Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
13:38, 01 марта 2011

Сенсорное развитие детей или как мы недооценивали чувства

Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. (wikipedia)

Вы, наверное, уже отдавали себе отчет, что детские впечатления такие яркие и незабываемые! Печенье было вкуснее, яблоки съедобнее, школьное футбольное поле необъятное, муравьи живее, трава и цветы также обладали душой! Уверенна, что все из вас вспомнят прямо сейчас запах булочек из школьной столовой :-) или запах бабушки, джайлау (если был такой опыт), яблоневого сада :-) Одни и те же конфеты в детстве казались обладали неповторимым вкусом, но когда мы едим их сейчас, мы говорим: "Раньше вкуснее были".

Многие родители не позволяют своим детям ходить босиком, голышом, брать мелкие предметы, возиться в песке, лужах, лежать на траве, сидеть на камне, ползать по земле (некоторым даже дома нельзя - пол холодный (автор: ай-ай-ай!), слюнявить предметы, чем сильно ограничивают опыт восприятия окружающего мира. Это примеры слепого подражания тех методов воспитания, объектами которого мы были сами :-(. Это проявления духовной лени, подавленного когда-то врожденного интереса к познанию, хотя тенденция все большего числа родителей, готовых расти в этом плане уже набирает обороты (искренне прошу прощения за категоричность - моя миссия защищать интересы ребенка, а не родителя в данном случае)

В то время как именно через чувства!! формируется наше сознание - устанавливаются и закрепляются, обогащаются и развиваются нейронные связи, которые до трех лет должны набирать обороты, а их пик приходиться на шесть лет. Больше такой феномен в жизненном цикле человека не повторяется!

"Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий." (Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей)

Именно в этот период и только через восприятие ребенок готовится к логике, речи, языку, развивается память, внимание и мышление.

Ребенок может исследовать мир только через обоняние (читай: нос), зрение (глаза), слух (уши), вкус (рот), ощущения (руки, ноги, душа).

Игрушки, музыку, которые вы выбираете для детей, возможности и методы, которыми вы пользуетесь должны служить цели помочь ребенку иметь "глаз, который видит; душу, которую чувствует; и руку, которая слушается" (автора цитаты не знаю, цитировали на лекции Монтессори курса)

Научиться читать и считать можно в любом возрастет, но возможности, которые предоставлены ребенку в период высокой чувствительности проходят навсегда. Именно поэтому ребенку после шести лет (так говорят многие педагогические источники, но я рискну сказать, что после трех) не овладеть многими понятиями в той мере, какой они могли бы, чтобы быть успешными в интеллектуальном, физическом, творческом и духовном развитии.

Родителям, которым захочется дальше узнать о том, как помочь ребенку в сенсорном развитии надо почитать информацию о сенситивных (сензитивных) периодах развития ребенка и системе образования монтессори.

Прочитать и ничего не делать - значит ржаветь!

0
178
7