• 3422
  • 3
  • 0
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Каким должен быть психолог?

Вопрос "Каким должен быть современный психолог в современной школе?", возникает систематически с момента создания психологической службы в школе. И ответы на него разные. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто просмотреть материалы различных конференций по проблемам психологической службы в образовании. Но раз он опять возникает, да еще и выносится на страницы журнала, который всегда давал возможность своим читателям быть в курсе проблем развития этого явления, то, наверное, настал очередной период переосмысления накопленного. Целесообразность этого возрастает в связи с намерением Министерства образования провести очередной Съезд практических психологов образования.

 

Во-первых, начнем с того, что сам вопрос возникал и возникает при разных условиях образования. Сегодняшнее образование значительно отличается от того, что было в момент создания школьной психологической службы и появления должности школьного психолога.

 

Во-вторых, слово "должен" употреблено вне конкретного контекста. Некоторые коллеги шутят по этому поводу так: "В таких условиях не психолог должен, а ему давно уже задолжали".

 

В-третьих, почему только в школе? Думаю, что этот вопрос относится ко всем психологам, работающих в учреждениях образования.

 

В связи с изложенным выше попытаюсь рассмотреть поставленную проблему профессионализма через призму вопроса: "Каким может быть психолог, работающий в условиях современного образования?"

 

Каждый раз, когда я хочу ответить на этот вопрос, к сожалению, не могу абстрагироваться от конкретных, объективных условий, в которых находится конкретный школьный психолог. Так, современное образование называют вариативным. Вариативность простирается от обычного, массового образования, до "эксклюзивного", "элитарного". В каждой из этих образовательных сред свои особенности и, соответственно, свои требования к детскому психологу. Однажды одна из участниц предварительной части конкурса предыдущих лет при ответе на вполне резонный вопрос "При чем тут психология?", возникший у эксперта по поводу содержания показанной практической работы, искренне отвечала приблизительно так: "Наша школа работает по программе... администрация поставила передо мной задачу..." Все, что было показано этой участницей, могло получить самую высокую оценку с точки зрения педагогики, методики, физиологии, медицины, но к психологии имело косвенное отношение. Но это был специалист, закончивший с красным дипломом факультет психологии известного московского вуза, работающий в школе не первый год, названный на окружном уровне претендентом на участие в финальной части городского конкурса и т.д. и т.п.

 

Для тех, кто достаточно давно знаком с реальностью в современном образовании, не секрет, что эта проблема существует не только в России. Об этом пишут и говорят на профессиональных встречах наши зарубежные коллеги. Не секрет также, что во многих регионах России вообще психологическая служба и психологи учреждений образования часто выполняют совсем не свойственные им функции. При этом все, в первую очередь руководители служб, четко понимают, ради чего они это делают. Одно из объяснений лежит в экономической плоскости, другое кроется в характере отношений с администрацией, а чаще всего это и то, и другое вместе.

 

К объективным обстоятельствам настоящего я отношу и определенное несоответствие содержания учебных планов и программ содержанию и требованиям профессиональной деятельности психолога (должностных обязанностей) в определенной среде (в данном случае - в образовательной среде). При рассмотрении вопроса о критериях профессионализма рано или поздно возникает необходимость уточнить: каких психологов, для чего, для какой именно деятельности, в каких учреждениях? По-моему мнению, при решении данной проблемы невозможно абстрагироваться от неразрывной связи как минимум двух основных аспектов: содержательного и нормативно-правового.

 

Если ориентироваться на нормативные документы, определяющие содержание подготовки психолога, то надо, по крайней мере, иметь в виду наличие, как минимум, двух разных специальностей - 03100000 "Педагогика и психология" и 020400 "Психология". В рамках последней специальности констатируется, что выпускник факультета психологии "...может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

 

· диагностическую и коррекционную,

 

· экспертную и консультативную,

 

· учебно-воспитательную,

 

· научно-исследовательскую,

 

· культурно-просветительную".

 

По специальности 03100000 "Педагогика и психология" речь идет уже несколько о другом: "видами профессиональной деятельности специалиста являются:

 

· коррекционно-развивающая,

 

· преподавательская,

 

· научно-методическая,

 

· социально-педагогическая,

 

· воспитательная,

 

· культурно-просветительская,

 

· управленческая".

 

Следует отметить, что учебные планы по этим специальностям также отличаются. Это объективное обстоятельство обнаруживается почти сразу, как только психолог начинает работать в учреждениях образования. Прежде всего это обнаруживается в несовпадении содержания подготовки, уровня профессиональной готовности и требований, предъявляемых работодателем и должностными обязанностями. В практике образования директора учреждений и педагоги рано или поздно замечают и оценивают эту разную подготовленность молодых специалистов. Я уж не говорю о том, что приведенные выше выдержки из Госстандарта значительно отличаются от понимания основных видов профессиональной деятельности, ее содержания и направленности, изложенного в учебных пособиях, по которым готовят специалистов. Это же можно сказать и о самих пособиях - положите их рядом и сравните между собой по таким показателям, как цель деятельности, основные направления деятельности, виды деятельности, основные методы и т.д.

 

По моему мнению, в условиях современного "вариативного образования" вопрос о критериях качества профессиональной подготовки психологов невозможно рассматривать в отрыве от требований, предъявляемых характером конкретной среды, в которой работает специалист, и от особенностей образовательных задач, встающих перед ним в учреждениях разного типа. В таком контексте создание системы подготовки специалистов и, соответственно, учебных планов, программ их обучения не может происходить без учета "запроса практики". Здесь можно не "изобретать велосипед" - есть опыт такого "согласования" в отношении подготовки по другим специальностям (например, "врач"), который можно перенять. Вопрос в том, есть ли желание и реальные нормативно-правовые, организационные, управленческие, материально-технические и кадровые возможности у тех, кто принимает решения и несет ответственность за подготовку специалистов? Готова ли система высшего профессионального образования к организации такой работы? Готовы ли учреждения образования к активному участию в организации и проведении производственной практики будущих специалистов, обеспечению соответствующих характеру деятельности условий работы, проведению аттестации таких специалистов? и т.д.

Источник: консультация психолога и психологическая помощь детям

irinchiko
24 февраля 2011, 0:18
3423

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Как можно с Вами связаться, дело в том, что я давно уже разрабатываю эту тему и очень приятно найти единомышленников.
макаронные фабрики

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

СМИ – ассистент провокаторов? Как гости из соседних стран сеют раздор в Казахстане

СМИ – ассистент провокаторов? Как гости из соседних стран сеют раздор в Казахстане

Инцидент с пьяным киргизским гостем на борту Air Astana, наверное, остался бы только во внутренних сводках авиакомпании, если бы г-н Доган, не поднял громкий крик о государственном языке.
openqazaqstan
17 авг. 2017 / 14:43
  • 12370
  • 178
Дайте Байбеку сломать и переделать город. Он хочет шагнуть вверх, а не бабло украсть

Дайте Байбеку сломать и переделать город. Он хочет шагнуть вверх, а не бабло украсть

Я в тогдашней Алма-Ате родился, вырос. В школу начал ходить пешком. Весь центр опползал. Все эти знаковые места помню как ещё не знаковые места. Никаких этих ностальгических страданий у меня нет.
Aidan_Karibzhanov
21 авг. 2017 / 16:25
  • 8258
  • 35
Байбек замахнулся на то, о чём давным-давно писали и говорили – «город для людей»

Байбек замахнулся на то, о чём давным-давно писали и говорили – «город для людей»

Какой «золотой квадрат»? Вам действительно это место кажется лучшим?! Вот когда Байбеку удастся воплотить в реальность скверы и парки, тогда я буду согласен называть старый центр золотым квадратом.
openqazaqstan
вчера / 16:53
  • 4283
  • 65
Подземная Акмечеть Бекет-Ата в Атырауской области – одно из самых сакральных мест

Подземная Акмечеть Бекет-Ата в Атырауской области – одно из самых сакральных мест

Его отцом был Мырзагул, матерью Жания, оба глубоко верующие. По рассказам, Бекет-Ата обладал богатырской силой, что в том числе помогало выбивать мечети в крепких скалах.
theYakov
21 авг. 2017 / 17:21
  • 3523
  • 3
Имеющий уши да услышит. Латиница касается только казахского языка

Имеющий уши да услышит. Латиница касается только казахского языка

Президент Назарбаев наконец-то разъяснил для всех, кто ещё не понял, очевидный вопрос, который всем в Казахстане очевиден. Елбасы повторил: на латиницу мы переводим казахский язык, и это не означает отказ от русского языка.
openqazaqstan
18 авг. 2017 / 16:23
  • 3604
  • 52
«Нас и здесь неплохо кормят», или почему я не собираюсь уезжать из Казахстана

«Нас и здесь неплохо кормят», или почему я не собираюсь уезжать из Казахстана

Я всегда теряюсь, когда слышу этот вопрос, потому что я так и не сумел выразить причину одной фразой. Давайте рассмотрим популярные варианты, и я объясню, что именно мне в них не нравится.
convoluted
21 авг. 2017 / 12:29
Казахский язык выбирает алфавит, который считает необходимым. Дело не в латинице

Казахский язык выбирает алфавит, который считает необходимым. Дело не в латинице

У русскоязычных казахов два варианта, один - срочно отдавать детей в казахские школы, если видят их будущее в стране. Русскоязычным неказахам ещё меньше выбора. Надо становиться казахами.
Aidan_Karibzhanov
22 авг. 2017 / 18:08
  • 2731
  • 63
Надо научиться видеть скрытые экономические процессы за вспышкой национального гнева

Надо научиться видеть скрытые экономические процессы за вспышкой национального гнева

При полном отсутствии бюджетного жилищного строительства, целые аулы оседают в ветхих домишках, сквозь заборы которых насмешливо возвышаются башни "коктемов", "риц карлтонов" и "есентаев".
niyazov
19 авг. 2017 / 11:16
  • 2647
  • 68
В Кокшетау строят два парка для молодёжи. Будут учтены интересы и любителей спорта

В Кокшетау строят два парка для молодёжи. Будут учтены интересы и любителей спорта

Общая площадь парка составляет 25 гектаров. На территории предусмотрено устройство прогулочных дорожек, площадок для установки аттракционов и павильонов различного назначения, цветников.
zhasakmola
17 авг. 2017 / 17:13
  • 2237
  • 1