Как говорит Википедия: Самизда́т (читается [самызда́т]) — способ неофициального и потому неподцензурного распространения литературных произведений, а также религиозных и публицистических текстов в СССР, когда копии изготавливались автором или читателями без ведома и разрешения официальных органов, как правило машинописным, фотографическим или рукописным способами.
Конечно, советский и российский самиздат – создавались для ухода от цензуры. Это факт. И, тем не менее, дорогого стоят заслуги корифея Самиздата – библиотеки Машкова и его Журнал Самиздат. Где, до сих пор, выходит по 200-300 авторов в год, которые «дорастают» до бумажных публикаций.
А остальные – получают замечательный опыт общения со своими коллегами, читателями, в виде обсуждения своих работ в онлайн-режиме.
Но…
На мой взгляд, российский Самиздат, очень значительно отстал от современных технологий, да и от всего остального «цивилизованного « мира.
Вот, например, как развивался Самиздат в интернет-развитых странах:
Vanity publishing Тщеславное издание
Эксплуатация тщеславия автора. Издательства – не особо заботились о читателях. Лишь бы удовлетворить потребность автора – быть изданным. Они делали всё возможное, чтобы автор был удовлетворён результатом их совместного труда по публикации книги. А всё остальное – их мало заботило.
Subsidy publishers Субсидируемое издание
Вдобавок к изданию своей собственной книги, автор оплачивает ещё и услуги по дистрибуции, маркетингу и т.п.
Self-publish outsourcing Передаваемый самиздат
В этом случае – издательство брало на себя лишь функции по верстке, форматированию, регистрации, ISBN, иллюстрациям, печати, маркетингу, распределению, хранению, и т.д.
И их совершенно не волновал сам текст. Оплачено – значит, будет издано.
Micropublishing Микро-издания
Это началось с появлением цифровых книг. Когда стало возможным издавать книги для малых групп читателей. Микро-рынки. Но и тут – авторы оплачивали практически все затраты на издание книги.
Print on Demand (POD) Печать по требованию
Это такое построение процесса, когда издательство публикует книгу в цифровом формате, но все атрибуты бумажной книги уже учтены и реализованы в результате публикации. Таким образом, книга распространяется по всему миру, а конкретная печать бумажной версии производится только тогда, когда покупатель за неё заплатил, т.е. – по возникшему требованию.
И вот.
Именно эта форма ведения издательской деятельности, позволила мировому книжному рынку, впервые, в прошедшем году преодолеть количество изданных книг в традиционной сфере издания бумажных книг. Да. Печать по требованию, в прошлом году издала книг больше чем все остальные бумажные издательства, вместе взятые.
Как же это всё выглядит? В реальности.
Да очень просто!
Есть уже несколько онлайн-порталов в мире, которые обеспечивают возможность разместить свою книжку на Интернет-ресурсе, у которого есть договорные отношения со всеми крупными книготорговыми сетями в мире. И, чем больше у них будет авторов, которые само-издают свои книги, тем шире будет рынок. А чем шире будет рынок, тем реальнее станут комиссионные этих онлайн-порталов в размере 1-5% от продажной стоимости книги.
Т.е. – Издательство (по требованию), не только не берёт денег с автора, но ещё и само «кормится» от фактических продаж. Взаимовыгодное и продуктивное сотрудничество!!!
Читатель – решает, какая книга достойна, чтобы быть купленной и прочитанной. Без всякой рекламы, цензуры и т.п.
Конкретнее?
Пожалуйста.
Любой автор, который в состоянии разобраться с англоязычными формами отправки онлайн-данных, и с основными форматами документов, получает в своё распоряжение:
- изданную книгу.
- основные (самые распространённые) форматы цифровых (электронных) книг, которые воспроизводятся всеми существующими в мире устройствами для чтения электронных книг. Будь то персональный компьютер, смартфон или телефон, электронная читалка, планшетник и т.п.
- Digital rights management, т.е. – уникальный код ISBN, и встроенную цифровую защиту.
- распространение книги по более чем 12 000 торговым площадкам в мире, на всех языках и с любыми условиями оплаты и доставки.
- созданную самостоятельно, с использованием средств онлайн-портала Обложку, к своей книге.
- возможность общаться со своими читателями, получать отзывы и рецензии.
-распространять свою книгу по своим социальным сетям, знакомым и друзьям.
- участвовать в различного рода конкурсах и номинациях.
И всё это – совершенно бесплатно для Автора!!!
В дополнение ко всему, если у автора есть желание издать и бумажную версию книги, то на основе уже существующей цифровой копии его книги, издательство может предложить и издание бумажной версии.
В этом случае – есть возможность выбрать из более чем 20 различных форматов напечатанной книги, переплёта, обложки, типа бумаги, цветности, наличия иллюстраций и т.п.
И более того – покупателю автоматически предлагается купить или цифровую версию книги, или же – бумажную. С доставкой бумажной книги в любой уголок мира, в течении 3-5 дней. И в этом случае, бумажная книга будет напечатана, и доставлена покупателю в срок и в соответствии со всеми пожеланиями автора.
Но…
Чтобы выполнить последний пункт – пожелания автора, издательство обязано напечатать пробный экземпляр книги, отправить его по почте автору, и получить от него согласие с внешним видом его книги. А иначе…
Этот процесс – естественно стоит денег, которые издательство не может оплачивать самостоятельно, поскольку это в интересах автора, а не издательства.
Если Автор желает – он оплачивает пересылку пробного экземпляра к себе, делает необходимые изменения, или же соглашается с имеющимся внешним видом книги.
Также, существует масса дополнительных функций, которые Автор может приобрести за соответствующие деньги.
Маркетинг, продвижение, пресс-релизы, авторские конференции и т.п.
Но…
Это – по желанию. Основной процесс Издания по требованию – обходится Автору совершенно бесплатно.
И его книга – становится доступной для более чем 1,5 миллиардов потенциальных читателей.
Другое дело, что российский, и вообще – русскоязычный (и тем более, других "экзотических" для мировой общественности языков) рынок издания книг и книготорговли, находится в состоянии анабиоза. Что-то работает, за счёт искусственных аппаратов дыхания, а в основном…
Хотя, в прошедшем году, довольно значительная армия, самых «продвинутых» русскоязычных авторов, энергично двинулась на осваивание этого огромного рынка. И в результате – Apple, быстренько прекратил принимать не-англоязычную литературу, в свои книготорговые сети. Ну…
Это его право, и его неиспользованная выгода.
Другие игроки на этом рынке, наоборот, всячески поддерживают зарождающуюся русскоязычную «революцию» в мировой литературе.
Хотя, не обходится и без инцидентов.
Разумеется, что практически любой русскоязычный «бизнесмен» пытается найти любую новую возможность «срубить бабла». Не отнять. Увы.
Уже появилось множество посредников, которые предлагают осуществить издание книги в англоязычных издательствах (по требованию) за довольно скромное вознаграждение. От 70 – до 150 долларов за книгу.
Уважаемые авторы! Будьте начеку!
Если вам предлагают сделать предоплату, то это – скорее всего мошенники. В любом случае – сначала издаётся цифровая книга. И этот процесс – абсолютно бесплатный.
В идеале, посредник может вам предложить – позволить ему получать долю с продаж. Это – уж как договоритесь.
И, должен быть Контракт, между Автором и Издателем. По которому Автор подтверждает свои авторские права, а Издатель – берёт на себя определённые обязательства.
Иначе…
Не будьте лохами!
Так или иначе, современные технологии и уже начинающийся складываться рынок онлайн-глобальной книготорговли, позволяют практически любому автору – сделать свою книгу достоянием мирового сообщества читателей. Тем более, не нужно забывать, что доля активных покупателей книг в Рунете – значительно меньше доли русскоязычных покупателей книг во всём остальном мире. Примерно – 4 миллиона – и 40 миллионов. Разница очень весомая.
Тем более, что покупатели книг в цивилизованном интернете (русскоязычные) обладают возможностями оплачивать онлайн-покупки, вполне адекватно оставлять комментарии к книге, рекомендовать книги своим друзьям в социальных группах…
Т.е. – они намного более продуктивны и активны, как читательская аудитория, чем их «коллеги» в Рунете.
Вот, только русскоязычные авторы, почему-то до сих пор их игнорируют, предпочитая издавать книги в бумажных типографиях, и продавать их прохожим на вокзалах…
Пришло время пользоваться возможностями цивилизованного рынка книго-издания и книго-торговли. Самиздат – обретает «новую» жизнь!!!