место в рейтинге
  • 324059
  • 671
  • 71
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Водно-энергетический комплекс Центральной Азии: национальная безопасность и интересы Республики Казахстан

 

Руслан ЖАНГАЗЫ

директор Центра регионального прогнозирования

 

Вода – стратегический ресурс жизнеобеспечения и устойчивого развития для целых регионов мира и населяющих их народов, а уровень обеспеченности ею является первостепенным показателем качества жизни.

В докладе Национального совета США по разведке «Глобальные тенденции до 2025 года: изменившийся мир» отмечается, что международное сообщество в ближайшем будущем столкнется с всевозрастающей вероятностью возникновения конфликтов из-за дефицита ресурсов, в том числе, из-за продовольствия, воды и источников энергии [1].

Существенный конфликтный потенциал накапливается в Центральной Азии в сфере пользования и управления водно-энергетическими ресурсами. Противоречие интересов обуславливается разнонаправленностью видения государствами региона назначения водно-энергетических ресурсов в условиях трансграничного характера их территориального расположения.

Совместное межгосударственное использование указанных ресурсов представляет сложный процесс, требующий взаимных уступок, нахождения компромиссов, а также принятия и соблюдения обязательств.

Однако не всегда удается достичь соглашения, и некоторые республики прибегают к односторонним мерам в водопользовании, что неизбежно влечет, зачастую, неблагоприятные последствия для остальных стран региона.

Так, можно констатировать, что уровень водообеспеченности и водохозяйственная ситуация на территории Республики Казахстан, находящейся в нижнем течении Сырдарьи, зависит от водной политики государств, расположенных выше. Это создает уязвимость позиций и подрывает, в определенной степени, внешнеполитическую безопасность страны и препятствует полноценной реализации ее национальных интересов.

В этой связи формирование согласованного и сбалансированного регионального механизма водно-энергетического регулирования становится первоочередной задачей в рамках реализации Центральноазиатского вектора внешней политики Республики Казахстан и обеспечения ее национальной безопасности.

В статье рассмотрены состояние и перспективы развития водно-энергетического комплекса Центральной Азии в контексте реализации и защиты национальных интересов нашего государства в этой сфере.

 

I. СОСТОЯНИЕ ВОДНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Состояние водно-энергетического комплекса Центральной Азии, в целом, характеризуется следующими параметрами (исходные данные).

1. В бассейне реки Сырдарьи расположены четыре республики Центральной Азии – Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Казахстан. Водные ресурсы между государствами региона разделены неравномерно. Около 85% водных ресурсов региона сосредоточено в Таджикистане и Кыргызстане [2].

2. Центрально-Азиатский регион расположен в аридной зоне, в которой без орошения возделывать сельскохозяйственные культуры невозможно. Поэтому почти во всех государствах региона существует и преобладает ирригация, которая требует значительного объема водных ресурсов.

3. В регионе в совокупности имеется достаточно топливно-энергетических ресурсов для обеспечения потребностей на сравнительно отдаленную перспективу. Поэтому основной вопрос стоит не столько в их физическом дефиците, сколько в необходимости создания совместными усилиями условий для эффективного использования имеющегося потенциала с учетом особенностей его территориального распределения.

4. Современный механизм управления водно-энергетическими ресурсами в бассейне реки Сырдарьи не соответствует реалиям времени и не гарантирует их бесконфликтного распределения. Водохозяйственную инфраструктуру бассейна Аральского моря составляет 60 водохранилищ и 45 гидроэлектростанций.

5.Водно-энергический комплекс Центральной Азии обладает крупнейшим энергетическим потенциалом, достигающим по разным экспертным оценкам от 430 до 460млрд. кВтч/год. При этом гидроэнергетический потенциал региона реализуется только на 10 % [3].

6. Центральная Азия обладает примерно 170-180 куб. километров водных ресурсов, из которых на сегодня используется более чем 90%. Отношения между горами и равнинами образуют главный механизм обмена влагой на всей засушливой территории региона. На высотах 3500-4000 метров над уровнем моря расположены вечные снега и ледники. Осадки, накопленные в ледниках, хранятся многие десятилетия и поддерживают сток рек в засушливые годы. В двух горных массивах Тянь-Шаня и Памира, расположены самые крупные ледники и запасы пресной воды в мире.

7. Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия Центральной Азии на сегодняшний день является основным механизмом регулирования водно-энергетической сферы региона.

Таким образом, водно-энергетический комплекс в силу своего значительного потенциала и жизнеобеспечивающей роли для всех без исключения стран региона представляет особый интерес для сотрудничества, вместе с тем в этой сфере имеется ряд нерешенных проблем.

 

1.1. Основные проблемы эффективного развития водно-энергетического комплекса Центральной Азии

 

Состояние водно-энергетического комплекса Центральной Азии определяется наличием ряда факторов, препятствующих его эффективному развитию. В целом, весь комплекс проблем можно сгруппировать в три крупных блока:

  • несовершенство нормативной правовой базы;
  • недостаточная институциональная база;
  • отсутствие эффективного финансово-экономического механизма.
 

Первое. Несовершенство нормативной правовой базы.

Уровень эффективности водно-энергетического взаимодействия государств Центральной Азии напрямую зависит от наличия всеохватывающей, конкретизированной и реалистичной договорной основы сотрудничества.

На сегодняшний день благодаря проделанной соответствующими ведомствами стран региона работе был заложен фундамент для дальнейшего развития нормативной правовой базы в сторону усиления системности, детализации шагов и отказа от декларативных положений.

Предыдущие соглашения были направлены на урегулирование вопросов управления водными ресурсами в бассейне Аральского моря. Уровень и содержание каждого из документов соответствовали реалиям времени заключения. Основные принципы, заложенные  в них, не противоречили международному водному праву и мировой практике.

Вместе с тем, характерно, что не было определено:

- ответственность и обязательства государств за взаимопоставки топливных и энергетических ресурсов в годы различной водообеспеченности;

- источники финансирования реализации совместных мероприятий.

Как следствие, существующие соглашения и ежегодные протоколы не гарантируют надлежащее использование и контроль водных ресурсов, они не охватывают всех аспектов совместного управления трансграничными водами в  регионе. В частности, не гарантируют обеспечение орошаемых земель поливной водой, особенно расположенных в нижнем течении, приток воды в Аральское море, необходимый для поддержания его экосистем, не предотвращают возникновения чрезвычайных ситуаций в бассейне реки Сырдарья в многоводные годы.

Прежде всего, на нынешнем состоянии водно-энергического хозяйства сказывается отсутствие согласованности в ключевых направлениях сотрудничества:

  • политика ведения сельского хозяйства (орошаемого земледелия), направленная на оптимальное распределение и эффективное расходования водных ресурсов, а также поэтапный переход на влагосберегающие и другие прогрессивные технологии;
  • энергетическая политика, направленная на регулирование межгосударственного дисбаланса в потреблении и производстве электроэнергии;
  • политика модернизации существующих и строительство новых объектов водно-энергетического комплекса.

Все вышеперечисленное требует выработки единых принципов реализации направлений водно-энергетического сотрудничества.

Второе. Недостаточная институциональная база.

Как уже отмечалось ранее, водно-энергетическое взаимодействие стран бассейна обрело запутанный, затруднительный для урегулирования характер. В этой сфере пересекаются противоречивые интересы государств, отраслей экономики и международных институтов. Соответственно, при принятии решения наблюдаются определенные перекосы между экономической целесообразностью и политическими отношениями, в сторону последней.

Это обстоятельство предопределило отсутствие эффективного институционального механизма в формате межгосударственной организации, осуществляющей регулирующее неконфликтное воздействие на водно-энергетические отношения между странами региона. Вместе с тем создание подобной структуры – основополагающий вопрос сотрудничества в этой сфере. Она должна обеспечить устойчивую работу всего водно-энергетического комплекса бассейна.

Стабильное и бесперебойное функционирование водно-энергетического комплекса Центральной Азии сейчас зависит от следующих условий:

  • обеспечение выполнения межгосударственных соглашений по эффективному управлению и рациональному использованию водно-энергетических ресурсов;
  • обеспечение выполнения решения Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии по режимам работы водохранилищ;
  • обеспечение выполнения компенсационных поставок топлива и энергии согласно принятым договоренностям.

Реализации первого условия препятствует следующее:

- отсутствие программ региональной экономической интеграции, и недостаточное сотрудничество по повышению продуктивности орошаемого земледелия на основе модели, позволяющей оптимизировать дифференциацию труда в регионе;

- несанкционированное осуществление забора воды для собственных нужд некоторыми транзитными государствами;

- существующие национальные системы гидрологического контроля не обладают эффективными средствами обмена на региональном уровне;

- низкий учет экологических требований в комплексном использовании и охране водных ресурсов бассейнов;

- недостаточность обмена информацией, в первую очередь, гидрометеорологическими данными между странами региона для обеспечения более точных прогнозов водности и улучшения управления трансграничными водными ресурсами.

Реализации второго условия препятствует следующее:

- различные приоритеты стран в отношении совместного использования и обмена водно-энергетическими ресурсами;

- в нарушение ранее заключенных многосторонних соглашений ряд государств бассейна проводили сепарационные переговоры на двусторонней основе для решения сезонных потребностей в ущерб остальным странам;

- возведение новых гидротехнических сооружений, оказывающих негативное воздействие на трансграничном уровне, без согласования с другими государствами бассейна.

Реализации третьего условия препятствует следующее:

- отсутствие механизмов разрешения конфликтов и методов возмещения экономических потерь в результате нарушения соглашений по совместному использованию водных и энергетических ресурсов;

- отсутствие четких квот и лимитов на забор воды в бассейнах, учитывая экологически целесообразные объемы воды в реках, и справедливое и равномерное ее распределение между странами.

Имеющиеся институты регулирования – Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия, бассейновые водохозяйственные объединения «Сырдарья» и «Амударья», а также Объединенный диспетчерский центр «Энергия» – не в полной мере справляются с обозначенными проблемами по объективным причинам.

Все вышеперечисленное актуализирует формирование наднационального института регулирования водно-энергетического сотрудничества.

Третье. Отсутствие эффективного финансово-экономического механизма. Усиленно возрастает потребность в синхронизации и гармонизации национальной водной политики государств Центральной Азии с мерами регионального экономического сотрудничества.

Необходимо понимание того, что даже регулируя сток, невозможно одновременно удовлетворить интересы всех государств, необходим компромисс и гарантированная система компенсаций. В реально существующих условиях в регионе такой компромисс возможен только при условии удовлетворения требований ирригации Казахстана и Узбекистана с осуществлением ими расположенным выше по течению республикам соответствующих компенсационных поставок в эквивалентном объеме в виде угля, пшеницы, топливного мазута, газа, других энергоносителей.

Срывы компенсационных поставок происходят как вследствие неплатежеспособности потребителей топлива и воды, так и по причине несовершенства механизма оценки объемов компенсации.

Наряду с этим не реализуется весьма серьезный потенциал возобновляемых горных энергоресурсов, хотя, по оценке некоторых экспертов, их можно экспортировать в Китай, Индию и Пакистан. Следует отметить, что Таджикистан занимает 8 место в мире по величине потенциала гидроресурсов, но при этом 50% электроэнергии импортирует. Кыргызстан использует свой гидропотенциал всего на 7%.

В то же время большинство водохранилищ было построено более 25 лет назад. На современном этапе они подверглись заилению и их эффективность на 30% меньше, чем планировалось при строительстве. Поэтому существующие крупные гидроэлектростанции нуждаются в обслуживании и модернизации.

Несмотря на перспективность вложения финансовых средств в развитие объектов гидроэнергетики, регион способен удовлетворять более 71% потребности в энергии за счет гидроэнергетики, найти инвестора в такие специфичные проекты достаточно проблематично.

Во-первых, не определен международный правовой статус рек бассейна Аральского моря. Признание трансграничного характера реки Сырдарья означает бесплатное потребление водных ресурсов и необходимость согласование строительства гидротехнических сооружений с остальными странами. На эти условия некоторые страны бассейна не согласны.

Во-вторых, водно-энергетические проекты представляются достаточно капиталоемкими и в некоторых случаях требуемый объем средств превышает ВВП страны в 25 раз, как например, в Таджикистане. Тем самым, требуется внешний источник финансирования на благоприятных условиях, что подразумевает длительный срок, длительный льготный период и относительно низкую ставку.

В-третьих, наблюдается систематическое превышение фактических расходов над запланированными при строительстве водно-энергетических обектов и сооружений, что также не стимулирует инвестиционную активность.

 

1.2. Интересы участвующих в региональном водно-энергетическом взаимодействии сторон

Совокупность участников водно-энергетических процессов в Центральной Азии, условно, можно условно разделить на следующие группы:

  • внутренний контур:

- государства энергетического приоритета;

- государства ирригационного приоритета;

  • внешний контур:

- государства – потенциальные доноры;

- международные институты развития и организации.

1.2.1. Государства энергетического приоритета

Низкий уровень энергетической независимости при наличии значительного гидроэнергетического потенциала обуславливает стремление Таджикистана и Кыргызстана к развитию гидроэнергетики.

С переходом на рыночные отношения эти страны:

во-первых, стали рассматривать свои природные полезные ископаемые как товар, имеющий рыночную стоимость;

во-вторых, стремятся к достижению самообеспечения по потреблению и производству электроэнергии;

в-третьих, стремятся максимально использовать имеющиеся гидроэнергоресурсы.

Позиция Таджикистана. Строительство Рогунской ГЭС в условиях тяжелейшего финансово-экономического кризиса обретает масштаб национальной идеи в Таджикистане. В качестве основного аргумента для разрешения межгосударственных конфликтов на почве распределения водно-энергетических ресурсов Таджикистан выдвигает тезис о необходимости строительства новых гидроузлов, так как в бассейнах каждой из двух основных рек функционируют по-одному крупному гидроузлу с водохранилищем: на реке Сырдарья – Токтогульское, на реке Вахш – Нурекское. В целях эффективного осуществления регулирования стока необходимо возводить новый гидроузел и, тем самым, разделить между новым и старым ирригационный и энергетический режим работ.

Позиция Кыргызстана. В настоящее время Кабинет Министров Кыргызстана сконцентрировался на решении задачи увеличения генерирующих мощностей отечественной гидроэнергетики. Ведется активный поиск инвесторов для строительства новой ГЭС – «Камбарата-2». Стоящая ниже по течению реки Нарын «Камбарата-1» построена уже на 40%, и республика надеется завершить ее строительство за счет собственных резервов. Проект Камбаратинских ГЭС специалистами называется колоссальным и способным резко выправить положение Кыргызстана в части его энергообеспечения.

1.2.2. Государства ирригационного приоритета

Позиция Казахстана. Казахстан заинтересован в гарантированных поставках водных ресурсов в вегетационный период и безопасном режиме работы Нарын-Сырдарьинского каскада в межвегетационный период. Обеспечение вышеназванных аспектов возможно только при согласованном всеми странами бассейна режиме работы водохранилищ Нарын-Сырдарьинского каскада.

Позиция Узбекистана. Вода, согласно нормам международного водного права, должна быть общедоступным ресурсом. В вопросах водопользования из общей реки ни одно из государств не должно иметь привилегий и обладать большим правом по отношению к другим государствам. Узбекистан выступает за признание исторически сложившегося в бассейне каждой конкретной реки положения дел в области межгосударственного вододеления и водопользования. При этом действия одного государства не должны причинять ущерб другому.

Следует отметить, что в многолетнем регулировании стока с Токтогульским водохранилищем заинтересованы все страны бассейна реки Сырдарьи.

 

Государства – потенциальные доноры

Государства, проявляющие интерес к проектам развития водно-энергетических ресурсов в Центральной Азии – США, ЕС, Китай, Россия, Иран, Индия.

Как правило, внешние силы имеют не столько коммерческий, сколько геополитический интерес к проектам развития водно-энергетического комплекса Центральной Азии. Речь идет, скорее, о конкуренции между региональными державами за наращивание своего присутствия и влияния в регионе.

Международные институты развития и организации оказывают содействии в развитии регионального сотрудничества и выступают в качестве арбитра в сложных межгосударственных процессах по регулированию водно-энергетических ресурсов бассейна. Также они осуществляют разработку технико-экономического обоснования, консалтинговую, аналитическую, техническую и финансовую поддержку проектам.

Наиболее крупные среди них – Всемирный Банк, Азиатский Банк Развития, Исламский Банк Развития, Европейский Банк Реконструкции и Развития, ЮСАИД, Глобальный экологический фонд.

 

II. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОДНО-ЭНЕРГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ


Дальнейшее развитие сотрудничества и углубление взаимодействия в водно-энергетической сфере требует дополнительных усилий от всех заинтересованных сторон – государств, межгосударственных интеграционных структур, международных институтов развития, неправительственных организаций.

На современном этапе основные договорные процессы по водно-энергетической тематике развиваются в рамках Евразийского Экономического Сообщества и Международного фонда спасения Арала.

Несмотря на наличие принципиального согласия на уровне Глав государств ЕврАзЭС касательно необходимости разработки взаимовыгодного и сбалансированного механизма регулирования водно-энергетических процессов в Центральной Азии, обсуждение и согласование предложений по данному вопросу обрело затяжной характер.

В этих условиях Республика Казахстан в интересах национальной безопасности и укрепления регионального лидерства способна усилить и активизировать работу в водно-энергетической сфере.

В целом, на сегодняшний день представляется целесообразным развивать указанную деятельность по двум направлениям:

  • внешнее направление – дальнейшее усиление внешнеполитических и дипломатических мероприятий, направленных на создание эффективного механизма водно-энергетического регулирования в Центральной Азии;
  • внутреннее направление – дальнейшее продолжение водохозяйственных и водоохранных мероприятий, направленных на повышение регулирующей возможности гидротехнических сооружений Республики Казахстан.
 

2.1. Дальнейшее осуществление внешнеполитических и дипломатических мероприятий, направленных на создание эффективного механизма водно-энергетического регулирования в Центральной Азии

Основываясь на нормах и положениях международного водного права, необходимо целенаправленно и методично реализовывать доктрину общности интересов, которая рассматривает реку как одну гидрологическую единицу, управление которой должно осуществляться как единым целым. Согласно этой доктрине международного водного права, каждое государство в пределах бассейна имеет право предпринимать действия против любого другого государства бассейна, если это государство может оказать воздействие на ресурс без сотрудничества и разрешения его соседей.

На сегодняшний день имеется понимание того, что долгосрочный и эффективный механизм водно-энергетического регулирования должен быть основан на учете интересов каждой из сторон, а именно потребностей государств нижнего течения в воде и верхнего течения в энергетических ресурсах.

Регулятивный механизм по характеру должен быть комплексным и основываться на принципах международного водного права и, возможно, целесообразно дополнить его с учетом региональных особенностей.

Для эффективной координации водно-энергетическими процессами, видимо, необходима наднациональная структура, способная регулировать их как по горизонтали, так и по вертикали.

Содержательная часть работы состоит в осуществлении политических мероприятий по дипломатическим каналам:

  • самостоятельно – Казахстан на базе наработанного международного авторитета оказывает определенное воздействие на Узбекистан с целью выработки единой позиции государств ирригационного приоритета (среднего и нижнего течения);
  • на двусторонней основе – Казахстан инициирует проведение взаимных консультаций всех государств региона и на основе согласованной позиции государств ирригационного приоритета проводит паритетные переговоры с государствами энергетического приоритета;
  • на многосторонней основе – Казахстан реализует потенциал председательствующего государства в интересах разрешения водно-энергетических конфликтов в рамках ОБСЕ, ШОС, СВМДА, ЕврАзЭС, ОИК с этой целью в указанный период «выходит» на международные институты развития и организации с конкретными и согласованными предложениями по участию в софинансировании проектов.

В рамках вышеуказанных мероприятий целесообразно:

1. Дальнейшая интенсификация работ по созданию Международного водно-энергетического консорциума Центральной Азии.

2. Проникновение в гидроэнергетическую инфраструктуру интересующих государств путем инвестирования и софинансирования этих объектов с целью обеспечения благоприятного для Казахстана режима работы гидроузлов.

3. Инициирование организационного укрепления региональных органов Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии с расширением их полномочий и обязательств.

4. Разработка и реализация комплексной региональной инвестиционной программы по совместному развитию и интегрированному управлению водно-энергетическими ресурсами.

5. Привлечь в эту работу представителей национальных институтов развития.

 

2.2. Дальнейшее продолжение водохозяйственных и водоохранных мероприятий, направленных на повышение регулирующей возможности гидротехнических сооружений Республики Казахстан

 

Особую актуальность для Казахстана представляет формирование государственного реестра объектов национальной критической инфраструктуры, куда следовало бы включить и крупные гидротехнические сооружения.

Во избежание возникновения трансграничных конфликтов, серьезных осложнений в части управления водными ресурсами, а также наведения порядка в вододелении, лимитировании и учете воды целесообразно развивать собственную водно-энергетическую инфраструктуру. Эти мероприятия позволят снизить зависимость от водной политики и позиций государств верхнего и среднего течения, а также повысить водообеспеченность орошаемых земель.

В рамках продолжения водохозяйственных и водоохранных мероприятий целесообразно развивать работу по двум направлениям:

  • возведение новых гидротехнических сооружений;
  • повышение регулирующих возможностей имеющихся объектов.
 

В рамках первого направления:

- продолжение строительства Коксарайского противопаводкого контррегулятора;

- рассмотреть возможность возведения дополнительных резервных емкостей.

В рамках второго направления:

- улучшение пропускной способности речных гидротехнических сооружений и самой реки, что должно привести к повышению управляемости потока воды на нашей территории;

- осуществление сезонной очистки русла рек при ледоставе.

 

III. ИНТЕРЕСЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


Национальные интересы Республики Казахстан формируются на основе обеспечения комплекса безопасности и развития государства.

В целях формулирования национальных интересов целесообразно рассмотреть основные группы угроз в контексте вопросов водно-энергетического комплекса Центральной Азии.

Угрозы внешнеполитической безопасности – водные ресурсы превратились в инструмент оказания внешнеполитического давления при принятии решений.

Угрозы гуманитарной безопасности – противоречие в сезонных потребностях в водных ресурсах и требованиях к гидрологическому режиму рек со стороны электроэнергетики и ирригации приводят к тому, что в зимние периоды происходит затопление части территории Казахстана в связи с переходом на энергетический режим работы водохранилищ государств верхнего течения.

Угрозы экологической безопасности – функционирование крупных гидротехнических сооружений (плотины, водохранилища, дамбы) нарушает баланс экосистемы бассейна и прилегающей территории.

Угрозы продовольственной безопасности – перманентный риск потери урожая сельскохозяйственных культур земледельцами, использующих воду для нужд производства продукции сельского хозяйства, терпят экономические убытки из-за ее дефицита.

 

* * *

 

Использованная литература:

1. www.dni.gov/nic/NIC_2025_project.html

2. Винокуров Е.Ю. Инвестиции и сотрудничество в гидроэнергетике Центральной Азии/Континент партнерства. Сентябрь 2007,. С. 42.

3. Там же.

Статья опубликована в информационно-аналитическом журнале "Analytic" #3, 2010

Руслан Жангазы zhangazy
технополитолог - эксперт в области исследования и разработки национальной научно-технологической политики
27 января 2011, 20:03
3987

Загрузка...
Loading...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Нет ничего более вдохновляющего, чем видеть стада сайгаков. Не зря их называют «киелі»

Нет ничего более вдохновляющего, чем видеть стада сайгаков. Не зря их называют «киелі»

В начале 2000-х годов в уральской популяции оставалось только 2500 сайгаков. Сейчас благодаря охране от браконьеров их численность выросла до 100 тысяч.
theYakov
17 июля 2017 / 17:55
  • 8886
  • 3
Ресторанный консенсус в Казахстане: мужчина платит всегда

Ресторанный консенсус в Казахстане: мужчина платит всегда

Ресторанный консенсус в этой стране таков, что если речь идет именно о свидании, то оплачивает его на 100% из 100 именно мужчина. Пытаться его расшатать - это достаточно дорогое удовольствие.
convoluted
17 июля 2017 / 15:32
Решили рискнуть и обратиться к риэлторам. И этим людям мы доверяем свой ночлег?

Решили рискнуть и обратиться к риэлторам. И этим людям мы доверяем свой ночлег?

Звоним риэлтору, говорим, верните наши 15 000 тг, так как ваша клиентка нас кинула. По его словам, он вернуть деньги больше не может. Не имеет право.
decorus
17 июля 2017 / 14:48
  • 3191
  • 15
Польша – страна простых решений. Почему они смогли, а мы еще нет?

Польша – страна простых решений. Почему они смогли, а мы еще нет?

В Польше вообще очень много понятного и простого – инфраструктура, коммуникации и дороги прежде всего, льготы в образовании, поляки вообще получают его бесплатно. А урожай побольше нашего.
Shimanskaya
17 июля 2017 / 16:08
  • 3329
  • 37
«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

«Алматы – город, летящий под откос», или Кто заказал утку у российского блогера

Некий блогер Сергей Никитский неустанно пишет о Казахстане, Астане, Экспо и посвящает два материала Алматы, причём подчёркнуто называет город Алма-Ата.
Langdon
19 июля 2017 / 15:44
  • 3331
  • 56
«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

«Язык мой – враг мой», или 7 причин никогда не разговаривать с полицией

На этот раз пост очень важный и необходим к прочтению каждым! Не поленитесь и уделите время прочтению. Ни в коем случае, не разговаривайте с полицейскими до прихода вашего адвоката!
asselsabekova
18 июля 2017 / 14:19
  • 3051
  • 31
Один из способов выиграть суд против коллекторов

Один из способов выиграть суд против коллекторов

Сегодня в своем посте я постараюсь рассказать, как выиграть суд против некоторых коллекторских компании в нашей стране. Чем отличается коллекторское агенство от обычного банка?
Advokot
18 июля 2017 / 15:31
  • 2919
  • 10
Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Книга, которая сэкономит вам 150 тысяч долларов и два года жизни

Автор утверждает, что программы МБА не дают никакого позитивного выхлопа, если ты уже не являешься владельцем или наследником прибыльного бизнеса. Знания МБА можно получить бесплатно, уверяет он.
Aks_Ras
19 июля 2017 / 16:28
  • 2492
  • 2
Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Госорганы, ответственные за жизни детей, хранят молчание. У них в отчетах все хорошо

Вчера все информационные агентства страны передали сообщение, которое заставило забиться в ужасе сердца всех матерей страны. В мусорном контейнере города Сатпаев было обнаружено тело новорожденной девочки.
AliyaSadyrbaeva
19 июля 2017 / 11:06
  • 2223
  • 18