Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 772 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
07:02, 27 января 2011

Опережающее отражение будущего – региональное прогнозирование как восходящий тренд в исследовании перспектив Центральной Азии

Blog post image

Руслан ЖАНГАЗЫ

директор Центра регионального прогнозирования

 

Уважаемый господин Председатель,

уважаемые гости, преподаватели и студенты!

Позвольте начать свое выступление со слов благодарностей в адрес приглашенных гостей – экспертов по вопросам безопасности и сотрудничества в Центральной Азии, а также со-организаторов мероприятия – Институт современных исследований при ЕНУ им. Л.Н.Гумилева и Фонд им. Ф.Эберта.

Уверен, что научно-практическое сотрудничество Центра регионального прогнозирования с вышеназванными партнерами будет иметь долгосрочные перспективы.

По итогам работы экспертной панели мы ожидаем возобновления экспертной дискуссии, повышения его уровня и качества, а также пересмотра некоторых парадигм относительно развития Центральной Азии.

Надеюсь, что изложение основных тезисов своего доклада позволит задать «тон» предстоящей дискуссии.

Прежде всего, следует отметить растущий интерес экспертов к самому перспективному и в то же время неоднозначному региону Евразии – Центральной Азии. И это неслучайно.

Во-первых, согласно периодическим докладам международных и разведывательных структур, Центральная Азия в ближайшее десятилетие окажется в самой гуще геополитических событий, связанных с перераспределением могущества и ресурсов.

Во-вторых, геополитический «ренессанс» Центральной Азии сопровождается мощным информационным и аналитическим мониторингом со стороны мировых держав всех значимых процессов, протекающих внутри региона.

В-третьих, по периметру Центральной Азии с новой силой продолжает формироваться «дуга нестабильности» – это Афганистан, СУАР КНР, Иран, Каспийский регион. И что самое недопустимое – экспертное сообщество начало упускать из виду комплекс проблем, связанных с социально-политическими особенностями Ферганской долины. Важно, чтобы Фергана находилась под постоянным пристальным вниманием экспертов с тем, чтобы можно было выработать прогнозно-аналитические сценария его развития с учетом внешнеполитических устремлений глобальных и региональных игроков.

Какова же ситуация сейчас? Наблюдается некоторое упрощенное восприятие современных процессов в Центральноазиатском регионе. Практически все исследовательские центры нашего региона являются проблемно-ориентированными, тогда как в развитых странах широко представлены аналогичные структуры, специализирующиеся на применении определенного методологического подхода в своих исследованиях. Для них это своего рода «визитная карточка» и главная отличительная черта от множества подобных центров.

Не без гордости могу отметить, что эту нишу в Центральной Азии способен заполнить Центр регионального прогнозирования, который сейчас занял выжидательную позицию, чтобы подготовиться к осуществлению стратегии прорыва в аналитическое пространство. Этому есть объективные предпосылки.

Значимость будущего для человека связана с тем, что он всегда пытался предвидеть, предугадать, предсказать подстерегающие его опасности. Так, по мнению Краснова Б.И., существуют явления, будущего которых мы не знаем, но это будущее имеет важное значение для решений, принимаемых в настоящее время. Поэтому человек стремится мысленно проникнуть в это будущее. И естественно стремление человека снизить уровень этой неопределенности [1].

Необходимость управления неопределенностью будущего осознали еще в ранние исторические периоды. Прозорливость и проницательность правителей империй сегодня находит свое отражение в способности современных лидеров к стратегическому мышлению и долгосрочному планированию. Высшее руководство страны объективно ощущает потребность в качественной прогнозно-аналитической продукции. Ценность аналогичных знаний возрастает в агрессивной среде с изменчивым характером в условиях перманентно трансформирующихся вызовов и угроз национальной безопасности. Новое тысячелетие требует от государства постоянно смотреть вперед, разрабатывать вероятные сценария развития ситуации и, тем самым, поддерживать готовность к адекватному реагированию. Именно с помощью прогноза субъект управления может определить, какой из вероятных сценариев является наиболее оптимальным.

В зависимости от степени управляемости прогноз разрабатывается с целью:

Если процесс сохраняет свойства управляемости:

1) избежать вероятного развития нежелательного сценария;

2) ускорения вероятного развития событий в желательном направлении;

Если процесс вышел из под контроля:

3) приспособиться к неизбежному.

Тем самым представляется, что политическое прогнозирование – это больше чем просто аналитический инструмент, скорее, это система раннего обнаружения угроз. Развертывание полномасштабных прогнозно-аналитических исследований требует дорогостоящего оборудования и привлечение высококвалифицированных экспертных групп и научных коллективов. Подобное могут себе позволить международные организации и межведомственные разведывательные структуры ведущих государств мира. В наших же условиях проведение исследования в соответствии со всеми стандартами научного прогнозирования представляется проблематичным по ряду объективных причин.

Однако делать первые шаги в этом направлении уже нужно сейчас. Региональное прогнозирование способно сформировать научную модель будущего Центральной Азии, содействует определению современного статуса Казахстана и его перспектив в регионе, а также доминирующих трендов в соотношении сил.

В целом, процедура политического прогнозирования предполагает следующие основные стадии:

1. Предпрогнозная ориентация, включающая определение объекта, проблемы, задач, времени, рабочих гипотез и методов.

2. Определение прогнозного фона, то есть, выбор основных факторов, влияющих на развитие исследуемого объекта.

3. Прогнозная ретроспекция – исследование истории развития объекта.

4. Составление исходной модели, то есть, системы показателей. Параметров, отображающих структуру и характер политического объекта.

5. Прогнозный диагноз – исследование основных тенденций развития объекта.

6. Разработка прогноза политического объекта и его фона.

7. Оценка степени достоверности и постоянная корректировка выработанных прогнозов в связи с появлением новых, не учтенных ранее факторов и тенденций политического развития, отказ от неоправдавших себя вариантов [2].

В заключение хочу отметить, что неизбежное повышение геополитической роли Центральной Азии будет более динамичным и эффективным, если этим процессом будут управлять не извне, а самими государствами региона. Если же просто «плыть по течению», руководствуясь исключительно текущими нуждами и соображениями, как это бывает зачастую, усилия не приведут к желаемому результату.

Казахстан, будучи кровно заинтересованным в стабильности и процветании Центральной Азии, должен реально влиять на ее будущее путем формирования долгосрочных трендов нашего лидерства в регионе, все остальные крупные игроки вынуждены будут «подстраиваться» под заданные нами параметры. В этом и заключается задача-максимум для науки по интеллектуальному проникновению в будущее.

Уверен, становление регионального прогнозирования в Казахстане как неотъемлемого элемента стратегического планирования способствует тому, чтобы будущее стало лучше, чем настоящее.

Прогнозирование будущего, управление будущим и, наконец, создание будущего – единая неразрывная цепь национального успеха Казахстана и возрождения Центральной Азии в мировой политике.

Благодарю за внимание.

 

Литература:

1. Краснов Б.И. Политическое прогнозирование//Социально-поли­тический журнал.- 1994.- № 11-12.

2. Сергиев А.В. Предвидение в политике.– М., 1974.- С. 100.

 

(опубликован в сборнике материалов международного семинара "БЕЗОПАСНОСТЬ И СОТРУДНИЧЕСТВО В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В XXI ВЕКЕ: ЦЕЛИ, ПРИОРИТЕТЫ И ВЫЗОВЫ", Астана, 26 февраля 2010 г.)

Фото - luxfon.com

0
372
0