Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
04:56, 31 марта 2011

Трилогия Business Solutions. Специфика внедрения

Часть 1. Специфика рынка

Часть 2. Специфика игроков

Часть 3. Специфика внедрения

 

Специфика внедрения

Blog post image

ERP-систему следует рассматривать как набор инструментов, цель которых – лучший контроль бизнеса. Система предоставляет оперативную актуальную информацию о каждом бизнес-процессе на предприятии, о финансовых потоках и производительности персонала. Все данные о деятельности компании хранятся и отражаются в единой корпоративной системе, которая зашифрована с определенными полномочиями доступа. В итоге каждый пользователь системы осознает свою роль в системе и свою ответственность. Имеющиеся на рынке ERP-системы эксперты делят на три основные категории с учетом следующих факторов: функциональность, подходы к внедрению, количество пользователей и цена. Увеличение параметров имеет прямую зависимость от продвижения вверх по пирамиде (рис. 1).

Примечательно, что системы в основании пирамиды росли по мере автоматизации труда бухгалтера, а требования управленцев реализовались постфактум. Иными словами, среди заказчиков этих систем не было управленцев, а системы среднего и верхнего уровней возникли из требований высшего руководства и акционеров предприятия. После презентаций и заключения контракта дальнейший процесс внедрения ERP-систем состоит из следующих крупных блоков:

Blog post image1. Планирование проекта и обследование, диагностика клиента;

2. Настройка системы и ее построение;

3. Переход клиента на работу по новой системе;

4. Обслуживание и дальнейшее обновление.

Планирование проекта и обследование, диагностика клиента подразумевают полную детализацию целей проекта и важных направлений, описание бизнес-процессов и их сравнение с возможностями модулей системы. Построение системы и переход к эксплуатации – самые сложные этапы и для интегратора, и для клиента. Они состоят из ключевых операций, таких как разработка функционала системы с учетом бизнес-процессов клиента; обучение пользователей, сопряженное с сопротивляемостью персонала; тестирование системы, стыковка модулей. При выборе системы клиенту очень важно проанализировать функциональные и технические преимущества от их внедрения, и сопоставить их с требованиями стратегического развития. Успешность внедрения системы во многом определяется правильной постановкой бизнес-задач со стороны заказчика, четкого понимания последствий. При внедрении системы клиент должен учитывать большие затраты, располагать достаточными финансовымиресурсами и на дальнейшее обслуживание системы. Немаловажную роль играет опыт интегратора, его кадровый состав, умение работать с клиентами, а также способность определить правильную стратегию внедрения, предложить консультантов, которые хорошо знают не только свои системы и продукты, но и бизнес клиента в целом. К примеру, ERP-консультант должен говорить на одном языке с HR-менеджером или с главным бухгалтером предприятия, предложить соответствующую модель развития для каждого из них. Требования к консультантам очень строгие, но и услуги их оцениваются высоко.

Blog post imageПо мнению Игоря Абрамова, неуспешные внедрения объясняются несколькими факторами: незрелостью клиента, нехваткой ресурсов клиента и интегратора, неправильным выбором корпоративной системы. По мере внедрения, на втором-третьем этапах, встречается активное сопротивление со стороны среднего управленческого персонала и рядовых сотрудников, поскольку система не облегчает их труд. Более того, порядок и прозрачность всех процессов в системе управления помогают выявлять недобросовестных, неэффективных работников. Незрелость и неготовность клиентов выражается в непонимании необходимости больших затрат на корпоративные системы управления, в размытой формулировке целей и бизнес-задач при внедрении. Очень часто предприятия-клиенты накапливают определенный бюджет на инвестирование первоначального внедрения, забывая о том, что в последующем ожидаются еще большие расходы на обслуживание и развитие этих систем, поэтому на стадии обслуживания возникают определенные проблемы с финансированием.

Если же речь идет о постепенном, «помодульном» внедрении, очень важен фактор гомогенизации всего комплекса, поскольку возникают большие сложности и затраты со стороны клиента при попытке стыковки в единую систему модулей разных производителей. Даже если клиент стопроцентно убежден в том, что его бизнес-процессы уникальны, не следует забывать о стандартном комплексе решений, предлагаемых консультантом, – «лучших бизнес-практиках».

Внедрение считается во многом успешным, если клиент в полной мере пользуется установленным функционалом системы и достигнуты поставленные в начале внедрения задачи, но такие проекты на нашем рынке исчисляются единицами. Пока не удалось определить единую оценку экспертов по рейтингу успешных внедрений ERP-систем – разброс от 30% до 70%.

 

Мифы

1. ERP-система способна решить все проблемы предприятия и облегчает ее деятельность.

Blog post imageERP-система не является искусственным интеллектом, способным самостоятельно решить все проблемы предприятия. По словам управляющего директора SmarPoint Consulting Руслана Махмудова, «не следует ожидать чуда от системы, это инструментарий, возможности которого каждое предприятие должно понять и правильно им пользоваться, применяя при этом интеллект кадров». Александр Филинский поясняет, что «в основном ERP-система рассматривается как облегчение деятельности какой-то группы сотрудников. Это большое заблуждение. ERP не ставит своей целью облегчать работу сотрудников. Таблетку мы не даем, мы можем помочь понять, что болит, но мы не лечим».

2. Полная ответственность за успешную реализацию проекта лежит на интеграторе.

Как отмечалось выше, существенную роль играет сам клиент, его подготовленность, полная поддержка инициативы по внедрению со стороны топ- и мидл-менеджмента. По оценкам экспертов, ответственность за успешность внедрения на 20% лежит на вендоре и его предложениях, на 30% – на клиенте и на 50% – на интеграторе.

3. Основной критерий выбора интегратора – ценовой.

Выбирать ERP-системы нужно не только по поверхностным (лучше, удобнее, дешевле, функциональнее и т.п.) параметрам. Большое значение имеет команда внедренца, так как опыт, особенно успешный, важен для дальнейшего сотрудничества. Говоря точнее, со стороны интегратора необходимо наличие наработанной методологии внедрения проектов и экспертизы именно в том секторе, в которой он планирует реализовать проект.

Blog post image

0
402
0