Все новости о ситуации в Японии я узнавала из twitter. За несколько дней простой веб-дизайнер Дмитрий Баландин , который работает в японском городе Ниигата, превратился для меня и 10000 других его фолловеров не просто в надежный источник информации, а в близкого человека. Мы знаем его под ником @japanreports и, когда он долго не выходит в сеть, тревожно спрашиваем: «Что случилось? Куда пропал?». Он отшучивается и рассказывает байки из Японии от себя и других русских.
Ира из Токио: "Я пока ждала, зашла поесть карри в местную кафешку. Бабушка на кассе решила мне посочувствовать: "тяжело вам бедняжечкам валить-то, столько народу сразу валит, самолётов-то хватит?"
Я говорю: "не знаю, я вот не еду никуда, мне просто документы продлить хехе"
Бабуся радостно:"о, ты прям - жена самурая.
Япония – сейчас главный тренд в Интернете. Это значит, что миллионы людей вбивают запросы о Японии в поисковики. Такие события (как бы кощунственно это сейчас не звучало) для многих веб-ресурсов возможность привлечь пользователей на свой сайт. И они создают контент, который не редко сопровождается громкими заголовками «Голод в Японии», «Радиация расползается по миру» и так далее. Пару дней назад мне по почте прислали e-mail сообщение
«Правительство Японии сообщило о радиоактивной утечки на АЭС Фукусима. Азиатские страны должны принять необходимые меры предосторожности. Если дождь идет, оставаться в помещении первые 24 часа».
И далее все в духе детских страшилок, которые как не убеждаешь себя, что это неправда, все равно пугают. Это сообщение уже расползается по mail.ru, вконтакте, как социальный вирус, который нагнетает панику.
@japanreports тоже запостил ссылку на социальный вирус. Этот ролик сейчас размещают тысячи ресурсов во всем мире. Японский художник Казухико Хачия сделал очень простой и понятный мульт, в котором ядерный реактор – это маленький мальчик, у которого болит животик, и его лечит добрый доктор.
Во время события в Японии русскоязычные блоггеры проявили себя как гражданские журналисты. На сайте PrimaMedia прошла онлайн-конференция с блоггерами, где они отвечали на вопросы, не замалчивали проблем, но вместе с этим и не истерили. Кстати, многие проверяли у блогеров информацию, которая прошла в традиционных СМИ, и мне это кажется очень показательным.
Рейтинги, и на ТВ, и в вебе делают сенсации. Им по закону жанра положен эмоциональный голос за кадром, громкие заголовки и страшные фотографии. Как оказалось, мне в критической ситуации, не всегда хочется слышать и видеть ужас-ужас, я выбрала блоги и, мне кажется, получила более взвешенную информацию.