Основные модели государственной языковой политики в странах СНГ

Руслан Жангазы 2011 M02 4
1393
0
0
0

политолог Руслан Жангазы анализирует модели языковой политики стран СНГ

 

Руслан Жангазы

директор Центра регионального прогнозирования

 

На современном этапе динамика процессов языкового развития складывается под воздействием как внутренних, так и глобальных факторов информационно-идеологического и культурно-цивилизационного характера.

Обеспечение стабильного и всестороннего развития языков становится первоочередной задачей в условиях культурной унификации и размывания этнической самобытности.

Главной задачей языковой политики Республики Казахстан должно стать создание всех необходимых предпосылок для функционирования государственного языка как культурного фактора, способствующего общенациональной интеграции. Это определяет нарастающую необходимость установления наиболее оптимального социолингвистического пространства, которое бы характеризовалось созданием благоприятных условий для эффективной реализации неосвоенного потенциала государственного языка и всецело стимулировала развитие языков этнических групп республики.

При этом необходимо учитывать, что методичное формирование и целенаправленная реализация государственной языковой политики неизбежно затрагивает общественно-политическое сознание населения и оказывает влияние на культурные, социальные и даже экономические стороны жизни граждан.

В этой связи следует изучить и обобщить основные особенности  проведения государственной языковой политики в мировой практике с тем, чтобы определить наиболее приемлемые механизмы развития языков и нивелировать возможность негативного развития тенденций языковой ситуации в стране.

Обретение государственной независимости странами постсоветского пространства поставило перед ними задачу национального строительства, в том числе проведение эффективной языковой политики. Каждая из постсоветских стран по-своему решала эти задачи.

В итоге в языковой политике постсоветских государств сформировался ряд общих особенностей, которые воздействуют на общественно-политическую ситуацию в этих странах.

Во-первых, наличие определенной политизированности языковой проблемы. Нерешенность проблем развития национальных языков, стремление разрешения языковой проблемы в ущерб развитию языков  этнических меньшинств стимулирует социальное напряжение.

Во-вторых, языковая политика проводится в рамках государственной национальной политики. Это связано с тем, что население большинства стран постсоветского пространства по своему демографическому составу является полиэтничным. Поэтому особенности проведения государственной языковой политики тесно сопряжено с учетом интересов различных этнических групп.

В-третьих, разная степень «социального присутствия» русского языка, разный уровень влияния и функций русского языка. Как известно, в советский период владение русским языком было гарантией социальной мобильности, так как он являлся языком межэтнического взаимодействия. Вследствие этого в странах СНГ и Балтии в разной степени сохранились позиции русского языка в отдельных сферах.

Все вышеперечисленное детерминировало формирование билингвального пространства с доминирующим присутствием русского языка, которое отражает языковые реалии постсоветских республик.

Тем самым, в зависимости от стоящих задач и проблем языкового строительства на постсоветском пространстве сложилось несколько моделей государственной языковой политики, которые будут расположены по уровню функциональной поддержки развития государственного языка:

1. Фильтрационно-протекционистская модель.

С одной стороны, это политика, направленная на защиту государственного языка от необоснованных иностранных заимствований. С другой стороны, она характеризуется проведением политики «очищения» от иностранных неологизмов, введенных в лексический оборот. Такая языковая политика предполагает абсолютное доминирование национального языка, когда стоит задача повышения культурного уровня употребления языка и придания ему большей индивидуальности. Начиная с 2005 года, подобная модель государственной языковой политики формируется в Российской Федерации.

2. Национально-доминирующая модель языкового развития.

Подобная модель языковой политики предполагает целенаправленное придание большей значимости и оказание большей поддержки развитию государственного языка.

В целом, в рамках данной модели сформировались следующие направления государственной языковой политики:

  • политика формирования приоритетности государственного языка. Данный подход характерен для прибалтийских государств – Латвии, Эстонии и Литвы, а также стран Закавказья - Грузии, Азербайджана, Армении. Значительное усиление роли государственного языка происходит, во многом, благодаря нивелированию роли русского языка и языков других национальных меньшинств. Вместе с тем, необходимо отметить, что фактическое влияние русского языка в данных республиках традиционно было невелико.
  • политика укрепления позиций государственного языка. В Туркменистане, Украине, Узбекистане и Таджикистане применяются меры по значительному повышению роли государственных языков в социально-лингвистической среде. Применение данной модели языковой политики аргументируется ограниченным развитием национального языка в советский период и необходимостью его возрождения на современном этапе.

3. Билингвальная модель функционального развития языков.

Данная модель направлена на поддержку развития двух языков. Задачи дальнейшего углубления интеграционных процессов на постсоветском пространстве, прежде всего, с Россией в гуманитарной сфере, которая нацелена на формирование единого (общего) культурного, образовательного и информационного пространства в Содружестве определили необходимость сохранения общекультурных функций русского языка.

В рамках данной модели сформировались следующие направления государственной языковой политики:

  • политика сохранения двуязычия. Данная мера применяется в Беларуси, где русскому языку наравне с белорусским придан статус государственного. Вследствие этого формируется процесс динамического языкового равновесия. Тем самым, языковая политика Республики Беларусь в полной мере соответствует союзническим отношениям с Российской Федерацией.
  • политика установления двуязычия. В Кыргызстане и Казахстане проводится политика установления паритетного баланса государственного и русского языков. Как правило, в данных странах нарушается принцип равнопропорционального использования государственного языка, поскольку русский язык функционально доминирует в социально-коммуникативном пространстве.

Оцените пост

0
Дальше