Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
11:10, 23 марта 2011

Электронное правительство РК: проверка на вшивость.

E-government: Testing its limits.

Анри Лефебр, французский географ и марксист, автор работы "Производство пространства" ввел в оборот понятие социального "пространства". Не то, чтобы до Лефебра концепция "пространства" была не оперативной, но именно Лефебр обратил внимание на то, что социальные пространства находятся в процессе постоянного изменения: оно опустошается, заполняется, в него проникают, изолируют, пространство теряет свой смысл, а также теряет людей, если им становится неинтересно и им хочется его покинуть.

Но что конкретно понимается под пространством? Не вдаваясь в терминологические подробности, скажу лишь, что очень часто и, в частности, в моем случае, под пространством понимаются "арены" социальных взаимоотношений между различными субъектами, часто, между государством и гражданами, государством и гражданским обществом (узко понимаемым как совокупность действующих неправительственных организаций), между гражданами и гражданским обществом. Также, очень часто выделяют две арены взаимодействий: "приглашаемые пространства" (invited spaces) - часто приглашаемые со стороны государства либо по собственной инициативе либо в ответ на требования граждан. Виды таких арен различны по характеру: они могут быть транзитными (как ежегодные встречи руководителей областей с жителями согласно указу президента), так и постоянными (как, например, электронное правительство).

Вторая арена - это "народные пространства" (popular spaces) - арены, на которые выходят люди по своему желанию, согласно своим потребностям. "Народные пространства" часто воплощаются в акции протестов (примером "народного пространства" могут служить недавние события на Ближенм Востоке, антикоммунистическое движение на базе объединения профсоюзов "Солидарность" в Польше 1980-х годов, и так далее). Такие пространства также могут характеризоваться своей временностью, но могут и институционализироваться (скажем, политическому объединению на базе "Солидарность" впоследствие удалось выиграть парламентские выборы).

Границы между "народными пространствами" и "приглашаемыми пространствами" нечетки, часто "приглашаемые пространства" могут становиться ареной для изливания накопившихся требований в отношении властей, а "народные пространства" могут вылиться в регулируемые институты взаимотношений государства и его граждан.

Мышление категориями пространств облегчает задачу анализа взаимотношений общества и государства, что сложились в Казахстане начиная, скажем, с 1998 года, когда был объявлен курс в сторону демократизации. С того времени можно наблюдать расширение приглашаемых государством пространств (концепция развития гражданского общества РК, закон о социальных госзакупках, создание электронного правительства) с одновременным урезанием "народных пространств" (тут примеры приводить, думаю, нет смысла).

Предметом разговора в этом блоге станет одно из таких "приглашаемых" пространств взаимоотношений государства и его граждан, а именно электронное правительство РК. Электронное правительство РК, по праву, считается одним из наиболее развитых среди стран Центральной Азии, и согласно, докладу ООН по электронному правительству за 2010 год (http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/unpan038851.pdf) Казахстан занимает 46 место в мире (против 81 в 2008 году) по уровню предоставления электронных государственных услуг.

Однако, самое интересное в том, что доклад не только высоко оценивает темпы развития электронного правительства в Казахстане, он также высоко оценивает наш egov по критерию электронного участия граждан (см. 1 рисунок с заголовком "Казахстан - отдавая предпочтение гражданам"; рис. 2 "Первая 20 стран достигших наибольших успехов в сфере электронного участия граждан")

Blog post image

Blog post image

В частности, интересно процитировать следующее (вольный перевод): "Необходимо выделить Казахстан и Кыргызстан как две страны наиболее активные в продвижении электронного участия граждан. Национальные порталы этих стран позволяют гражданам выдвигать собственные  инициативы, которые рассматриваются государством в процессе принятия решений. Граждане получают признание того за их вклад в электронные дискуссии-размышления (e-deliberation) или электронные мнения (e-opinions). Национальные порталы создают условия для дискуссий через инструменты социальных сетей, а также вывешивают посты прошлых дискуссий на форумах. Их старшие официальные лица напрямую отвечают на мнения, высказанные на форумах" (стр. 85).

В общем, даже если граждане самого Казахстана еще не успели в полной мере оценить существующие на данный момент возможности участия в деле управления своим государством, мировое сообщество уже вынесло свою лестную оценку усилиям нашего государства по производству нового пространства взаимодействия со своими гражданами.

К любым докладам, конечно же, нужно относиться скептически. Лично я, как человек, которого возможно и совсем недавно, но накрепко зацепила тема электронного правительства в Казахстане, и взаимоотношений государства с обществом в целом, выводы этого доклада вызывают, как минимум недоумение. Понятно, что результаты таких общих докладов грубо аггрегированы, и для более точной оценки необходимо сузить объем исследования. Несмотря на это, политические последствия такой оценки для дальнейшего курса по демократизации страны достаточно далекоидущи. Поэтому, с этого дня на этом блоге будет публиковаться любая информация по недочетам или, наоборот, улучшениям, работы электронного правительства на основании собственного опыта с целью создания более объективной оценки работы электронного правительства и выдвижению предложений по улучшению его работы.

0
421
0