Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
12:20, 28 марта 2011

Зачем буржую Дэмьен Херст?

Гуляя по сети, обнаружил одно интересное интервью на тему "современное искусство и бизнесмен". Не могу не поделиться, ибо считаю, что в нем есть достаточно интересные мысли.

"Современному искусству помогают увлечённые бизнесмены, а не власть"... Очень хочется надеяться, что у нас не всё так плохо...

Гостем программы открытия Сибирского центра современного искусства стал известный искусствовед и куратор Андрей Ерофеев, один из самых авторитетных в России специалистов по современному искусству. После процесса по делу организаторов выставки «Запретное искусство» Андрея Ерофеева в СМИ принято величать не иначе как «скандально известный». В беседе с обозревателем «КС» СЕРГЕЕМ САМОЙЛЕНКО АНДРЕЙ ЕРОФЕЕВ рассказал о том, почему частный бизнес поддерживает современное искусство и почему оно так востребовано сегодня.

— Андрей, в Москве современное искусство во многом развивается при поддержке и усилиями крупного частного бизнеса. Примеров достаточно — и «Гараж», и «Винзавод». Что привлекает бизнесменов в этом искусстве, зачем они вкладываются в него?

— Во-первых, любовь. А что вы улыбаетесь? Думаете, бизнесмены не способны увлечься искусством? Еще как! Я глубоко убежден, что практически все разговоры об удачном вложении средств, о якобы выгодных инвестициях в искусство — лишь ширма и оправдание страсти обладать искусством перед теми, кто ее лишен. Кроме того, искусство — это ключ к адекватному пониманию и описанию себя в той реальности, что нас окружает.

— Что подразумевается под словом «адекватность»?

— Мы живем сразу в нескольких системах ценностей. И зачастую ценности, которые подсказываются нам местной культурой, совершенно не соответствуют ценностям цивилизационным и бытовым. Так, например, у нас принято трубить про особый путь России, а на деле живем мы уже давно как все, в системе общеевропейских идейных координат. Это порождает социальную и индивидуальную шизофрению. Адекватность состоит в том, чтобы сблизить оба берега и подобрать для них единый язык описания. По большей части произведения современного искусства — недорогие вещи, не особенно изящные. Работы сделаны, как правило, без использования драгоценных материалов, чаще всего на коленке, на скорую руку. Но дело же не в предмете. Дело в том месседже, который эти предметы излучают. Художники проговаривают вещи, которые мы часто не хотим о себе знать.

— А корысть?

— Иногда, конечно, заводят арт-коллекции для того, чтобы проникнуть в компанию каких-нибудь западных олигархов. А потом быстро все сбросить. Многие не успевают избавиться сразу — и подсаживаются. Инфицируются страстью к коллекционированию, которая, кстати, включает важный элемент публичного соревнования в щедрости, а иногда и в безумном расточительстве на открытых аукционных торгах. Вырвать себе произведение, переплатив за него лишних несколько сотен тысяч долларов, но при этом обставив Петра Авена, — это о-о-о-очень престижно.

Иногда бизнесмены тупо следуют моде, которая теперь хочешь — не хочешь заставляет что-то знать о современном искусстве. «Не знаешь Дамьена Херста?! Ну ты козел, отморозок!» И при этом надо не только на выставку сходить — нужно еще что-то суметь о ней сказать, кроме слов «клево» и «круто». И вот люди записываются на лекции, вслушиваются в путаные объяснения искусствоведов, листают журналы по искусству… К МГУ на Ленинских горах, например, ближе к вечеру (когда начинаются платные курсы) подкатывают всякие там «Бентли» и «Порше» с дамочками, пахнущими обалденными духами. И эти «рублевские музы» спешат на многочасовые занятия по истории искусства. Это не лубочная сказка — это реальность, похожая на картину социалистического реализма «Рабфаковки». А потом эти дамы создают галереи, или фонды, или выставочные залы, которые вы упомянули. Не государство, не федеральные и не городские власти помогают в России современному искусству, а частная инициатива увлеченных бизнесменов.

— Почему же не государство?

— Государственные чиновники любят разглагольствовать о культуре, но ничего для нее не делают. Вот, например, взять Новосибирск. Прошло почти 20 лет со времени падения советской власти, которая объявляла современное искусство идеологически чуждым явлением, и у вас, наконец, открывается частный центр современного искусства. А что за это время сделали государственные институции культуры? Они провели какие-нибудь выдающиеся выставки, показали сибирякам наше российское авангардное наследие, которое запрещали коммунисты? Я имею в виду Малевича, Ларионова, Кандинского… Они показали вам западный авангард? Или, может быть, современное искусство Японии и Китая? Они пригласили из этих стран художников на стажировки и мастер-классы и отправили в эти страны студентов художественных и архитектурных вузов Новосибирска? Они разработали и ввели в преподавание курс современной культуры, создали музей, библиотеку по современному искусству? Или, может быть, они хотя бы нашли небольшую сумму денег и купили в собрание Новосибирской картинной галереи работы самых известных в мире новосибирских художников — я имею в виду группу «Синие носы»? На все эти вопросы ответ один: нет!

Они ни черта не сделали и даже не мучаются угрызениями совести. Они бездарно потратили без малого 20 лет нашей с вами национальной жизни зря. И готовятся еще столько же просидеть в полнейшем бездействии. Надо оставить иллюзии и понять: они неисправимы. Пока их не сменят люди из художественной среды, наши с вами коллеги, для которых живое искусство приоритетно по отношению к военно-спортивным праздникам, фольклорным фестивалям и концертам попсы, мало что сдвинется с места.

Пример Марата Гельмана в Перми показателен. Сменили команду, во главе поставили активного и информированного человека — и за несколько лет преобразилась не только культурная жизнь города, но и его имидж. Сейчас слово «Пермь» знают далеко за пределами страны.

— А может, не каждому городу и нужен-то музей современного искусства? Ведь немногие горожане понимают и любят это искусство…

— Если без малого 70 лет твердить от школьной скамьи и до совета ветеранов, что художник — это шарлатан, хулиган, развратник и политический провокатор, засланный разрушать национальные святыни, то в итоге, конечно, получится агрессивно-озлобленная зрительская масса, которая все проклинает заранее, не ходя даже на выставки.

Сколько посетителей в день в среднем посещает Новосибирскую картинную галерею? Столько же примерно, сколько и новое здание Третьяковской галереи в Москве, где выставлено советское искусство, — их можно перечесть по пальцам одной руки. Это результат нашей традиционной культурной политики. А вот другая цифра: на вернисаж номинантов премии Кандинского в Центральном доме художников, который состоялся неделю назад, пришло 7000 человек. Пол Центрального дома художников чуть не рухнул. Люди жаждали увидеть новое искусство. Таковы всеобщая логика и принуждение сегодняшней культуры.

Мы вошли в эпоху визуальности, в культуру коммуникации зрительными образами. О ее наступлении писал еще французский философ Ги Дебор в середине 1960-х гг. В этой культуре художник из творца знаков превращается в их эксперта, селекционера и манипулятора. В гигантской помойке знаков и образов, которая тоннами высыпается на нас с экранов телевизоров, с дисплеев, с рекламных щитов, из печатной прессы, художник отлавливает жемчужины, самые верные, самые емкие формулы времени. Отбирает, перекодирует, очищает от первоначального смысла, синтезирует в ясные образы. Так что на выставки идут теперь не как в зоопарк, а как в школу. И не только бескорыстно глазеть — идут и воровать: дизайнеры, архитекторы, прикладники, оформители ищут, что бы им такое подглядеть, чтобы вставить в свои рекламы и интерьеры. Благодаря этому узаконенному грабежу образы художников возвращаются в обиход нашей жизни в качестве языка описания. Выстраивается обмен знаками. И выстраивает этот обмен именно современное искусство — выстраивает, пользуясь копеечными средствами.

Ну какими, в самом деле, средствами пользуются Булныгин, «Синие носы», другие художники? У французских и американских художников, к слову, тоже денег мало. Но этот обмен осуществляют именно они, а не массовая культура, не Голливуд со своими миллионными бюджетами. Индустрия развлечений не может вырваться за пределы ограниченного набора клише — а художники могут благодаря своей духовной и одновременно финансовой независимости. Точнее, своей независимости от финансов.
Знаете, в последнее время нам столько говорят о модернизации и инновациях — нас скоро от этих слов будет тошнить! Но в современном искусстве действительно есть и инновации, и модернизация. Если уж где есть — то только здесь. Если бы наша власть верила на самом деле в то, что она говорит, то в России она бы создала музеи современного искусства под каждым кустом, как это было сделано в Испании после Франко — там, в этой маленькой стране, открылось более 30 таких музеев! А у нас — сами знаете…

(с) http://www.artcentresibir.ru/digest/46

0
257
1