«Ювелирное искусство казахов"

Марина Котова 2011 M01 28
5009
1
6
0

Я выросла среди красоты, видела, как создаётся настоящее произведение искусства, и вот сейчас,с учётом накопленной информации и посетившей меня Музы-рассказываю... «Высшее искусство-это срез времени...

Я выросла среди красоты, видела, как создаётся настоящее произведение искусства, и вот сейчас,с учётом накопленной информации и посетившей меня Музы-рассказываю...

«Высшее искусство-это срез времени, замороженный на века», -говорили мудрецы. И мы убеждаемся в этом, когда рассматриваем поистине бесценные творения великих мастеров ювелирного искусства. Это искусство живет и сегодня. Свидетельством тому являются украшения современных  зергеров, невольно притягивающих взоры…

Все экспонаты ювелирных украшений тесно связаны с историей казахского народа и  отражают развитие национальной культуры, истоки которой уходят в глубь тысячелетий.

В отличии от других художественных промыслов казахов- резьбы по кости и дереву, производства кожаных  и гончарных изделий, произведения ювелирного искусства из бронзы, серебра и золота оказались  способными противостоять разрушительному действию времени и сохраниться до наших дней.

Поэтому именно в этом виде искусства наиболее полно и ярко отражены идеалы нашего народа, его вкусы, уровень художественных и материальных ценностей.

Изучая образцы работ зергеров прошлого, мы можем проследить линию развития народного ювелирного искусства с древнейших времен до наших дней.

Профессиональный уровень ювелирного дела был намного выше, чем другие виды казахского прикладного искусства, имевшие характер домашнего промысла. Это объясняется тем, что мастера ювелирного дела располагали определенным инструментарием, проходили длительное обучение.

Казахские ювелиры- зергеры ( «зер-зар» в переводе с персидского языка-золото)-передавали своё мастерство по наследству, тщательно отбирая себе последователей.

Мастера часто цитируют своего туркменского коллегу: « Если на этом свете будет хотя бы одна женщина,- ювелирное дело не угаснет».

Настоящему зергеру не достаточно освоить технику ювелирного дела, надо чувствовать душой и сердцем каждую деталь, которая придаст неповторимость, изысканность всему изделию в целом.

Одна из важнейших особенностей ювелирных украшений казахов состоит в том, что все они несут в себе не только декоративную, но и магическую, защитную функцию. Смысловым значением наделены и форма, и орнамент, и материал. На территории Казахстана с древнейших времен были месторождения меди, олова, и даже золота. Но, не смотря на это, излюбленным материалом казахских зергеров является серебро. В представлениях казахов этот металл обладает очистительными, оберегающими и магическими своиствами. Блеск серебра и его цвет ассоциировался у казахов с лунным светом. В их понимании Луна и серебро были тесно связаны между собой; металл они рассматривали как частицу ночного светила и наделяли его различными магическими свойствами.

Серебро присутствует и в древнем казахском обычае купания  новорожденного. Согласно народным поверьям, ребенок не считался полноценным человеком до тех пор, пока не проживет 40 дней с момента рождения. Это первый, и самый опасный период в жизни человека, когда его может постигнуть  любая напасть. И по прошествии этого периода совершался обряд купания младенца, во время которого в воду бросали серебряные кольца и монеты для уничтожения вредных организмов, произнося при этом : «Пусть дни ребенка будут светлыми, как серебро!»

Особую значимость в произведениях казахских ювелиров имеют не ценность материала, не сложность форм, и разнообразие технических приёмов, а прежде всего орнаментальный декор. Эта особенность отличает казахское национальное ювелирное искусство от европейского. Наиболее яркие примеры декора можно наблюдать в украшениях  «геометрического стиля», преобладавшего в Западном и Южном Казахстане.

Основой декора таких украшений являются геометрические фигуры (овал. Круг, треугольник, ромб, точки, кружки). Украшение должно было быть крупным и массивным: ожерелье доходило до пояса, массивные  перстни закрывали всю кисть руки. Контур всей структуры украшения обрамлялся сканью, орнаментальной лентой, что усиливало выразительность формы. Способы изготовления казахских узоров чем-то напоминают древнее японское искусство оригами, но кроме складывания разными способами материала, происходит еще и вырезание. При разворачивании такого «оригами» возникают весьма интересные узоры. Но нельзя сказать, что они случайны. В этих узорах проявляется своеобразный образный мир казахов…

Оцените пост

6
Дальше