Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
02:02, 04 февраля 2011

Языковая политика в России

Blog post image

Руслан Жангазы

директор Центра регионального прогнозирования

 

Опыт проведения государственной языковой политики Российской Федерации представляется одним из успешных, поскольку демонстрирует ежегодное увеличение количества носителей русского языка. Высокий уровень функционального развития русского языка предоставляет возможность его употребления во всех сферах общественной жизни.

Анализ особенностей формирования и реализации государственной языковой политики будет представлен посредством рассмотрения ее основных параметров – характеристики языковой ситуации и основных направлений языковой политики.

 

Характеристика языковой ситуации

 

Языковая ситуация России, в первую очередь, определяется социально-демографическим составом, который характеризуется полиэтничностью, и государственным устройством федеративного типа. Так, согласно последней переписи населения в России (в 2002 году) проживают представители свыше 160 этнических групп. Подавляющее большинство (81%)  населения в этническом разрезе являются русскими.[1]

При этом на территории Российской Федерации в разной степени функционируют около 150 языков, из которых около 100 – языки коренных народов России, остальные – это языки компактно проживающих некоренных этносов. Государственным языком владеют 98% населения страны.

Языковая панорама России характеризуется многообразием. Численность носителей языков Российской Федерации колеблется от 120 миллионов русских, до нескольких десятков и даже единиц. Более одной трети распространенных языков в России составляют языки малочисленных народов, количество носителей которых не превышает 35 тысяч.

В составе Российской Федерации находится 89 субъектов. Каждая республика в составе Федерации вправе устанавливать свои государственные языки. В России языки могут носить государственный, официальный, межнациональный и местный статус.

Тем самым, языки народов России различаются по своему юридическому статусу и объему выполняемых ими социальных функций в разных сферах жизни. В соответствии со статьей 68 Конституции, государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Языковые права личности и народа гарантированы, прежде всего, Конституцией РФ, которая гласит: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».[2] Конституция запрещает пропаганду социального, национального, религиозного или языкового превосходства.

В целом, несмотря на функционирование ряда конкурирующих языковых систем, учет демографической и коммуникативной мощности русского языка позволяет утверждать об установлении ситуации социально-функционального превосходства русского языка на лингвистическом пространстве Российской Федерации.

 

Основные направления языковой политики

 

В основном, языковая сфера регулируется двумя нормативно-правовыми актами – Законом «О языках народов Российской Федерации» 1991 года и Законом «О государственном языке Российской Федерации».

Институционализация фильтрационно-протекционистской модели языковой политики в России произошла вместе с принятием в 2005 году Закона «О государственном языке». Так, согласно Закону, не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.[3]

Помимо этого, указанный Закон обозначил следующие уровни государственной поддержки русского языка, которые расположены по мере его нарастания:

  • обязательные сферы использования государственного языка;
  • защита и  содействие развитию государственного языка;
  • обеспечение права граждан на пользование государственным языком;
  • ответственность за нарушение законодательства о государственном языке.

Необходимо отметить, что принятие данного Закона кардинально не изменило языковую ситуацию в Российской Федерации, поскольку развитость русского языка самостоятельно обеспечивала его востребованность в полиэтничной среде. В результате произошло правовое оформление существующего положения русского языка.

Вероятнее всего, наличие подобного законодательного акта было продиктовано необходимостью сокращения принятия субъектами Федерации языковых законодательных актов, противоречащих Конституции РФ, и регламентации процессов языкового строительства в субъектах Федерации.

Тем самым можно утверждать, что разрешилась проблема обеспечения бесконфликтного функционирования русского языка в субъектах Федерации.

Другим не менее эффективным инструментом государственной языковой политики стала Федеральная целевая программа «Русский язык», направленная на стимулирование дальнейшего развития русского языка в России и за ее пределами.

Масштабность функционирования русского языка позволяет выделить в рамках обозначенной программы следующие приоритетные направления: Российская Федерация, страны СНГ и Балтии, а также дальнее зарубежье.

Первое: государственная языковая политика внутри страны – консолидация российского общества. В рамках обозначенного направления языковой политики на первый план выдвинулась задача создания условий для полноценной реализации функций русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Основные меры государства направлены на формирование единой языковой политики во всех субъектах Федерации.

Внутреннее направление языковой политики реализуется в следующих основных сферах деятельности.

Органы государственного управления. Необходимо учитывать, что государственный язык – это  не только механизм реализации прав и свобод граждан, но и необходимый элемент осуществления единообразия управления и понимания государственной воли. Поэтому были проведены исследования языковой ситуации в ряде регионов России, по итогам которых были разработаны федеральные квалификационные требования к государственным служащим, касающиеся уровня владения русским языком и культуры речи, созданы типовые тестовые материалы.

Сфера образования. Ведутся работы по созданию учебников и методических пособий нового поколения для повышения уровня эффективности преподавания и обучения государственному языку среди носителей языка, среди других этнических групп  и среди иностранных граждан.

Масс-медиа. Пропаганда русского языка в СМИ рассматривается в качестве основополагающего направления в государственной языковой политике Российской Федерации. Так, индикативным планом программы «Русский язык» предусмотрено, что доля региональных СМИ, в которых соблюдаются нормы русского литературного языка, будет доведена к 2010 году до уровня 90% от общего количества.

Инновации. Изучение Российской Федерацией международного опыта проведения языковой политики позволило внедрить некоторые ноу-хау зарубежных стран в данной сфере.

К примеру, на основе зарубежного опыта будут функционировать лингвистические образовательные учреждения, своеобразные центры социальной адаптации для мигрантов, которые являются аналогом израильской системы ульпанов – образовательных структур интенсивного обучения языку. Как известно, российское законодательство предусматривает требование о минимальном уровне владения русским языком для приобретения гражданства. В связи с этим будет определен необходимый уровень владения государственным языком.

Также предусматривается создание языкового эталона русского языка в виде набора словарей, представляющих специфику национальной лингвистической традиции. Эта мера заимствована из опыта Германии, где существует «Standartwerk zur deutschen Sprache», и из опыта Великобритании, где разработан «Standart Reference Books». Подобная практика регулирования сферы нормативного употребления языка в СМИ и ограничение иностранных заимствований действует и во Франции, что свидетельствует о проведении этими странами фильтрационно-протекционистской языковой политики.

Издается энциклопедический словарь-справочник «Красная книга языков народов России», аналог Красной книги ЮНЕСКО по исчезающим языкам, что соответствует «Европейской хартии о региональных языках и языках меньшинств». Европейская хартия предписывает принятие неотложных мер со стороны государства для возрождения и поддержания функционирования языков меньшинств, находящихся на грани исчезновения.

Формируется банк данных, содержащий информацию о динамике функционирования русского языка, который будет отражать реальную языковую картину страны. Вместе с тем планируется наладить систему периодического мониторинга и анализа баланса национально-русского двуязычия в субъектах Российской Федерации.

Примечательно, что кроме всего прочего реализация программы «Русский язык» включает в себя проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Организационно-техническое сопровождение реализации программы предусматривает разработку аудиовизуальных средств обучения и аппаратно-программного оборудования для центров русского языка.

Второе: языковая политика в отношении постсоветских государств – интеграция стран СНГ. Обеспечение эффективного функционирования русского языка Федеральной программой определяется как основа развития интеграционных процессов в СНГ.

Необходимость укрепления позиций русского языка на постсоветском пространстве актуализируется не только ввиду дальнейшего развития экономических и политических отношений, но и для поддержки проживающих в них русских диаспор. При этом сужение сферы распространения русского языка в СНГ оценивается как угроза ассимиляции и дезинтеграции соотечественников за рубежом, ограничению культурного и политического присутствия России в регионах, на которые распространяются ее интересы.

Фактически, на большей части постсоветского пространства русский язык продолжает быть языком межэтнического общения, а также рабочим языком в международных организациях и органах СНГ.

Сфера образования. Российская языковая политика в отношении государств СНГ в сфере образования проводится в следующих направлениях:

  • унификация образовательных стандартов;
  • увеличение студенческого обмена;
  • учреждение совместных (славянских) университетов;
  • облегчение условий поступлений в российские вузы абитуриентам из постсоветских республик;
  • организация и проведение международных олимпиад на знание русского языка.

Следует отметить, что языковая политика Российской Федерации в постсоветских государствах до определенного времени имела одностороннюю «экспортную» направленность. Сотрудничество в сфере образования и культуры с государствами Содружества предполагало расширение ареала русского языка без аналогичных мер со стороны стран СНГ. Такая ситуация сохранялась до учреждения Центра языков и культуры государств-участников СНГ при Московском государственном лингвистическом университете. Однако и этот Центр не смог обеспечить полноценную межъязыковую коммуникацию и взаимопроникновение культур, поскольку в силу разных причин языки стран постсоветского пространства не имеют объективного спроса в России.

Масс-медиа. В данной сфере предусматривается увеличение объема телерадиовещания на русском языке посредством ретрансляции телевещания МГТРК «Мир», «Первый канал», программ радиостанции «Русское радио» и других российских СМИ, представленных в странах Содружества.

Внешнеполитические каналы. Поддержка русского языка становится одним из стратегических направлений российской дипломатии. Позиционирование русского языка на постсоветском пространстве строится на следующих тезисах:

- русский язык в качестве нейтрального языка в межгосударственных связях стран СНГ;

- русский язык в качестве фактора повышения взаимопонимания и  дружбы между народами постсоветских республик.

Наиболее активными участниками в сфере распространения русского языка за рубежом являются Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при МИД РФ (Росзарубежцентр), Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (Система МАПРЯЛ – аналог Института Гете), Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Центр развития русского языка.

Кроме того, МИД РФ осуществляет подготовку доклада «Русский язык в мире» о положении русского языка в разных странах, его проблемах и перспективах развития.

Третье: языковая политика в отношении стран дальнего зарубежья – вхождение России в мировое культурное, образовательное, экономическое и политическое пространство. Необходимо отметить, что русский язык сохраняет за собой статус мирового языка и является одним из официальных языков ООН. В той или иной мере русским языком владеет около полумиллиарда людей, из которых 350 миллионов – за пределами России.[4] Это является показателем не только значительных коммуникативных возможностей, но и фактором внешнеполитической активности Российской Федерации.

В рамках данного направления языковая политика России сконцентрирована на следующих сферах.

Сфера образования. Ежегодно увеличивается тираж учебной литературы по русскому языку как иностранному, что определяется повышенным интересом к нему за рубежом. Также в России в рамках данного направления намерены создать учебные центры повышения квалификации преподавателей русского как иностранного языка.

Инновации. Для придания дополнительного импульса и системности распространению русского языка российскими учеными обсуждается целесообразность создания объединения по продвижению русского языка в мире по примеру Международной Организации Франкофонии, которая занимается распространением французского языка и культуры в глобальных масштабах.

Таким образом, несмотря на наличие некоторых проблем в сфере языкового строительства, государственная языковая политика Российской Федерации в институциональном плане достаточно развита, имеет разработанную нормативно-правовую базу, а также характеризуется масштабностью и системностью.


[1] http://perepis2002.ru/content.html?id=11&docid=10715289081463

[2] Конституция Российской Федерации

[3] «Российская газета» (Федеральный выпуск) N3789 от 7 июня 2005 г.

[4] http://learning-russian.gramota.ru/journals.html?m=mirrs&n=2001-01&id=205

0
7003
0