень любили детей, но писали о них с ласковым юмором взрослого человека. А Достоевскому детская душа  открывалась полностью потому, что как художнику ему был дан самый ценный человеческий дар – дар страдания воимя любви к людям, к детям, дар сострадания.

            Шли годы. Я взрослела вместе с книгами Достоевского. Долгими зимними вечерами я зачитывалась его  произведением «Бедные  люди». На станицах романа  в образе  обедневшего чиновника Макара Девушкина я узнавала черты самого писателя. В своем первом произведении начинающий романист поведал о пережитых им страданиях. Многие факты из биографии Достоевского перекликаются с судьбами героев: Варенька, в отрочестве лишилась родителей, была отправлена в пансион, где учеба была ей совершенно не по душе. Макар Девушкин – кроткий человек, который со всех сторон терпит унижение. Читая страницу за страницей романа, я поражалась, как талантливо Достоевский воплощается в своих героев. Судьба каждого персонажа полностью пережита им. Это говорит о том, что  Фёдор Михайлович  принадлежит к ряду тех писателей, которым удалось раскрыть себя в своем творчестве. Достоевский ничего не утаил, и поэтому ему удалось сделать изумительные открытия о человеке. Он всего себя вложил в свои произведения.  По ним можно изучить его. Поэтому Достоевский менее загадочен, чем многие другие писатели, его легче разгадать, чем, например, Гоголя.   Гоголь – один из самых загадочных русских писателей. Он не открывал себя в своем творчестве, он унес с собой тайну своей личности в иной мир. И вряд ли  удастся когда – либо её вполне разгадать.

Не таков Достоевский. Мало того, что Фёдор Михайлович полностью погружен в своё творчество, он, в отличие от Гоголя, не высмеивает людей, а любит их. Так, в своем романе «Униженные и оскорбленные» в лице главного героя – молодого писателя Ивана Петровича -  Достоевский проповедует о том, что не нужно избегать страданий, потому, что они делают человека сильнее. Эта мысль является нитью, которая связывает все сюжеты его произведений, все образы, характеры и судьбы. Творчество Достоевского проникнуто беспредельным состраданием к человеку.  Его романы учат любви и смирению. Никто не был так ранен бесконечным страданием человеческим, как Достоевский. Но Фёдор Михайлович меньше всего может быть назван сентиментальным, слащавым и расслабляющим гуманистом. Он проповедовал не только сострадание, но и страдание и верил в его искупительную силу.

            Достоевский до глубины русский человек и русский писатель. В его творчестве полностью раскрыта  натура русского человека во всех её проявлениях. Когда говорят о творчестве  Достоевского, имеют в виду Россию, потому, что его талант немыслим вне Отечества. Фёдор Михайлович всю жизнь был верен мечте о счастье своей страны и народа. Он выступал проповедником русской идеи. Повсюду у Достоевского слышится «вера в русский характер, вера в его духовную мощь, а коль вера, стало быть, и надежда, великая надежда на русского человека». В своей прославленной речи о Пушкине Достоевский говорил: «… назначение русского человека есть, бесспорно, всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только… стать братом всех людей, всечеловеком…»

            Так глубоко понять русского человека и оценить всё его предназначение Фёдор Михайлович смог во многом благодаря  своему жизненному опыту. Детство писателя прошло в  кругу дружной и большой семьи московского лекаря Михаила Андреевича  Достоевского. Фёдор Михайлович на всю жизнь сохранил добрую память о своем детстве. Эта память, впоследствии, отразилась в его творчестве.  На страницах романа «Братья Карамазовы» писатель  вложил в биографию старца Зосимы отголоски собственных впечатлений. Теплые  воспоминания детства закончились смертью любимой матери Достоевского: Мария  Фёдоровна скончалась от чахотки. Через два месяца  Достоевский узнал о кончине Пушкина. Он пережил смерть поэта как великое русское горе. Ещё через два года умирает отец. С этого момента начинается сложный жизненный путь  начинающего писателя. Далее последует обучение в инженерном училище, которое совсем не соответствует интересам молодого Достоевского. Затем в качестве своего первого произведения Фёдор Михайлович напишет гениальный роман «Бедные люди», который принесет ему колоссальный успех, познакомиться со столичными  литераторами: Белинским, Тургеневы, Некрасовым.

 Встреча Достоевского  с Белинским несет судьбоносный характер. Юный писатель подвергся влиянию  опытного критика и принял его атеистическое учение. Именно это учение привело Достоевского в кружок  петрашевцев, за причастность к которому  он был приговорен  к смертной казне, но Николай I помиловал революционеров. Минуты эшафота  остались в памяти Достоевского на всю жизнь. Через двадцать лет писатель сумел переплавить свои впечатления от смертной казни в художественное творчество. В романе «Идиот» князь Мышкин рассказывает о последних минутах  приговоренного к смертной казни. Эшафот явился решающим событием в духовной биографии писателя. После обряда смертной казни жизнь Достоевского «переломилась», с прошлым было покончено,  началось «перерождение в новую форму».

Далее последовали четыре года каторги, а затем ссылка в Семипалатинск, которые вычеркнули десять лет из жизни писателя. Однако не тяжелый каторжный быт, не ужасы каторги больше всего потрясли Достоевского. Больше всего поразил писателя тот факт, что острожники с ненавистью встретили их – дворян – за их атеизм, за их безверие, за бунт, за стремление свергнуть царя. Наоборот, они верят в Бога, любят царя и всякий бунт осуждают, как барскую затею.  За время каторги  Достоевский переосмыслил своё существование.  В «Дневнике писателя» он вспоминал: «… нас перекрестили и каждого оделили Евангелием – единственная книга, позволенная в остроге. Четыре года пролежала она под моей подушкой  на каторге».

Рассказывая в «Дневнике писателя», как  он принял атеистическое учение Белинского, Достоевский задается вопросом, как это могло произойти: «Я происходил из семейства русского и благочестивого... Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть  не с  первого детства... Каждый раз посещение Кремля и соборов московских  было чем – то торжественным».

Однако детская вера была хрупкой, и молодой Достоевский оказался  бессилен перед атеистическим учением Белинского, и оно «захватило его сердце». Новая встреча с Христом произошла на каторге, когда Достоевский читал одну книгу – Евангелие. Непосредственное же приобщение к страданиям русского народа на каторге ускорило процесс перерождения Достоевского. Главный вопрос,  которым Фёдор Михайлович мучился «сознательно и бессознательно всю свою жизнь – существование Божие». И каторга помогла найти ему ответ на этот вопрос. Своему молодому другу  Всеволоду  Соловьёву Достоевский говорил  о значении каторги  для его духовного развития: «…Мне тогда судьба помогла, меня спасла каторга… совсем новым человеком сделался… Я там себя понял, голубчик… Христа понял… русского человека понял и почувствовал, что я и сам русский, что я один из русского народа».  После каторги и ссылки религиозная тема становится  главной темой творчества Достоевского: его произведения пронизаны идеей единства человека с Богом.

            Чтение Достоевского – это хотя и сладостная, но совсем не легкая работа, так как его произведения дают неизмеримо много для  души и мысли. Фёдор Михайлович – бесконечно искренний и гуманный писатель. Он учил искать искру добра в каждом человеке, старался воспитать человека. Достоевский ценен тем, что он открывает новый духовный мир, возвращает человеку его духовную глубину. Он утверждает, что в человеке и через человека постигается Бог. Он раскрывает Христа в глубине человека, через страдальческий путь человека, через свободу. Это и есть путь свободы,  открываемый Достоевским. В этом его уникальность.

 На протяжении двух  веков книги Достоевского воспитывают в человеке личность,  на них вырастают целые поколения. Произведения Достоевского бессмертны. Его творчество будет существовать, пока существует человечество; потому, что вопросы Достоевского, над которыми он размышляет в своих романах – общечеловеческие. Они всегда актуальны: и сто пятьдесят лет назад, и сейчас. Талант, которым обладает Достоевский, по своему масштабу не имеет равных. Многие исторические личности, политические деятели  не сравнятся с ним: то, что было когда-то сделано ими для России, осталось в качестве исторического факта. А Достоевский своим творчеством  возрождал, возрождает и будет возрождать души людей. Это действительно гениальный писатель, который существует вне времени.

     

Список используемой литературы:

 

Белов С.В. «Федор Михайлович Достоевский»

Бердяев Н.А. «Миросозерцание Достоевского»

Достоевская А.Г. «Воспоминания»

Достоевский Ф.М. «Дневник писателя» за  1873 г., «Пушкин» (очерк) 1880 г.

   

           

 Яна Семёшкина

0
2290
1