Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
11:59, 09 февраля 2011

В предчувствии сенсации. Школьные учебники придется переписывать

Blog post imageО том, что именно Центральная Азия, а не тропическая Африка является прародиной человечества, еще в начале прошлого века говорили многие выдающиеся западные ученые, геологи и палеонтологи. Были опубликованы блестящие работы, совершались экспедиции, но реальных доказательств
этой теории — артефактов — до сих пор никому найти не удавалось.
Этим летом известный бизнесмен, путешественник, основатель общественного благотворительного фонда им. Аль-Фараби и султана Бейбарса и частного
благотворительного фонда "Тлеп" Сапар Искаков и археолог Валерий Волошин организовали археологическую экспедицию, чтобы разгадать тайну
происхождения человека. Похоже, им это удалось…

— Сапар Искакович, каковы успехи экспедиции? Удалось ли продвинуться в реализации ваших идей?

— Успехи есть, и они существенные. Экспедиция под руководством Валерия Волошина в течение трех с половиной месяцев проводила исследования в Сарыарке. После поисков им удалось, наконец, раскопать остатки стоянки древнейшего человека и собрать ценную коллекцию предметов, проливающих новый и яркий свет на данную тему.

— Где именно нашли стоянку? Как теперь называть этот археологический памятник?

— Памятник Акжар расположен в бассейне Селеты, в Ерейментауском районе. Вся совокупность данных, которыми мы сейчас располагаем, указывает на то, что возраст этого памятника составляет как минимум 3 млн. лет, а это на полмиллиона превышает возраст древнейших стоянок человека в Африке. Разумеется, это предварительное заключение. Необходимо уточнить датировку с помощью различных методов. Думаю, изменения могут быть только в сторону ее еще большего удревнения. Но я не археолог. Вам лучше спросить об этом у самого Валерия Волошина.

— Валерий Степанович, если найденная вами стоянка древнее всех найденных прежде, значит, это мировое открытие?

— Мы шли к этому открытию очень долго — пожалуй, два десятка лет. Объездили всю Сарыарку, проверили наиболее перспективные в этом отношении объекты. Памятник Акжар был обнаружен нами еще три года назад, но приступить к его раскопкам удалось только сейчас, когда Сапар Искакович согласился профинансировать проект. В раскопе Акжара обнаружен и вскрыт в толще плиоценовых отложений культурный слой стоянки раннего человека или, может быть, проточеловека. Сам археологический материал состоит из костей крупных млекопитающих, обычно фрагментированных, а также каменных и костяных артефактов: орудий труда и предметов, подвергшихся намеренной обработке. Среди костей есть остатки мастодонта, носорога, жирафа, гиппариона, антилопы, газели и какого-то мелкого хищника — это то, что удалось определить в полевых условиях. В лабораторных условиях опытный палеонтолог, возможно, дополнит список новыми видами животных. Орудия труда очень примитивные, не имеют стандартной формы и обработаны очень скупо — одним или несколькими ударами по краю заготовки. Изготовлены они из грубых пород камня — протерозойских кварцитов и песчаников. Отмечу, что индустрия Акжара не имеет типологического сходства ни с одним из известных палеолитических комплексов Казахстана. Она оригинальна.
— На чем основано ваше предположение о столь древнем возрасте стоянки?
— Нынешняя датировка предварительная, и мы сознательно принимаем из возможных вариантов минимальный возраст, основываясь на имеющихся у нас данных по геологической стратиграфии, фауне крупных млекопитающих и пресноводных моллюсков. Любой специалист по палеолиту или геологии кайнозоя легко может понять, что это очень серьезно, что, имея такие факты, мы не можем шутить. Фауна крупных млекопитающих относится к группе "гиппарионовой", которая в Казахстане вымерла 2,5 млн. лет назад. Фауна моллюсков не противоречит предложенной нами датировке. Сейчас научным сообществом принимается как очевидное положение о том, что на всем пространстве Евразии и та и другая фауна в кайнозое эволюционировала в одном ритме. Это обстоятельство облегчает проблему датировки.

Стратиграфические данные дают возможность уже сейчас коррелировать слои Акжара с другими известными геологическими разрезами Казахстана. Так что если в будущем, получив данные по палеомагнетизму, мелким млекопитающим и т. д., все-таки придется изменять датировку памятника, то, я уверен, это можно будет делать только в сторону ее еще большего удревнения. У нас есть все основания уже сейчас считать Акжар древнейшей человеческой стоянкой в мире. Ведь возраст признанных самыми древними стоянок Вест-Гона и Ката-Гона в Африке составляет только 2,4—2,6 млн. лет. Это обстоятельство решительно меняет всю ситуацию и ставит нынешние раскопки Акжара в ранг мировых сенсационных открытий, заслуживающих внимания международной научной элиты и правительства страны.

— Сапар Искакович, а вы что думаете об открытии?

— Для меня это вопрос политический. Ведь теперь о Казахстане в мире могут узнать не только по фильму Бората (хотя черного пиара не бывает — пиар, он и есть пиар) или как о стране — источнике углеводородов, но и как о возможной колыбели человечества! Это станет мировой сенсацией. Думаю, внимание многих ученых мира будет приковано к Казахстану. Конечно, дискуссии и споры в таких случаях неизбежны, нужно заранее готовиться к ним. Но, как известно, в спорах и рождается истина.

— А что, сомнения остаются?

— Я побывал на раскопе, все увидел своими глазами, подержал в руках древнейшие в мире изделия рук человеческих. Мы с Валерием Волошиным уже два года как сотрудничаем, и я, естественно, болею за результаты этой работы. Ну а сомнения всегда рядом. Если сейчас мы получим доказательства того, что в Казахстане человек обитал три миллиона лет назад, то у меня все равно останется сомнение. Первым ли он был на Земле, или это было просто началом очередного витка эволюции? Ведь никто точно не знает, когда и как появился человек на Земле.

— Валерий Степанович, а как археологи относятся к эзотерическим представлениям о древнейших человеческих расах на Земле?

— По-моему, большинство из них об этом просто не задумываются, работают, что называется, с кругом фактов своей науки. Эти представления идут от теософии, которая сейчас на Западе становится все более влиятельной. В общем, они согласуются с теориями палеонтологов и других ученых, придающих большое значение в эволюции катастрофам, скачкам. Проблемой является, как более конкретно соотнести между собой тех же атлантов, лемурийцев с фактами частного научного знания. Если, например, для палеогена (40—25 млн. лет назад) не отмечено бесспорных остатков человека и его деятельности, то, наверное, нет смысла даже и гипотетически относить туда эти цивилизации, иначе мы рискуем совсем оторваться от фактов. Возможно, в будущем совмещение научного знания и тайнознания и станет реальностью, но сегодня нужно идти вслед за фактами. Что касается источника происхождения человека, то для всех современных дарвинистов им является мир третичных приматов. Именно в этом ключе ведутся исследования в Африке.

— Сапар Искакович, почему вы вкладываете деньги в такой "незрелищный" проект? Ведь по-настоящему его сможет оценить только узкая группа ученых. Другое дело — поиски еще одного "золотого человека" в Казахстане. Тут вам было бы гарантировано внимание и властей, и всех СМИ…

— Нет, вы ошибаетесь. Проблема становления человека — центральная для всех нас. И нам не должно быть безразлично, в какой части мира это произошло. Ну а "золотой человек" уже пошел в тираж. Такие же открытия сделаны на севере Афганистана и в российском Алтае. Курганов ранних кочевников в Казахстане много, правда, большинство из них разграблено. В XVIII—XIX веках даже существовали целые артели, которые с разрешения властей раскапывали курганы, добывали золото, переплавляли реликвии в слитки. И если бы мы сейчас раскопали второго "золотого человека", это было бы открытием только регионального значения. Но Акжар — это памятник мирового значения, это просто сенсация! Здесь никакие сравнения не уместны.

— Ну а коли так, почему государство не участвует в разработке этого проекта?

— Об этом нужно спросить в министерствах и ведомствах. Какая у нас была Академия наук! И какая она стала сейчас. Разумеется, нужен закон о науке. Нужно больше выделять средств на научные исследования. К сожалению, сейчас многие ученые, так же как и Валерий Волошин, работают на самофинансировании. При этом им удается делать большие открытия. Конечно, властям нужно внимательно присмотреться, на что тратятся ежегодно выделяемые для археологии госбюджетные средства. Ведь значительных открытий могло бы быть и побольше.

Наша программа-минимум с Волошиным рассчитана на год, два, а потом, конечно, этот вопрос надо решать на уровне правительства. То, что нашел Волошин, — только начало, верхушка айсберга. Это дело не одного человека. К исследованиям надо будет подключить крупные научно-исследовательские институты.

— И все-таки, чьи следы вы обнаружили на стоянке? Кто он был, наш древний пращур?

— Пока мы можем только гипотетически порассуждать на эту тему...
Некоторые орудия труда, найденные нами, выглядят получше, нежели африканские, они лучше обработаны. То есть можно говорить о том, что здесь обитал какой-то ранний представитель рода человеческого. Но в Африке следы самого раннего представителя рода гомо — черепа, кости скелетов — появляются где-то на уровне двух миллионов — миллиона восьмисот лет. А до этого времени там обитали представители другого рода — австралопитеки. Они были двуногие, ходили как люди, но череп их мало чем отличался от шимпанзе. Орудий труда они вообще не делали. То есть отдельная их часть делала орудия труда, и эту часть выделили в отдельный вид — "человек умелый".

Мы же откопали целую коллекцию изделий рук человеческих — шила, скребки, долота — и возраст их больше, чем два миллиона лет. А миллион лет — это очень серьезная эволюция. Я думаю, если это был ранний человек, то это был другой вид, не известный науке. Это одна версия. Но нельзя исключать и такой вариант, что здесь обитали прямоходящие гоминиды.

— Это кто ж такие?

— Это существа нечеловеческого рода. Как в Африке были австралопитеки, то тут, возможно, азиапитеки. Существа, которые в эволюции еще не достигли человеческого состояния, но уже ходили на двух ногах и делали орудия труда. И вот эти азиапитеки могли быть предками будущего человека. То есть либо мы имеем здесь раннего человека, либо проточеловека.

— И найти его можно единственным способом — копать и копать?

— А как же иначе? Думаю, шансы центральноазиатской теории прародины человечества после наших раскопок в Акжаре резко возрастают. Ведь этого открытия ждали почти сто лет. В начале XX века геологи, западные палеонтологи говорили о возможности в Центральной Азии обнаружения подобной древности. И называли термин "проточеловек", каменные орудия называли. Сто лет прошло, и мы нашли это! Мы подтверждаем то, что говорили за сто лет до нас. Время пришло! Мы должны держаться за эту теорию. Нигде в мире нет таких шансов, как у нас.

Имейте в виду, что, согласно школьным учебникам, территория Казахстана была заселена ранним человеком около миллиона лет назад. И это условная дата, потому что никто еще не доказал, что в Казахстане есть памятники возрастом в миллион лет. Есть памятники 100—200 тысяч лет, возраст которых действительно доказан. А мы сразу удлиняем историю Казахстана до трех миллионов лет! Разве это не стоящее дело? Но учебники, конечно, придется переписывать заново.

0
500
2