• 3337
  • 3
  • 0
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Каким должен быть психолог?

Вопрос "Каким должен быть современный психолог в современной школе?", возникает систематически с момента создания психологической службы в школе. И ответы на него разные. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто просмотреть материалы различных конференций по проблемам психологической службы в образовании. Но раз он опять возникает, да еще и выносится на страницы журнала, который всегда давал возможность своим читателям быть в курсе проблем развития этого явления, то, наверное, настал очередной период переосмысления накопленного. Целесообразность этого возрастает в связи с намерением Министерства образования провести очередной Съезд практических психологов образования.

 

Во-первых, начнем с того, что сам вопрос возникал и возникает при разных условиях образования. Сегодняшнее образование значительно отличается от того, что было в момент создания школьной психологической службы и появления должности школьного психолога.

 

Во-вторых, слово "должен" употреблено вне конкретного контекста. Некоторые коллеги шутят по этому поводу так: "В таких условиях не психолог должен, а ему давно уже задолжали".

 

В-третьих, почему только в школе? Думаю, что этот вопрос относится ко всем психологам, работающих в учреждениях образования.

 

В связи с изложенным выше попытаюсь рассмотреть поставленную проблему профессионализма через призму вопроса: "Каким может быть психолог, работающий в условиях современного образования?"

 

Каждый раз, когда я хочу ответить на этот вопрос, к сожалению, не могу абстрагироваться от конкретных, объективных условий, в которых находится конкретный школьный психолог. Так, современное образование называют вариативным. Вариативность простирается от обычного, массового образования, до "эксклюзивного", "элитарного". В каждой из этих образовательных сред свои особенности и, соответственно, свои требования к детскому психологу. Однажды одна из участниц предварительной части конкурса предыдущих лет при ответе на вполне резонный вопрос "При чем тут психология?", возникший у эксперта по поводу содержания показанной практической работы, искренне отвечала приблизительно так: "Наша школа работает по программе... администрация поставила передо мной задачу..." Все, что было показано этой участницей, могло получить самую высокую оценку с точки зрения педагогики, методики, физиологии, медицины, но к психологии имело косвенное отношение. Но это был специалист, закончивший с красным дипломом факультет психологии известного московского вуза, работающий в школе не первый год, названный на окружном уровне претендентом на участие в финальной части городского конкурса и т.д. и т.п.

 

Для тех, кто достаточно давно знаком с реальностью в современном образовании, не секрет, что эта проблема существует не только в России. Об этом пишут и говорят на профессиональных встречах наши зарубежные коллеги. Не секрет также, что во многих регионах России вообще психологическая служба и психологи учреждений образования часто выполняют совсем не свойственные им функции. При этом все, в первую очередь руководители служб, четко понимают, ради чего они это делают. Одно из объяснений лежит в экономической плоскости, другое кроется в характере отношений с администрацией, а чаще всего это и то, и другое вместе.

 

К объективным обстоятельствам настоящего я отношу и определенное несоответствие содержания учебных планов и программ содержанию и требованиям профессиональной деятельности психолога (должностных обязанностей) в определенной среде (в данном случае - в образовательной среде). При рассмотрении вопроса о критериях профессионализма рано или поздно возникает необходимость уточнить: каких психологов, для чего, для какой именно деятельности, в каких учреждениях? По-моему мнению, при решении данной проблемы невозможно абстрагироваться от неразрывной связи как минимум двух основных аспектов: содержательного и нормативно-правового.

 

Если ориентироваться на нормативные документы, определяющие содержание подготовки психолога, то надо, по крайней мере, иметь в виду наличие, как минимум, двух разных специальностей - 03100000 "Педагогика и психология" и 020400 "Психология". В рамках последней специальности констатируется, что выпускник факультета психологии "...может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

 

· диагностическую и коррекционную,

 

· экспертную и консультативную,

 

· учебно-воспитательную,

 

· научно-исследовательскую,

 

· культурно-просветительную".

 

По специальности 03100000 "Педагогика и психология" речь идет уже несколько о другом: "видами профессиональной деятельности специалиста являются:

 

· коррекционно-развивающая,

 

· преподавательская,

 

· научно-методическая,

 

· социально-педагогическая,

 

· воспитательная,

 

· культурно-просветительская,

 

· управленческая".

 

Следует отметить, что учебные планы по этим специальностям также отличаются. Это объективное обстоятельство обнаруживается почти сразу, как только психолог начинает работать в учреждениях образования. Прежде всего это обнаруживается в несовпадении содержания подготовки, уровня профессиональной готовности и требований, предъявляемых работодателем и должностными обязанностями. В практике образования директора учреждений и педагоги рано или поздно замечают и оценивают эту разную подготовленность молодых специалистов. Я уж не говорю о том, что приведенные выше выдержки из Госстандарта значительно отличаются от понимания основных видов профессиональной деятельности, ее содержания и направленности, изложенного в учебных пособиях, по которым готовят специалистов. Это же можно сказать и о самих пособиях - положите их рядом и сравните между собой по таким показателям, как цель деятельности, основные направления деятельности, виды деятельности, основные методы и т.д.

 

По моему мнению, в условиях современного "вариативного образования" вопрос о критериях качества профессиональной подготовки психологов невозможно рассматривать в отрыве от требований, предъявляемых характером конкретной среды, в которой работает специалист, и от особенностей образовательных задач, встающих перед ним в учреждениях разного типа. В таком контексте создание системы подготовки специалистов и, соответственно, учебных планов, программ их обучения не может происходить без учета "запроса практики". Здесь можно не "изобретать велосипед" - есть опыт такого "согласования" в отношении подготовки по другим специальностям (например, "врач"), который можно перенять. Вопрос в том, есть ли желание и реальные нормативно-правовые, организационные, управленческие, материально-технические и кадровые возможности у тех, кто принимает решения и несет ответственность за подготовку специалистов? Готова ли система высшего профессионального образования к организации такой работы? Готовы ли учреждения образования к активному участию в организации и проведении производственной практики будущих специалистов, обеспечению соответствующих характеру деятельности условий работы, проведению аттестации таких специалистов? и т.д.

Источник: консультация психолога и психологическая помощь детям

irinchiko
24 февраля 2011, 0:18
3337

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Как можно с Вами связаться, дело в том, что я давно уже разрабатываю эту тему и очень приятно найти единомышленников.
макаронные фабрики

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Школа High Tech High – дети здесь самостоятельны так же, как и профессионалы в офисах

Школа High Tech High – дети здесь самостоятельны так же, как и профессионалы в офисах

Известный казахстанский бизнесмен становится первопроходцем и создает школу, о которой можно только мечтать. То, что мы, как взрослые, делаем в бизнесе, дети будут делать в этой школе.
Zhumanova
24 апр. 2017 / 16:29
  • 17091
  • 3
Как выбрать новостройку в Алматы: инсайты, критерии и личный опыт

Как выбрать новостройку в Алматы: инсайты, критерии и личный опыт

Я прекрасно понимаю тех, кто долго ищет подходящую квартиру - сама искала, потратила на поиск 1,5 года. Что, прежде всего, повлияло на мой выбор при покупке квартиры в новостройке Алматы?
Zhumanova
21 апр. 2017 / 10:04
  • 3592
  • 12
«Третья мировая война начнётся в мае 2017 года» – провидец из Португалии

«Третья мировая война начнётся в мае 2017 года» – провидец из Португалии

Провидец из Португалии по имени Горацио Вильегас считает, что новая мировая война состоится уже в текущем году. Считается, что португалец два года назад объявил, что Трамп станет президентом.
Seattle
21 апр. 2017 / 15:33
  • 3345
  • 12
«А ты покушала?» или Как завоевать сердце женщины простой заботой

«А ты покушала?» или Как завоевать сердце женщины простой заботой

Так как опыт хождения по свиданиям у меня немаленький, да и с интуицией давно дружу, я быстро отсеиваю тех, с кем будут проблемы. Как я это определяю? Очень просто.
Bonittta
22 апр. 2017 / 14:10
Кому в Казахстане жить хорошо? Почему мы остаёмся в топ-5 стран мира по числу самоубийств

Кому в Казахстане жить хорошо? Почему мы остаёмся в топ-5 стран мира по числу самоубийств

Всё ли так хорошо у жителей Казахстана? Почему-то наша страна сохраняет твёрдые позиции в первых строчках мировых рейтингов по числу самоубийств.
openqazaqstan
24 апр. 2017 / 16:54
  • 2955
  • 16
Депутат сената Айтимова: «Не нужно критиковать депутатов, так как вы сами их избирали»

Депутат сената Айтимова: «Не нужно критиковать депутатов, так как вы сами их избирали»

Наши депутаты известны не достижениями и работой, а своими высказываниями. Сегодня в СМИ вышла новость, где депутат сената Бырганым Айтимова ответила на критику народа.
tala03
20 апр. 2017 / 13:44
  • 2524
  • 20
Стихия всё спишет. Почему дамба за 200 миллионов никого не спасла?

Стихия всё спишет. Почему дамба за 200 миллионов никого не спасла?

Наводнение в Атбасаре, размытые дороги, подтопленные сёла по всему Центральному и Северному Казахстану... Что происходит?
openqazaqstan
19 апр. 2017 / 15:20
  • 2502
  • 14
Каждую ночь я жду его. Почти каждую ночь он оправдывает мои ожидания

Каждую ночь я жду его. Почти каждую ночь он оправдывает мои ожидания

Каждую ночь я жду его. Такая уж у него работа, он приходит поздно. Но почти каждую ночь он оправдывает мои ожидания. Когда его долго нет, признаюсь, я начинаю нервничать. Названивать и писать смс-ки...
DominaOmnium
21 апр. 2017 / 2:25
  • 2278
  • 11
Атбасарская дамба: кто так красиво сэкономил 137 миллионов?

Атбасарская дамба: кто так красиво сэкономил 137 миллионов?

История с разрушенной атбасарской плотиной получила интригующее продолжение. На официальном уровне говорят о 200 млн тенге, в то время как районный аким сообщил, что дамбу строили совсем за другие деньги.
openqazaqstan
20 апр. 2017 / 15:10
  • 2109
  • 14