Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
03:10, 01 марта 2011

Пойду голосовать из уважения к себе

Актуальный на сегодняшний день вопрос: Голосовать или бойкотировать? Думаю, что в этой связи будет интересно перечитать опубликованное лет 7-8 назад интервью Нурболата Масанова. Хотя, там не про выборы президента, а про парламентские.

"Наше население сейчас представляет собой не структурированную толпу. Нам нужно больше городского населения, родившегося в городе. Население, родившееся в сельской местности, всегда является носителем групповых идеалов и стандартов", - Нурболат Масанов.

Нурболат Масанов - президент Казахстанской ассоциации политических наук, профессор, автор более 200 публикаций, в том числе 8 монографий. Один из самых известных и авторитетных политологов Казахстана. В 1986 году в отделе науки ЦК Компартии Казахстана его называли «идеологом казахского национализма». Через шесть лет после того Нурболат Масанов выступил с резкой критикой казахского национализма, его обвинили в «манкуртизме». Тем не менее, по его признанию, консультировал почти всех ведущих политиков Казахстана, за исключением действующего президента. Его политические убеждения нередко приводили к конфликту не только с властью, но и с общественными стереотипами. По мнению профессора, предстоящие парламентские выборы должны будут дать ответ на главный вопрос: возможна ли политическая модернизация государственно-политической системы, сложившейся в нашей стране.

- Нурболат Едыгеевич, ваш прогноз: как распределятся депутатские мандаты в будущем парламенте?

- Прогноз простой. Самостоятельно придет на выборы 20-25 %, в сельской местности акимы пригонят еще 5-10%. В целом 35-40 % голосовать, я думаю, выйдут. Подбросят голосов и на 60 выведут, якобы участвовавших в выборах. Теперь как распределятся голоса. По одномандатным округам, я думаю, 50 % получит «Отан», 20 - «Асар», ну и остальные голоса вот эти мелкие партии раскидают: «Гражданская», «Аграрная», «Ак Жолу» что-нибудь подкинут, «Патриотам», и так далее. Тут ситуация ясная. Что будет дальше? «Отан» и «Асар» создают блок, выбирают Даригу спикером парламента на первом этапе. Следующий этап - она будет спикером сената. Будет создан некий политический механизм преемственности власти. Все эти структуры понимают, что модернизация общества необходима, в том виде, в каком существует государственно-политическая система, она неэффективна, никому не нужна.

- Если вы уверены, что расклад заранее известен, пойдете ли голосовать?

- Я пойду просто из уважения к самому себе. Я должен пойти, потому что я граждански социально активная личность и не могу отсиживаться дома. Я пойду хотя бы потому, чтобы моим голосом они не манипулировали.

- А если увидите соседа, вы скажете ему, чтобы он шел на выборы?

- Если честно, не скажу. Потому что это право выбора каждого человека. Люди часто подходят ко мне, они рассматривают меня как представителя оппозиции и спрашивают: когда вы их «замочите»? Я им говорю одно: ребята, мы их «мочить» не будем. Это вы должны выйти и требовать защиты своих прав и интересов. А я вам помогу как профессиональный политолог. А если вы хотите как обезьяны сидеть на дереве и смотреть, как там тигры дерутся - ничего у вас не получится. Потому что весь политический процесс у нас внутриэлитный. По сути, все решается на уровне диалога, конфликта между оппозицией и властью. Практически все вопросы разворачиваются в этой сфере. Между собой все вопросы они, в принципе, способны и могут решить. Электоральной поддержки политического процесса пока, к сожалению, нет. Когда он будет – это сложный вопрос. Но, как политолог, я понимаю, что для этого необходимо цивилизационное вызревание населения. Должно появиться городское гражданское население, которое уважает себя. Которое будет бороться в стране, но таких людей мало.

- Но пока среди населения, по данным опросов, доминирует мнение, что «нам и так неплохо живется, зачем нам демократия?». Что вы могли бы сказать в ответ на такие заявления?

- Да, одной из внутриэлитных идеологий у нас является «экономика в обмен на демократию». Можно и в такой плохой политической системе жить более или менее сносно. Но, с другой стороны, по мере того как люди становятся самостоятельнее и богаче, они начинают уважать себя. Люди начинают требовать соответствующего отношения государственных структур к самим себе. Это значит, люди требуют твердых гарантий. Люди хотят, чтобы полиция была полицией, а не бандитской группировкой. Люди хотят, чтобы суд был системой нормальной, а не разводящей взятки, чтобы прокуратура не была мафиозной структурой, а была нормальной прокуратурой. Без демократии дать гарантии среднему классу и тем, кто неплохо живет, никто не может. Все хотят, чтобы государство в равной мере заботилось о них. У нас нет профсоюзов. Вы об этом не задумываетесь пока. Я всегда привожу в пример национальную хоккейную лигу США. Представьте себе 30 команд, где играют 750 хоккеистов. Средняя зарплата этих хоккеистов - 2 миллиона долларов. И у них самый сильный профсоюз в мире. Точно так же в Национальной баскетбольной ассоциации. Потому что они уважают себя. Они хотят защищать свои права. Они хотят твердых гарантий, они хотят четких правил игры. Они хотят, чтобы работодатель их уважал в равной мере. Поэтому без демократии это все невозможно.

- Но что мешает сегодня казахстанцам требовать от государства соблюдения своих прав?

- Наше население сейчас представляет собой не структурированную толпу. Люди привыкли выживать «сам на сам». У нас нет никаких сегментов в обществе, социальных, каких угодно, профессиональных и так далее. Что такое демократия – это когда эгоизм одного ограничен эгоизмом многих других людей. У нас эгоизм президента ограничен эгоизмом общества? Нет, к сожалению, нет! Этот эгоизм довлеет над нашим обществом, мешает нам жить. А для того чтобы сформировался нормальный эгоизм, нам нужно, чтобы наше население становилось все менее маргинальным, чтобы было более индивидуализированным по своим запросам, по своим стандартам и прочим жизненным принципам. Проще говоря, нам нужно больше городского населения, родившегося в городе. Население, родившееся в сельской местности, всегда является носителем групповых идеалов и стандартов. Можно сказать им: ребята, нам ничего не нужно, нам нужен только казахский язык. И ради казахского языка люди забудут обо всем и пойдут головы на плахи класть. Но городское население индивидуализированное скажет: лично мне это не нужно, лично мне нужен высокий уровень доходов, мне нужно, чтобы мои дети хорошо жили, хорошо зарабатывали, имели возможность поехать туда-то и туда-то. То есть нам нужен нормальный индивидуализм, который вызреет по мере того, как наше аграрное население перейдет в города и станет городским. Но не просто городским: их дети должны будут утверждать новые стандарты жизни.

- В чем ошибка оппозиции, если случится так, как вы утверждаете, и она не пройдет в парламент?

- Я думаю, это ошибка не оппозиции, а ошибка общественных стереотипов. Для нас важен прецедент смены власти. Важно, что придет другой человек. Что власть, в принципе, сменяема. Но если придут люди принципов, то это очень-очень важно. В нашей оппозиции существует как бы несколько течений. Есть у нас идейная оппозиция, очень узкий круг людей. Это Сергей Дуванов, это Евгений Жовтис, Андрей Свиридов. Но есть оппозиция по интересам. По политическим и экономическим интересам. В чем сила и слабость той и другой? Слабость идейной оппозиции в том, что она говорит: мы не занимается политикой, нам не нужна власть. И она как бы отстранилась от политического процесса. Это очень плохо. Потому что мало принципиальности в политическом процессе. Оппозиция по интересам хочет и борется за власть, и она апеллирует к демократическим принципам. У оппозиции просто нет других принципов, к которым можно апеллировать. Но у них мало идейных соображений. Поэтому нужен как бы симбиоз идейной оппозиции и оппозиции по принципам. Но, что интересно, Жакиянов пошел в тюрьму, отсидел. Это очень сильный аргумент в пользу этого человека, становления его как идейного и принципиального. Таким людям можно верить. Поэтому дело не в оппозиции. Дело в том, чтобы был прецедент сменяемости, чтобы пришли новые люди к власти. У прежней элиты останутся её интересы, собственность, значительная часть власти. Значит, эта оппозиция должна будет с ними находить общий язык, находить компромиссы. А это уже демократия.

Беседовал Аскар ШОМШЕКОВ

0
374
0