Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
6
13:48, 26 марта 2011

"Как самостоятельно снять свой первый фильм?"

Именно так назывался сегодняшний мастер-класс известных российских сценаристов, режиссеров, продюсеров, актеров и операторов, онлайн трансляция которого проводилась на сайте телеканала "Дождь". Среди лекторов были: Павел Бардин, Елена Гликман, Елена Яцура, Александр Талал, Павел Санаев, Максим Суханов, Валерий Тодоровский и Ингеборга Дапкунайте.

Blog post imageМастер-класс шел в течение всего дня и мне удалось посмотреть большую его часть. Лично для себя я почерпнула множество полезной информации. И сейчас пишу этот пост, чтобы разложить полученные знания по полочкам, так как в процессе просмотра записывала все весьма хаотично.

Вообще впечатления очень хорошие, для меня как начинающего режиссера-самоучки такие мастер-классы ну просто как глотки воздуха. Возможность узнать какие-то тонкие моменты, практические детали, узнать о распространенных ошибках. Единственное, что жаль - не была организована горячая линия, поэтому некоторые мои вопросы пока так и остаются без ответа. К счастью, ведущая была очень грамотная, в вопросах кино подкованная и хотя немного нервная, но вопросы задавала важные. Аудитория же показалась мне слабоватой, какой-то пассивной. Имея возможность пообщаться с профессионалами своего дела, поучиться ремеслу (не думаю, что такие мастер-классы посещают люди с улицы) и задавать вопросы типа "расскажите скандальную историю из вашего опыта"...довольно глупо, хотя возможно некоторые слушатели просто растерялись и не знали, что спросить.

Ну да не буду останавливаться на несущественном. Для себя лишь отмечу, что на такие встречи лучше приходить со списком заготовленных заранее вопросов.

Итак, что у нас по блоку Режиссура.

1. Снимать нужно только тогда, когда иначе не можешь. Если можешь не снимать - не снимай.

2. Снимать свой первый фильм можно и даже нужно просто на цифру, не стоит гоняться за дорогостоящей техникой, ведь может оказаться, что кино - это не твое.

3. Главная проблема первого фильма - невозможность все рассказать.

4. Очень важно, снимая фильм, представлять себя на месте зрителя.

5. Подготовку к фильму лучше начинать от обратного. То есть обозначить дату, когда должен выйти фильм и затем идя обратным путем, просчитать сколько дней на что потребуется.

6. Снимать нужно на те темы, которые тебя волнуют и по-настоящему интересуют. Иначе фальшивка быстро распознается зрителем.

7. Чем жестче творческие рамки, тем больше возможностей находок и новых приемов. Пример рамки: не использовать мат в речи героев.

8. Вопросы, ответы на которые необходимо дать себе лично: что, с кем и для кого снимаете.

9. Важно слушать внутренний голос. И хотя прислушиваться к мнением всех, кто есть на площадке - в итоге самостоятельно принимать решение.

10. Если дают деньги на съемки - не отказываться :)

Следующим блоком идет Сценарное мастерство.

1. Всегда важно помнить, что кино делается для зрителя.

2. Зритель, приходя в кино, желает испытать эмоции. Весьма определенные при чем.

3. Зритель в кино – ребенок – готов поверить в происходящее на экране. Его нужно взять за руку и повести по дорожке сюжета, но в то же время зритель должен понимать куда его ведут.

4. Четкость повествования заключается в том, что и сцена и последовательность сцен строится так, что создатель вызывает ожидание зрителя. Пример: в начале фильма показывают пролог, задают жанр и тон.

5. В хорошо построенном фильме даже склейки продолжают повествование. Пример: В "Армагеддоне" президент задает вопрос «Что делать?» и следующим кадром показывают Брюса Уиллиса. Таким образом, зритель без слов понял, кто и что сделает.

6. Необходимо знать классические приемы удержания интереса зрителя.

7. В фильме должна быть жанровая предпосылка. Как создать предпосылку? Представлять себя зрителем. Не давать зрителю скучать.

8. Принцип "Show. Don't tell". Визуальность повествования. Зрителю не нужно говорить лишних слов, он понимает все четко и ему нравится додумывать.

9. Необходимо знать теорию: схемы создания сценариев, чтобы в случае чего грамотно их нарушать.

10. Чтобы обезопасить себя от воровства нужно зарегистрировать сценарий и получить на него авторские права.

11. Сценарий сериала отличается от сценария кино тем, что в сценарии сериала помимо основных поворотных точек сюжета есть и множество мелких векторов, которые позволяют постепенно выстраивать сюжет на протяжении длительного периода времени.

12. Чтобы написать хороший сценарий - сюжет должен вас самих удивлять и восхищать :)

3й блок Операторское искусство

1. Снимать кино можно и на цифру, и на фотоаппарат и даже на айфон. Так, часть сцен в кинофильме "Зеленый театр в Земфире" была снята именно на айфон.

2. При съемке на фотоаппарат необходим "фокусник" - человек, наводящий фокус на резкость. Также при съемке на фотоаппарат нежелательно снимать с руки, лучше воспользоваться штативом.

3. Операторская и режиссерская работы не должны расщепляться.

4. Оператор самый близкий к режиссеру человек, с которым у него должно быть полное взаимопонимание. Режиссер говорит, какие эмоции он хочет передать, а оператор знает как это сделать.

5. Нужно заранее выбирать метод съемки.

И, наконец, Актерское мастерство

1. Даже при съемке небюджетного 1минутного фильма должны быть предварительные актерские репетиции.

2. Нужно уметь говорить с актером, работать с ним, объяснять что вы от него хотите.

3. Актер и режиссер должны учиться друг у друга. Должен быть диалог.

4. Режиссер ведет актера, актер – отражение режиссера. Актеру нужны ответы на вопросы.

5. Режиссер должен ходить в театр смотреть на актеров, на живую игру.

6. Если пик игры актера был на одной из репетиций, то он сможет повторить этот пик и во время съемки.

7. Актер должен читать и знать весь сценарий, а не только свои сцены и реплики.

8. В идеале актер не должен менять свои слова в сценарии, но может сделать это, если есть серьезный повод. Пример: не может выговорить слово.

9. Правдивость характера в данных обстоятельствах никогда вас не подведет. Станиславский всегда работает :)

И просто интересные моменты, которые я тоже хочу указать.

1. Чтобы получить деньги от продюсеров, можно сначала отснять материал, смонтировать черновой вариант фильма и показать им, и если им понравится, то получить инвестиции на пост-продакшн. Таким образом, приходя не с пустыми руками, больше возможности убедить продюсера в уникальности и качестве своего проекта.

2. Хайп - это эмоции, отклик зрителя. Хайп может возникнуть и до начала проката фильма. Хайп можно создать благодаря предпоказам и закрытым показам.

3. На рынке прокатчиков действуют свои законы и их нужно знать.

4. Неправильно снимать фильм приурочено к какому-то фестивалю. Правильно снять фильм и если по тематике он подходит к какому-то фестивалю, то тогда и отправлять его туда.

5. Одна из самых распространенных эмоций, возникающих у зрителя, - первобытный восторг. Достигается путем воскрешения героя. Знаменитое появление руки из-под земли.

6. Авторское кино - это кино, на которое режиссер накладывает свою уникальную печать, делая его узнаваемым.

7. Жанровое кино отличается от Авторского тем, что в жанровом кино ответственность за внимание зрителя несут создатели. А в авторском – сам зритель, он должен думать, расшифровывать, логически домысливать. Жанровое кино смотрится сердцем, авторское – головой.

8. Правило кастинга: не лениться.

9. Кастинги позволяют узнать других людей, завести полезные контакты.

10. Кинематограф находится между чисто коммерческим кино и арт-хаусом.

11. Режиссер должен искать актера, а не наоборот.

12. Голливудский термин «Packaging» - набор из режиссера, оператора, актеров.

13. Слово «Тишина» на площадке самое популярное =)

Надеюсь, вам как и мне пригодятся эти советы при съемке вашего первого, а может и не первого фильма.

А вывод у меня после всего просмотренного и прослушанного следующий - снимать, а даже если и были какие-то сомнения, то их отбросить в сторону. Если есть живая идея, которая поедает мозг, не дает ни спать ни есть, ни работать, то нужно ее воплощать, преодолевать трудности и страхи, и тогда все получится.

6