Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
07:29, 27 января 2011

Об угрозах внутриполитической безопасности Республики Казахстан

Руслан ЖАНГАЗЫ

внутриполитические исследования

Сознательно вводя новое понятие «неинституциональные политические группы», автор пытался охарактеризовать совокупность политических объединений, которые в журналистской среде принято именовать политическими силами, кланами, элитами, командами и т.д. Местами, в целях «разгрузки» текста, указанные понятия будут также применяться.

Современные внутриполитические процессы складываются, в большей степени, под влиянием взаимодействия между неинституциональными политическими группами, которое все чаще обретает конфликтный характер. Последствия указанной тенденции несут немалый дестабилизирующий заряд в долгосрочной перспективе.

Ситуация для государств политического транзита усугубляется необходимостью строгого определения роли и степени участия неинституциональных политических групп в модернизационных процессах, так как некоторые из них сосредоточили ресурсы, которые дают им возможность влиять на ход и содержание реформ, вплоть до «консервации» или даже «свертывания» демократических преобразований. Не меньшую угрозу стабильному внутриполитическому развитию страны представляет и форсирование определенными политическими силами либеральных реформ.

Степень влияния отдельных неинституциональных политических групп достигает уровня соразмерности и альтернативности по отношению к институтам государственной власти. Аккумулированные ресурсы позволяют им использовать рычаги, которые являются исключительной прерогативой государства.

Необходимо особо подчеркнуть, что при неблагоприятном стечении обстоятельств, отдельные неинституциональные политические группы способны выступить катализаторами обострения внутриполитической обстановки. Межэлитная асимметрия, которая образовалась в результате перераспределении властных ресурсов, способна создать ситуацию хронической неустойчивости политической системы.

Все это в совокупности способно задать конфронтационный вектор политическому развитию страны.

I. Современное состояние неинституциональных политических групп

Видимая общественно-политическая обстановка не вызывает опасений. Существенные маневры неинституциональных политических групп, которые традиционно сопровождаются соответствующим «информационным фоном», пока не прослеживаются. Тем не менее, предполагается, что предпринимаемые и ожидаемые меры внутриполитического характера активизируют их и могут вызвать определенную реакцию. Поэтому на передний план выдвигается задача определения потенциала предсказуемости и ответственности в поведении неинституциональных политических групп.

В целом, можно выделить два уровня функционирования неинституциональных политических групп:

Ø    «государство – неинституциональных политических групп»;

Ø    «неинституциональных политических групп – неинституциональных политических групп».

1.1. Характеристика взаимодействия между государством и неинституциональными политическими группами

Особенности взаимодействия

1. Учитывая особенности функционирования институтов государственной власти, можно утверждать, что ее устойчивость во многом базируется на сдерживании сложного внутриэлитного равновесия сил. При этом равноприближенность к Президенту и равноудаленность от основных центров принятия решения тех или иных элитных группировок становятся одними из ключевых факторов стабилизации политической системы. За счет подобного лавирования и балансирования государства преимущественно и достигается межэлитный консенсус, который достаточно условен и в то же время динамичен.

2. Характерной чертой является то, что конфронтация между политическими группами происходит не столько на основе передела сфер влияния, сколько на основе перераспределения «каналов доступа» к Главе государства в свою пользу.

3. В сложившейся ситуации арбитражная модель президенциализма позволяет наиболее эффективно устранять и разрешать межэлитные противоречия, а также выступать в качестве примирительной стороны. Такое положение возникло в силу того, что Президент, естественным образом, занимает сверхдоминирующую позицию в политическом устройстве страны.

4. Тесное взаимопроникновение государства и элит в экономической сфере задается тем, что последние помимо собственного частного капитала активно эксплуатируют рычаги национальных холдингов и компаний. Формально это выглядит как отношение между собственником и наемным менеджером, но на деле последний, в силу своих полномочий, регулирует направления финансовых потоков государственных средств и определяет основные «точки» их концентрации.

Конфликт интересов

1. Характерной особенностью элитных групп на постсоветском пространстве является то, что они, не имея структурированной идеологической платформы, сформировались на основе общности финансово-экономических интересов. В долгосрочной перспективе отсутствие концептуального единства внутри элит может иметь негативные последствия, когда при участии в формировании власти на основе общего видения необходимо будет выработать и предложить обществу стратегию развития страны.

2. Отчетливо обозначилось стремление отдельных политических групп присвоить себе некоторые функции государства, поскольку это создает возможность противодействия исполнению его решениям изнутри. При этом речь не идет о естественном перераспределении функций между государством и гражданским обществом, так как политические элиты сами инкорпорированы в  государственный аппарат и не представляют интересы гражданского общества.

3. Традиционно сильными остаются неофициальные каналы коммуникации, что напрямую воздействует на соотношение формальных и неформальных политических норм и процедур. Следует отметить, что представленность элитных групп внутри государственного аппарата способствует «эрозии» механизмов управления, так как вводит дополнительный, т.е. субъективный фактор мотивации. Доминирование негласных каналов межэлитной коммуникации детерминировало распространенность в системе государственного управления клиентурно-патронажных сетей.

4. Внутреннее единство элит достаточно условно и зыбко, его степень определяется совпадением интересов на текущий политический момент. Поэтому в результате периодического развязывания конфликтов между ними снижается уровень доверия населения к государственной власти в целом. Периметр локальных межэлитных конфликтов постепенно приближается к центру власти, к Главе государства, что расшатывает основы политической системы и угрожает существенно подорвать легитимность власти.

В целом же, в основе конфликта «государство – неинституциональные политические группы» лежит глубокое противоречие между стратегическими приоритетами развития страны и узкокорпоративными интересами элит.

Институциональные возможности

1. Сохранение общественно-политической стабильности предполагает создание государством определенных институциональных возможностей для участия элит в управленческом процессе. Крайне важно, чтобы политическая система могла адекватно принимать импульсы, исходящие от ведущих политических сил страны, в противном случае, действие элит будет направлено против самой системы.  В этом плане дополнительные институциональные возможности, придающие большую прозрачность политическим процессам, представляют особую значимость.

2. На современном этапе количество политических партий и групп давления не отображает реальный расклад сил. Состояние партийной системы находится на стадии формирования умеренного многопартизма с наличием доминантной партии. Необходимо отметить, что доминантные партии в своем классическом виде представляют расширенную коалицию элит, которые на основе принципов внутрипартийной демократии выдвигают лидеров и формируют курс исполнительной власти.

3. Политические партии все еще не смогли стать полноценными субъектами государственной политики. Они выступают «проводниками» интересов крупных финансово-политических групп, олигархии. Признаки партийно-политической принадлежности играют незначительную роль в государственной кадровой политике. Между тем отсутствие заметного влияния партий определяет их политическую «нерентабельность» для элит.

4. Нивелирование роли партий в общественно-политической жизни привело к ситуации отсутствия реальной электоральной конкуренции. Вследствие этого сформировались партии, дифференцированность которых не отражает реальную социальную структуру и политические ориентации населения.

5. В условиях неразвитости партийно-политической системы  интенсивной институционализации и развития профессиональных лоббистских групп также не наблюдалось.

1.2. Характеристика взаимодействия между неинституциональными политическими группами

Особенности взаимодействия

1. Пространство межэлитного взаимодействия имеет неоднородный характер. В целом «каркас» основных элитных групп определен и формирование новых сил практически невозможно. В итоге сложилась модель монополистической конкуренции элит, когда борьбу за власть реально способны вести весьма ограниченное количество политических групп.

2. Особенности политического развития страны  предопределили процесс укрупнения ведущих элит и формирования на их базе своеобразных «политических холдингов». Окончательно сформированные политические холдинги имеют в своем «арсенале» следующие ресурсы: административный и политический, финансовый и индустриальный, медийно-пропагандистский, а также информационно-аналитический. Каждый политический холдинг управляет данными активами из единого центра. Следует отметить, что первоначальный род деятельности, как правило, и становится в последующем «профильным» при оценке того или иного политического конгломерата. Так, образовались группы с ярко выраженной горнометаллургической, банковской, нефтегазовой или медийной составляющей, хотя, в целом,  носят комплексный характер.

3. Организационные схемы взаимодействия элит достаточно сложно определить, так как данные процессы протекают в закрытой форме. Но при определенных обстоятельствах нельзя исключать картельную форму взаимодействия элит, когда, сохраняя свою функциональную самостоятельность, они договариваются о временном объединении для совместного, более эффективного достижения общей тактической цели. К примеру, очень часто используются схемы, типа «все против одного». Политические основы для возникновения подобных межэлитных союзов имеются, однако их долгосрочность вызывает сомнения.

4. Степень межэлитного напряжения варьируется в зависимости от расклада сил на политическом пространстве, а именно сохранения ситуации динамичного равновесия. Образование существенного дисбаланса неминуемо приводит к перегруппировки элит. Как правило, это выражается в тактической консолидации нескольких заинтересованных групп в противовес растущему влиянию доминирующей на тот период группировки. Это позволяет говорить о наличии внутриэлитного механизма взаимного сдерживания.

Конфликт интересов

1. Накал отношений между ведущими политическими силами страны достигает порой такого уровня, что взаимодействие между ними обретает черты политического экстремизма. Конкуренция между элитными группировками способна перерасти в политический конфликт по следующим принципиальным вопросам внутриполитического характера:

Ø     передел сфер политического и экономического влияния;

Ø     определение механизмов и сроков передачи власти.

2. Следует отметить, что на современном этапе именно элитные группировки, а не политические партии являются «несущими конструкциями» политической системы страны, поскольку они и участвуют в реальной политической жизни. Невозможность нормативного регулирования действий элит и создает потенциал общественно-политического напряжения и непредсказуемости.

3. В целом можно выделить два способа элитообразования – экономический капитал конвертируются во властные полномочия и, наоборот, властные полномочия трансформируются в экономический капитал. Однако «конверсия» властных ресурсов в экономический капитал имеет наиболее деструктивные и пагубные последствия, что выражается в коррупционных преступлениях должностных лиц. Они обуславливаются несоответствием между уровнем политического влияния и благосостояния конкретного лица. Это приводит к криминализации характера деятельности некоторых элитных групп и сращиванию их с преступными элементами. Вместе с тем, «подключение» элитными группами государственных силовых структур для разрешения конфликтных ситуаций между собой подрывает фундаментальные основы правоохранительной системы государства.

4. Четко прослеживается тенденция с позиции выстраивания субординированных отношений, следствием чего стал переход на публичное противостояние политических групп, который оказал значительное дестабилизирующее воздействие на общественно-политическую ситуацию.

5. Межэлитное взаимодействие может быть направлено либо на воспроизведение, либо на изменение существующего порядка их позиций. Стратегия взаимоотношения между различными элитными группами, прежде всего, обуславливается амбициями лидеров групп и их готовностью к компромиссу. Уровень внутреннего единства достаточно субъективен, поскольку имеются локальные внутриэлитные центры влияния и противоречия.

II. Потенциальные направления государственного регулирования неинституциональных политических групп

При определении целесообразности регулирования политических сил необходимо исходить из их объективной потребности сохранять свое доминирующее положение в обществе и приумножать свои ресурсы влияния. Однако государство незамедлительно должно вмешиваться в негативные межэлитные процессы, представляющие угрозу изменения конституционного строя или расшатывания основ политической системы. Ведь порой сверхвоздействие элитных групп достигает той степени, при которой достаточно сложно отделить зону ответственности государственной власти от сферы влияния элитных группировок. Современные возможности политических групп позволяют им манипулировать общественным сознанием и, при определенных обстоятельствах, узурпировать государственную власть.

Для недопущения этого необходимо выработать ключевые направления воздействия государства на неинституциональные политические группы. Эти меры должны предусматривать проведение перебалансировки властных полномочий в сторону усиления воздействия государства на элиты. Это позволит восстановить главенствующую роль государства в сфере обеспечения внутриполитической безопасности.

Государство на современном этапе должно функционировать в режиме «единого оператора», который:

Ø            формирует и реализует стратегическое видение внутриполитического развития на долгосрочной основе, определяет национальную программу демократизации и строительства цивилизованного гражданского общества;

Ø            задает основные параметры, образующих безопасную конфигурацию политической системы, расклад элитных группировок;

Ø            инициирует внутриполитические мероприятия, укрепляющие государственность, а также жизнеспособность государственных и гражданских институтов.

На основе изложенного предлагается принять меры, которые условно можно разделить на основные и вспомогательные.

2.1. Основные направления государственного регулирования политических сил

Первое. Режимы государственного контроля. Исходя от степени напряжения внутриполитической обстановки целесообразно установить конкретные режимы государственного контроля ситуации.

1. Координация:

Ø        осуществляется при развитии положительных тенденций, которые доминируют и формируют обстановку наиболее благоприятной социальной и общественно-политической ситуации;

Ø        со стороны регулирующего органа задаются определенные рамки политического маневра, создается «оперативный простор» для элит;

Ø        в этот период целесообразно проводить необходимые реформы, направленные на дальнейшее совершенствование механизмов регулирования политических сил.

2. Регулирование:

Ø        осуществляется при некотором осложнении социальной и внутриполитической обстановки в стране (выборы, референдум, забастовки, другие политические акции и мероприятия)

Ø        опосредованное вмешательство в ситуацию через подконтрольные общественно-политические структуры – политические партии и другие общественные объединения;

Ø        устанавливаются более тесные контакты с СМИ.

3. Управление:

Ø        осуществляется при появлении признаков политического кризиса в стране;

Ø        характеризуется прямым вмешательством государственных органов в общественно-политические процессы;

Ø        привлекаются силовые структуры для наведения порядка и озвучивания юридической оценки ситуации;

Ø        осуществляется интервенция властных институтов в экономическую сферу;

Ø        в результате произведения радикальных перестановок в верхнем эшелоне власти на смену им приходят т.н. кризисные менеджеры.

Данная мера позволит определить действия государства в случае изменения внутриполитической обстановки, вызванной поведением элит.

Второе. Модель взаимодействия «государство – элиты». Во взаимодействии с элитными группами представляется крайне важным гибкое маневрирование государственной власти, что обеспечит ей стратегическое превосходство.

Существующая модель перманентного сдерживания политических элит и лавирование между их интересами не справляется с задачами обеспечения общественно-политической стабильности. Уравнительное распределение ресурсов, периодическая ротация представителей различных групп, чередование их у центров власти не дают должного эффекта. В связи с этим актуализировалась проблемы дальнейшего укрепления системы внутриэлитных сдержек и противовесов.

На наш взгляд, на смену старой должна прийти модель  управляемого согласования интересов, которая характеризуется следующими параметрами:

Ø        новая модель должна сочетать ограничительные, стабилизирующие и  стимулирующие меры;

Ø        ужесточение условий функционирования и ограничение элит может осуществляться с целью недопущения усиления межэлитной диспропорции;

Ø        существенное расширение спектра политической работы с политическими силами страны и проведение консультации с ними будет направлено на их консолидирование, это, в свою очередь, должно укрепить внутриполитическую безопасность;

Ø        принятие мер по усилению роли политических партий будет стимулировать взаимодействие элит на партийно-политическом поле.

Даная мера позволит упорядочить коммуникацию государства с политическими группами на основе определения грани взаимного «интегрирования».

Третье. Модель межэлитного взаимодействия. В силу особенностей политического развития нашей страны, в Республике Казахстан сформировалась и прижилась модель конкуренции политических элит, которая временами перерастает в открытое противостояние. Однако с учетом интересов национальной безопасности наиболее приемлемой формой взаимодействия элит представляется межпартийная конкуренция. Она позволит:

Ø        выработать механизмы государственного регулирования элит;

Ø        выработать механизмы взаимного контроля и мониторинга элит;

Ø        задать рамки правового поля функционирования элит;

Ø        наладить открытые формы политического диалога и согласования позиций между элитами;

Ø        повысит уровень предсказуемости элит.

Даная мера позволит избежать необратимые последствия деструктивных действий элит и институционализировать их диалог.

Четвертое. Защита интересов национальной безопасности. В рамках правового регулирования межэлитного взаимодействия целесообразно задействовать механизмы, направленные против служебных преступлений и экстремистской деятельности во внутриполитической сфере.

1. Активное применение потенциала действующего Уголовного Кодекса Республики Казахстан, в частности, положения Главы 5 – «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства», а также нормы Главы 13 – «Коррупционные и иные преступления против интересов государственной службы и государственного управления»;

2. Внесение поправок и дополнений в Закон «О противодействии экстремистской деятельности» в части определения преступлений и правонарушений в сфере политического экстремизма;

Даная мера позволит пресечь противоправные действия элит внутри государственного аппарата и их попытки силового воздействия на внутриполитическую ситуацию.

2.2. Вспомогательные направления государственного регулирования политических сил

Пятое. Институционализация лоббизма. Неразвитость инфраструктуры легального политического влияния, по сути, канала коммуникации и артикуляции интересов элитных групп создает предпосылки для развития «теневой» лоббистской деятельности.

Законодательная регламентация процесса лоббирования имеет значительное преимущество, поэтому представляется целесообразным рассмотреть возможность разработки и принятия Закона «О лоббистской деятельности». Данный документ должен обеспечить следующее:

Ø        определение инициатора того или иного законопроекта;

Ø        установление сфер, где разрешается лоббирование корпоративных интересов и где это запрещено, при этом, запрещается лоббировать интересы отдельно взятых юридических лиц;

Ø        создание предпосылок для появления профессиональных лоббистов, которые на законной основе будут взаимодействовать с законодателями с целью более эффективного продвижения политического решения;

Ø        контролирование доходов лоббистов путем обязательного их декларирования.

Данная мера позволит выявить и регулировать скрытые и явные механизмы влияния элитных групп на государство, и придаст взаимоотношениям государства и элит более открытый и цивилизованный характер.

Шестое. Ограничение медийных ресурсов. Необходимо исходить из того, что современные возможности медиа-холдингов, наряду с грамотным применением политических технологий многократно усиливают негативный эффект при освещении той или иной внутриполитической ситуации. Нельзя исключать возможности того, что отдельные политические силы, имеющие существенные медийные ресурсы при формировании общественного мнения способны манипулировать им. Дальнейшие меры по ограничению медийных ресурсов элит могут предусматривать следующие требования:

1. Демонополизация сферы масс-медиа: принятие антимонопольных норм, регулирующих процесс концентрации и возможности конвергенции СМИ. Это является основополагающим условием для нормального функционирования и развития информационного рынка.

Поэтому представляется целесообразным рассмотреть возможность ограничения на владение СМИ, когда одно физическое или юридическое лицо могут владеть 50% одной масс-медиа, 15% второй и 5% третьей, либо иные комбинации владения. Следует учитывать, что право на учреждение СМИ ограничивается не столько необходимостью развития экономической конкуренции в медийной среде, сколько соображениями национальной безопасности.

2. Политический баланс и идеологический плюрализм в СМИ: при предоставлении эфирного времени партии или политическому движению для пропаганды их позиций медийная компания должна обеспечивать в рамках той же программы возможность для предоставления эфирного времени другой партии или политическому движению. В основу функционирования СМИ законодательно должны быть закреплены принципы нейтральности и непредвзятости, объективности и достоверности, идеологического и политического плюрализма при информировании граждан и освещении событий.

Даная мера позволит выработать единый подход при государственном регулировании функционирования СМИ и ограничить возможность манипуляции массовым сознанием.

Таким образом, с учетом изложенного, необходимо серьезно рассмотреть возможность институционального регулирования государством разнородные политические силы и их конгломераты.

Считаем целесообразным возложить регулирующие функции на Совет Безопасности.

Только решительные и системные меры в этом направлении способны восстановить конституционную законность и режим правопорядка в сфере внутриполитических отношений.

* * *

0
609
0