Итак, друзья, я продолжаю рассказывать о простых приемах, позволяющих развивать творческое мышление.
Вопросы «СКАМПЕР»
Это список вопросов, способных подстегнуть рождение новаторских идей. Некоторые из этих вопросов были предложены Алексом Осборном.
Позднее они были сформулированы Бобом Эберле и сведены к мнемоническому правилу.
S – Substitute? – Заменить?
C – Combine? – Комбинировать?
A – Adapt? – Адаптировать?
M – Modify? Magnify? – Модифицировать? Увеличить?
P – Put to other uses? – Предложить другое применение?
E – Eliminate or minify? – Устранить или уменьшить?
R – Reverse? Rearrange? – Поменять на противоположное? Реогранизовать?
Применение метода СКАМПЕР предполагает следующие действия.
- Выделить задачу, которую вы хотите обдумать.
- Задавать на каждом этапе поиска решения задачи вопросы СКАМПЕР и смотреть, что из этого получается. Ставить перед собой такие вопросы – все равно, что простукивать задачу молотком: а вдруг где-то да обнаружится пустота, которую необходимо заполнить.
Задача например.
Как можно улучшить сбыт товара?
В первую очередь необходимо выделить все этапы процесса сбыта. К ним относятся: исследование перспектив, презентации, преодоление возражений, «бумажная» работа, распределение времени, и т.д.
Следующий этап.
Теперь нужно ответить на вопросы СКАМПЕР, чтобы выдвинуть как можно больше идей, касающихся преобразования и совершенствования каждого этапа процесса сбыта.
Например, вы выделяете процесс исследования перспектив.
- Чем можно заменить нынешнюю процедуру исследования?
- Как можно скомбинировать исследования с иными процедурами?
- Как можно адаптировать или что можно скопировать с других методов исследований?
- Как можно модифицировать существующий метод исследования?
- Как можно расширить существующий метод исследования? Что можно добавить?
- Можно ли найти другое применение существующему методу исследования?
- Что можно устранить из существующего метода исследования?
- Что будет, если поменять существующий метод исследования на альтернативный?
- Как можно реорганизовать процедуру исследования?
Теперь предположим, что производитель скрепок для бумаги хочет усовершенствовать выпускаемую продукцию.
Процесс поиска идей будет примерно таким же:
- Что можно заменить в скрепке?
- С чем можно скомбинировать скрепку, чтобы она превратилась в нечто новое?
- Что можно адаптировать по отношению к скрепке?
- Как можно модифицировать скрепку?
- Что можно к ней прибавить?
- Можно ли найти другое применение скрепке?
- Что можно убрать из скрепки?
- Что можно поменять в скрепке на противоположное?
- Какой вид скрепок является наилучшим?
в следующем посте я расскажу, как мы в агентстве не раз применяли этот метод и что из этого вышло.
по материалам книги М. Микалко Взламывая стереотипы