• 323519
  • 5731
  • 219
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Зачем буржую Дэмьен Херст?

Гуляя по сети, обнаружил одно интересное интервью на тему "современное искусство и бизнесмен". Не могу не поделиться, ибо считаю, что в нем есть достаточно интересные мысли.

"Современному искусству помогают увлечённые бизнесмены, а не власть"... Очень хочется надеяться, что у нас не всё так плохо...

Гостем программы открытия Сибирского центра современного искусства стал известный искусствовед и куратор Андрей Ерофеев, один из самых авторитетных в России специалистов по современному искусству. После процесса по делу организаторов выставки «Запретное искусство» Андрея Ерофеева в СМИ принято величать не иначе как «скандально известный». В беседе с обозревателем «КС» СЕРГЕЕМ САМОЙЛЕНКО АНДРЕЙ ЕРОФЕЕВ рассказал о том, почему частный бизнес поддерживает современное искусство и почему оно так востребовано сегодня.

— Андрей, в Москве современное искусство во многом развивается при поддержке и усилиями крупного частного бизнеса. Примеров достаточно — и «Гараж», и «Винзавод». Что привлекает бизнесменов в этом искусстве, зачем они вкладываются в него?

— Во-первых, любовь. А что вы улыбаетесь? Думаете, бизнесмены не способны увлечься искусством? Еще как! Я глубоко убежден, что практически все разговоры об удачном вложении средств, о якобы выгодных инвестициях в искусство — лишь ширма и оправдание страсти обладать искусством перед теми, кто ее лишен. Кроме того, искусство — это ключ к адекватному пониманию и описанию себя в той реальности, что нас окружает.

— Что подразумевается под словом «адекватность»?

— Мы живем сразу в нескольких системах ценностей. И зачастую ценности, которые подсказываются нам местной культурой, совершенно не соответствуют ценностям цивилизационным и бытовым. Так, например, у нас принято трубить про особый путь России, а на деле живем мы уже давно как все, в системе общеевропейских идейных координат. Это порождает социальную и индивидуальную шизофрению. Адекватность состоит в том, чтобы сблизить оба берега и подобрать для них единый язык описания. По большей части произведения современного искусства — недорогие вещи, не особенно изящные. Работы сделаны, как правило, без использования драгоценных материалов, чаще всего на коленке, на скорую руку. Но дело же не в предмете. Дело в том месседже, который эти предметы излучают. Художники проговаривают вещи, которые мы часто не хотим о себе знать.

— А корысть?

— Иногда, конечно, заводят арт-коллекции для того, чтобы проникнуть в компанию каких-нибудь западных олигархов. А потом быстро все сбросить. Многие не успевают избавиться сразу — и подсаживаются. Инфицируются страстью к коллекционированию, которая, кстати, включает важный элемент публичного соревнования в щедрости, а иногда и в безумном расточительстве на открытых аукционных торгах. Вырвать себе произведение, переплатив за него лишних несколько сотен тысяч долларов, но при этом обставив Петра Авена, — это о-о-о-очень престижно.

Иногда бизнесмены тупо следуют моде, которая теперь хочешь — не хочешь заставляет что-то знать о современном искусстве. «Не знаешь Дамьена Херста?! Ну ты козел, отморозок!» И при этом надо не только на выставку сходить — нужно еще что-то суметь о ней сказать, кроме слов «клево» и «круто». И вот люди записываются на лекции, вслушиваются в путаные объяснения искусствоведов, листают журналы по искусству… К МГУ на Ленинских горах, например, ближе к вечеру (когда начинаются платные курсы) подкатывают всякие там «Бентли» и «Порше» с дамочками, пахнущими обалденными духами. И эти «рублевские музы» спешат на многочасовые занятия по истории искусства. Это не лубочная сказка — это реальность, похожая на картину социалистического реализма «Рабфаковки». А потом эти дамы создают галереи, или фонды, или выставочные залы, которые вы упомянули. Не государство, не федеральные и не городские власти помогают в России современному искусству, а частная инициатива увлеченных бизнесменов.

— Почему же не государство?

— Государственные чиновники любят разглагольствовать о культуре, но ничего для нее не делают. Вот, например, взять Новосибирск. Прошло почти 20 лет со времени падения советской власти, которая объявляла современное искусство идеологически чуждым явлением, и у вас, наконец, открывается частный центр современного искусства. А что за это время сделали государственные институции культуры? Они провели какие-нибудь выдающиеся выставки, показали сибирякам наше российское авангардное наследие, которое запрещали коммунисты? Я имею в виду Малевича, Ларионова, Кандинского… Они показали вам западный авангард? Или, может быть, современное искусство Японии и Китая? Они пригласили из этих стран художников на стажировки и мастер-классы и отправили в эти страны студентов художественных и архитектурных вузов Новосибирска? Они разработали и ввели в преподавание курс современной культуры, создали музей, библиотеку по современному искусству? Или, может быть, они хотя бы нашли небольшую сумму денег и купили в собрание Новосибирской картинной галереи работы самых известных в мире новосибирских художников — я имею в виду группу «Синие носы»? На все эти вопросы ответ один: нет!

Они ни черта не сделали и даже не мучаются угрызениями совести. Они бездарно потратили без малого 20 лет нашей с вами национальной жизни зря. И готовятся еще столько же просидеть в полнейшем бездействии. Надо оставить иллюзии и понять: они неисправимы. Пока их не сменят люди из художественной среды, наши с вами коллеги, для которых живое искусство приоритетно по отношению к военно-спортивным праздникам, фольклорным фестивалям и концертам попсы, мало что сдвинется с места.

Пример Марата Гельмана в Перми показателен. Сменили команду, во главе поставили активного и информированного человека — и за несколько лет преобразилась не только культурная жизнь города, но и его имидж. Сейчас слово «Пермь» знают далеко за пределами страны.

— А может, не каждому городу и нужен-то музей современного искусства? Ведь немногие горожане понимают и любят это искусство…

— Если без малого 70 лет твердить от школьной скамьи и до совета ветеранов, что художник — это шарлатан, хулиган, развратник и политический провокатор, засланный разрушать национальные святыни, то в итоге, конечно, получится агрессивно-озлобленная зрительская масса, которая все проклинает заранее, не ходя даже на выставки.

Сколько посетителей в день в среднем посещает Новосибирскую картинную галерею? Столько же примерно, сколько и новое здание Третьяковской галереи в Москве, где выставлено советское искусство, — их можно перечесть по пальцам одной руки. Это результат нашей традиционной культурной политики. А вот другая цифра: на вернисаж номинантов премии Кандинского в Центральном доме художников, который состоялся неделю назад, пришло 7000 человек. Пол Центрального дома художников чуть не рухнул. Люди жаждали увидеть новое искусство. Таковы всеобщая логика и принуждение сегодняшней культуры.

Мы вошли в эпоху визуальности, в культуру коммуникации зрительными образами. О ее наступлении писал еще французский философ Ги Дебор в середине 1960-х гг. В этой культуре художник из творца знаков превращается в их эксперта, селекционера и манипулятора. В гигантской помойке знаков и образов, которая тоннами высыпается на нас с экранов телевизоров, с дисплеев, с рекламных щитов, из печатной прессы, художник отлавливает жемчужины, самые верные, самые емкие формулы времени. Отбирает, перекодирует, очищает от первоначального смысла, синтезирует в ясные образы. Так что на выставки идут теперь не как в зоопарк, а как в школу. И не только бескорыстно глазеть — идут и воровать: дизайнеры, архитекторы, прикладники, оформители ищут, что бы им такое подглядеть, чтобы вставить в свои рекламы и интерьеры. Благодаря этому узаконенному грабежу образы художников возвращаются в обиход нашей жизни в качестве языка описания. Выстраивается обмен знаками. И выстраивает этот обмен именно современное искусство — выстраивает, пользуясь копеечными средствами.

Ну какими, в самом деле, средствами пользуются Булныгин, «Синие носы», другие художники? У французских и американских художников, к слову, тоже денег мало. Но этот обмен осуществляют именно они, а не массовая культура, не Голливуд со своими миллионными бюджетами. Индустрия развлечений не может вырваться за пределы ограниченного набора клише — а художники могут благодаря своей духовной и одновременно финансовой независимости. Точнее, своей независимости от финансов.
Знаете, в последнее время нам столько говорят о модернизации и инновациях — нас скоро от этих слов будет тошнить! Но в современном искусстве действительно есть и инновации, и модернизация. Если уж где есть — то только здесь. Если бы наша власть верила на самом деле в то, что она говорит, то в России она бы создала музеи современного искусства под каждым кустом, как это было сделано в Испании после Франко — там, в этой маленькой стране, открылось более 30 таких музеев! А у нас — сами знаете…

(с) http://www.artcentresibir.ru/digest/46

Александр Васильев Basilio
Бложественный Писец...
29 марта 2011, 0:20
449

Loading...

Комментарии

DizKO
0
0
Отличная статья молодец что выложил…. Современное искусство надо развивать а после прочтения статьи убеждаюсь в этом неоднократно…. Даже у нас в Алмате есть замечательные современники а по всему Казахстану?! Сколько работ могли бы нам показать современники?! Какую идею они могли нам поведать?! Современное искусство это потрясающий мир и каждый человек может стать частью этого мира. Ведь тут нет рамок и ограничений даже ребенок может стать художником ведь тут не надо уметь пользоваться карандашом , кисточкой ,красками… тут главное фантазия, художник и зритель… и конечно же то что поможет донести идею художника в массы так сказать финансовый мост… и спасибо им за то что не остаются равнодушными и помогают художникам донести свою работу до зрителя. Пусть хоть и в корыстных целях ну кто у нас не без греха киньте в меня камень.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

«До какой же еще степени унижения должен дойти народ?!»

Министерство труда и соцзащиты провело через парламент очередной крайне неоднозначный закон, который может вызвать всплеск недовольства в стране.
openqazaqstan
15 нояб. 2017 / 11:17
  • 28277
  • 21
Самый большой мошенник в стране: об эффективной схеме развода «Казахтелеком»

Самый большой мошенник в стране: об эффективной схеме развода «Казахтелеком»

История о том, как Народный провайдер наваривается на своих клиентах, намерено не отключая услуги, и беря лишние деньги за ненужные и не оказываемые услуги.
ligaspravedlivosti
17 нояб. 2017 / 19:12
  • 25292
  • 182
«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

«Почему я не хочу встречаться с мужчинами-казахами»

Заранее отпишусь, данный пост не является попыткой оскорбить собственную нацию) Как говорится о вкусах не спорят, каждому свое.
Bonittta
16 нояб. 2017 / 14:28
  • 15239
  • 372
Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Почему катастрофический отток интеллектуальной элиты не тревожит Астану?

Как сообщает телеканал КТК, только за последние девять месяцев Казахстан покинули 28200 человек, из них почти пять тысяч инженеров, около 2700 экономистов и 1700 учителей.
openqazaqstan
17 нояб. 2017 / 11:00
  • 11049
  • 56
Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Задержан казахстанец, продававший детей в сексуальное рабство в ОАЭ и Бахрейн

Подтверждаются худшие предположения, циркулирующие в соцсетях. Периодические исчезновения детей в разных регионах Казахстана объясняются не только семейными проблемами и «синими китами».
openqazaqstan
16 нояб. 2017 / 15:46
  • 7732
  • 54
О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

О «топ-30», «топ-50» и прочих понтах можно пока забыть

В объективности выводов швейцарского банка Credit Suisse усомниться трудно – его экономические рейтинги относятся к самым авторитетным и их явно трудно упрекнуть в предвзятости
openqazaqstan
18 нояб. 2017 / 17:21
  • 6565
  • 83
Российским женщинам нужны казахстанские мужчины?

Российским женщинам нужны казахстанские мужчины?

Отдельные инициативы некоторых российских чиновников вызывают в Казнете приступы просто-таки гомерического ржача. Женщин в регионе – пруд пруди, а вот мужчин, с которыми они могли бы создать семьи, не хватает.
openqazaqstan
14 нояб. 2017 / 15:55
  • 2982
  • 18
Система госинститутов Казахстана напоминает очень дорогое казино

Система госинститутов Казахстана напоминает очень дорогое казино

Сегодня в прессу просочились детали скандальной сделки ЕНПФ с «мусорными» облигациями ТОО «Бузгул Аурум», о которой уже подробно рассказывалось в начале года.
openqazaqstan
15 нояб. 2017 / 16:13
  • 3295
  • 21
Незамужняя женщина после 25 лет – «девальвирующийся актив»?

Незамужняя женщина после 25 лет – «девальвирующийся актив»?

Много блогеров, да и обычных пользователей на разных платформах и в реальной жизни говорят об этом. Некоторые поддерживают давление на девушек, кто-то защищает права девушек в этом вопросе.
Kduarova
15 нояб. 2017 / 19:27