Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
07:31, 15 марта 2011

Дискаунтеры... объяснение#3

Продолжаю заметки про дискаунтеров (традиционное напоминание, что Tele2 Kazakhstan - принадлежит этому гордому семейству). Наверное, это будет одна из завершающих, но не последних, заметок про бизнес-модель «дискаунтеры». Помимо, ритейла эта бизнес-модель хорошо зарекомендовала себя в пассажирских авиаперевозках (к моему величайшему сожалению, не в Казахстане). Вам, наверное, уже приходилось слышать про "сумасшедшие низкие" цены на авиаперелёты в Европе или в США, которые дешевле чем билеты на поезд. Значит, рассказы про лоукастеров дошли и до Вас.

В 2008 году мне нужно было срочно лететь по семейным причинам в Атырау. Из Шымкента. Полет был примерно такой: Шымкент-Алматы-Атырау-Алматы. Билеты мне обошлись примерно же во столько, во сколько обошелся бы мне полет туда-обратно до Малайзии или до Тайланда. Хотя расстояния несопоставимы. Именно тогда я злился, что нет дискаунтеров, с кем познакомился в 2003 и в 2005 гг. в Германии.

Родина лоу-кост (low cost) –Америка, где зародившись, она уверенно шагнула в Европу в начале 90-х. Вначале к категории «Low-cost» или низкозатратных первоначально относили все авиакомпании, которые могли похвастать низкими эксплуатационными расходами, чем их конкуренты. В дальнейшем бизнес-процессы внутри таких совершенствовались, и уже сейчас не каждая компания может себе их позволить. Лоукостера можно вычислить по след. характерным признакам:

  • один пассажирский класс (никаких бизнес или первых классов);
  • один тип самолёта (обычно Airbus A320 или Boeing 737); разгадка проста – это позволяет сделать экипажи взаимозаменяемыми, а склад запчастей небольшим.;
  • Отсутствие на борту развлекательных видеопанелей (правда, за отдельную плату Вам предоставят планшетник);
  • Полное отсутствие бумажных билетов при переходе на электронные билеты;
  • Прямые продажи билетов через Интернет (чтобы не платить 5-15% комиссионных агентам и системам резервирования);
  • Очень часто цена билета растет по мере заполнения самолёта (Все направлено на то, чтобы стимулировать раннее резервирование);
  • Отсутствие мест в посадочных талонах (пассажиры заинтересовывают быстрее подняться на борт и занять места – экономия по времени) или вообще продают места за дополнительную плату;
  • Использование дешевых, менее заполненных вторичных аэропортов и отправление рано утром или поздно вечером, что позволяет избежать задержек из-за загрузки воздушного пространства, а также с целью экономии за счёт более низких аэропортовых сборов;
  • простые маршруты, маршруты строятся по принципу из точки в точку (прямые рейсы между аэропортами) вместо использования промежуточных посадок в «хабах» (максимальное использование самолёта, а также избегание задержек, связанных с опозданием транзитных пассажиров и потерь багажа между рейсами);
  • сокращение набора услуг, предоставляемых пассажирам на борту самолета, исключение из этого набора услуг, которые в других авиакомпаниях являются стандартными (например, раздача пассажирам прохладительных напитков и питания), перевод таких услуг в разряд платных. Кстати, у некоторых лоукостеров – поход в туалет платный ;) – так что уточняйте)));
  • получение дополнительного дохода от продажи дополнительных услуг на борту самолёта и товаров;
  • Сотрудники совмещают сразу несколько функций, например, бортпроводники и пилоты также могут заниматься уборкой салона, регистрировать пассажиров на рейс;

 

Этот перечень не самый полный и не обязательно, чтобы использовался все перечень. Некоторые лоу-кост авиакомпании используют лишь часть из этого набора (например, некоторые указывают места в посадочных талонах, а другие используют несколько типов самолётов).

Но в любом случае, данные компании всегда и везде стремятся снизить стоимость не только внутренних расходов. Например, в США или в Европе дискаунтеры договариваются с аэропортами о следующем: компания приводит и обслуживает в аэропорту примерно миллион пассажиров в год, взамен просит обслуживание аэропорта сделать бесплатным (взлет-посадка). Администрация аэропортов зачастую соглашается, поскольку понимает, что неавиационные доходы могут резко превысить прибыль, недополученную от сборов за взлет-посадку. К сожалению, это не применимо к условиям и реалиям Казахстана, где очень мало аэропортов, а соответственно нафиг бороться за перевозчика? Он никуда не денется, и все равно будет обслуживаться в одном единственном аэропорту. Вот еще одна причина задержек и опозданий казахстанских авиарейсов.

Говоря о соблюдении сроков, расписаний и пунктуальности необходимо отдельно подчеркнуть, что сотрудники компании-дискаунтера работают как роботы! Они за 15 минут могут разобраться с самолетом: чистка, уборка, заправка – и это в любом аэропорту, даже в чужом (наблюдал за действиями стюардесс Air Baltic – армейская дисциплина и швейцарская точность); здесь все необходимо делать своими силами. Салон должны убирать сами пилоты и стюарды (стюардессы), а не чужие наемные служащие. Еще один пример, компания дискаунтер Ryanair — самый пунктуальный перевозчик Европы. Более 98% рейсов — с отклонением в переделах 15 минут от расписания – у Вас не возникает желания пнуть кое кого?! ;)))).

Глава российской авиакомпании "Сибирь" Владислав Филев, говоря про воздушных дискаунтеров, отметил: "у нас нет компаний low-cost, у нас есть компании low-fair". В том плане, что во всем мире авиадискаунтеры умеют летать дешево, а у нас  [России] они умеют только дешево продавать билеты.
В Казахстане не умеют делать и этого…

 

0
236
2