Надо ли региональные театры передать под опеку Министерства культуры, в целях повышения их уровня?

Серик February 8, 2011
795
0
0
0

Сегодня в казахском обществе существует множество нерешенных проблем в развитии искусства. Одна из них – региональные театры. В последнее время есть мнения, что эти театры, находящиеся под опекой...

Сегодня в казахском обществе существует множество нерешенных проблем в развитии искусства. Одна из них – региональные театры. В последнее время есть мнения, что эти театры, находящиеся под опекой местных властей, необходимо передать в руки Министерства культуры. Вопрос подбора кадров, репертуара, а также другие проблемы театра разных окрестностей, решаются местными властями. А когда вопрос касается социальных проблем актерского состава, то компетентные учреждения молчат. В народе же ходят слухи, что «региональные театры не могут подняться выше постановок о местных батырах». Необходимо ли передать региональные театры под опеку Министерства культуры, в целях повышения их уровня и решения всех их проблем?

Что вы скажите об этом?

Бекжан ТУРЫС, актер, лауреат государственной молодежной премии «Дарын», заслуженный деятель Казахстана:

Да

– Государства, которые не развивают литературу и культуру, нельзя причислять к цивилизованным странам. Нельзя сказать, что наши коллективы региональных театров, в особенности областных, находятся на высоком уровне. К тому же, социальное положение, а также жилищные проблемы актеров, работающих в регионах, в большинстве своем остаются без внимания. Так как областные театры финансируются местной властью, актерский состав, естественно, вынужден беспрекословно выполнять все требования руководства. Когда искусство ограничивают указаниями сверху, ясно, что никакой творческой свободы нет. Такое явление отрицательно действует не только на сферу искусства, которое и без того хромает, но и на наш духовный рост и развитие в целом.

Впрочем, я воздержусь от критики всех областных театров. Однако, не секрет, что материальное положение региональных актеров не удовлетворительно, да и репертуар слабоват. Зарплата этих актеров маленькая. А их фанатичный труд не оценивается должным образом. Власть, вместо театральных постановок, предпочитает использовать подчиненных актеров на различных культурных мероприятиях и многочисленных праздных шествиях на площади. Есть ли среди нас те, кто беспокоиться о положении наших коллег, получивших высшее образование в Академии искусств, и заработавших свой хлеб упорным трудом? Вопрос с жильем для молодых специалистов даже не рассматривался должным образом. А мы плачемся, что у нас «не хватает специалистов в областях и регионах». Откуда взяться специалистам, если для них не создается благоприятных условий? Чтобы хоть как-то помочь в решении этих проблем, необходимо передать областные театры, зависящих от местных властей, под опеку Министерства культуры. Как бы там ни было, но министерство есть министерство. Его компетенция и влияние превосходит акиматы. К тому же, в его рядах сосредоточены люди, напрямую связанные с культурой. Министерство культуры, отвечающее за духовное состояние нашей страны, обязательно обратит внимание на театры, находящиеся под его опекой. Сдвинется ли эта проблема с мертвой точки, если объединившееся сообщество театральных деятелей обратиться к правительству со своими предложениями? А вообще, этими вопросами искусства должны заниматься те, кто разбирается в нем.

Жуматай АМИРЕЕВ, акын, журналист, деятель культуры Казахстана:

Нет

- По-моему правильно, что региональные театры областных центров находятся в компетенции таких учреждений как местные акиматы. Все учреждения, связанные с искусством, в частности областные театры, и без того тесно работают с Министерством культуры. Как бы там ни было, но передача, областных театров, брошенных местными властями, в руки министерства, проблемы не решит. Нельзя все вешать на шею министерства. Следовательно, эти театры будут под надзором одного центра, подобные существовали при Советской власти. Каждый региональный театр должен развиваться самостоятельно. Они должны включить в репертуар историю и культуру своих краев, работая в интересах местного зрителя.

Если каждый край заглянет в свое прошлое и расскажет о своей истории на сцене театра, разве это не поднимет наш дух? В региональных театрах достаточно образованных специалистов и талантливых актеров. И власти по возможности помогают их социальному положению. В области также часто проходят разные праздничные мероприятия. И для их хорошей постановки приглашаются актеры и режиссеры. За это артисты получают определенное вознаграждение. А если местные театральные коллективы будут находиться под попечительством министерства, то актеров, не подчиняющихся властям, уже не сможешь привлечь к участию в таких культурных мероприятиях. Еще, я не согласен с мнением народа, который говорит, что «каждый областной театр по поручению акима ставит выбивающиеся из репертуара драматургии, постановки о местных батырах». Например, в Талдыкорганском областном театре имени Бикен Римовой ставятся постановки о таких великих личностях как Махамбет, Жангир хан, Абылай хан. Репертуар регионального театра не так уж и скуден. Если произведение хорошее, то его поставит любой театр. И все же, чтобы улучшить положение областных театров, местные власти должны много работать в этом направлении.

Нейтральное мнение

Мырзан КЕНЖЕБАЙ, акын, публицист:

- У областных и региональных властей и без того хватает проблем. И главная их проблема – решить экономические и социально-жилищные вопросы местного населения. Следовательно, местные власти не могут уделять должного внимания артистам. Поэтому, было бы правильным передать областные театры под попечение Министерства культуры. Все же там работают специалисты, разбирающиеся в искусстве. Но есть и вторая сторона. Управление региональным театром из одного места в какой-то момент может воспрепятствовать творческой свободе актеров. Все это следствие того, что наша драматургия не может расправить крылья. С одной стороны, вроде бы у нас достаточно писателей-драматургов. Но нет постановок, которые бы они предлагали сегодняшним зрителям, уверяют наши режиссеры. А молодые писатели и вовсе стараются избегать этого жанра.

Автор: Алмат ИСАДИЛ

«Алаш айнасы», №10 (462) 22 января 2011 года

Оцените пост

0