Заключение о законности референдума

Заключение Общественного фонда "Хартия за права человека" на проект Закона РК "О внесении изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан" по вопросу о продлении полномочий первого...

Заключение

Общественного фонда "Хартия за права человека"

на проект Закона РК "О внесении изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан" по вопросу о продлении полномочий первого Президента РК путем республиканского референдума

1. Предмет исследования

Соответствие Конституции РК Проекта Закона РК "О внесении изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан" от 14.01.2011г. В частности, предлагается изменить:

1.     Часть вторую п.5 ст.42 - "настоящее ограничение не распространяется на первого Президента Республики Казахстан - Елбасы, срок президентских полномочий которого может быть продлен на республиканском референдуме";

2.     Пункт 4 ст.46 после слов "Первого Президента Казахстана" дополнить словом "Елбасы".

 

2.  Юридическая природа и последствия принимаемых поправок

Для определения соответствия Конституции принимаемых поправок имеет важное методологическое значение юридическая природа этих поправок и последствия как для самого субъекта обращения, так и для граждан Республики в целом.

В результате принятия поправки в п.5 ст.42  Конституции будут затронуты избирательные права граждан, поскольку возможность продления полномочий первого президента - Елбасы на референдуме подразумевает непроведение соответствующих выборов Президента РК. Как известно, избирательные права состоят из пассивных избирательных прав (право быть избранным, право выдвигать свою кандидатуру на выборные должности) и активных избирательных прав (право голосовать на выборах).  Статья 33 Конституции РК гарантирует избирательные права граждан РК. В частности, в п.2 ст.33 указано, что "Граждане Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме".

В Конституции предусмотрены положения об ограничении избирательных прав граждан по различным критериям и основаниям. Общими характеристиками данных ограничений являются:

3.     Они действуют  только в отношении небольшой группы лиц, четко указанных в Конституции (п.3 ст.33 - недееспособные, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда; п.2 ст.41 - граждане моложе сорока лет, не владеющие государственным языком, проживавшие в Республике меньше пятнадцати лет, не могут выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах; п.4 ст.51; п.3 ст.86);

4.     Они действуют только в определенный промежуток времени, указанный в Конституции (до освобождения из мест лишения свободы, до достижения возраста, указанного в Конституции, и т.п.)

Юридическая природа принимаемых поправок в п.5 ст.42 характеризуется нами как лишение избирательных прав граждан на неопределенный промежуток времени, поскольку количество референдумов по продлению полномочий не ограничивается. В отличие от ограничений избирательных прав, данные поправки  действуют на всех субъектов избирательного права и имеют неограниченный срок действия. То есть, имеют иную юридическую природу, нежели ограничения прав.

Таким образом, возможность продления полномочий Президента путем референдума является не просто ограничением избирательных прав граждан, а именно лишением таковых, поскольку в результате референдума все граждане республики лишаются на неопределенный период как пассивных, так и активных избирательных прав.

3. Соответствие Конституции

По Конституции РК, только  иностранцы лишены избирательных прав. Конституция РК не предусматривает возможности лишения пассивных и активных избирательных прав всех граждан Республики Казахстан.

Невозможность лишения прав человека (неотчуждаемость прав человека) также была закреплена ранее в Постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 28 октября 1996 года N 6/2 "Об официальном толковании пункта 1 статьи 4 и пункта 2  статьи 12 Конституции Республики Казахстан", где указано:  "Пункт 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан устанавливает: "Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных актов".

Согласно пункту 1 статьи 12 Конституции, в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы в соответствии с Конституцией. Это означает, что перечень прав и свобод человека гарантируется государством в пределах, установленных нормами Конституции Республики и соответствующими ей иными нормативными правовыми актами. Признание указанных прав и свобод человека абсолютными означает их распространение на каждого человека, находящегося на территории Республики Казахстан, независимо от его принадлежности к гражданству Республики. Неотчуждаемость прав и свобод означает, что прав и свобод, установленных Конституцией, человек не может быть лишен никем, в том числе и государством, кроме случаев, предусмотренных Конституцией и принятыми на ее основе законами. Указанные права и свободы человека, согласно пункту  2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов".

Действующий на момент принятия исследуемой  поправки в Конституцию Конституционный закон Республики Казахстан от 2 ноября 1995 года 2592 "О республиканском референдуме" в ст.3 указывает, что: Не могут быть предметом референдума вопросы:  1) которые могут повлечь за собой нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Международный пакт о гражданских и политических правах,  ратифицированный Республикой Казахстан, также запрещает  государствам лишать прав своих граждан. Статья 25 Пакта  гарантирует право голосовать и быть избранным на подлинных, периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. В п.1 ст. 5 Пакта указано, что:

1. Ничто в настоящем Пакте не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в настоящем Пакте, или на ограничение их в большей мере, чем предусматривается в настоящем Пакте.

В целом, Международный пакт устанавливает минимальный перечень прав человека, который государство обязано обеспечивать. Таким образом, Пактом также запрещено лишение прав.

Вывод

В силу того, что предлагаемые поправки в п.5 ст.42  Конституции по своей юридической природе и последствиям влекут лишение пассивных и активных  избирательных прав всех граждан Республики Казахстан,  такие поправки противоречат ст. 12 Конституции Республики Казахстан в части невозможности отчуждения прав человека, а также требованиям Конституционного закона Республики Казахстан от 2 ноября 1995 года 2592 "О республиканском референдуме" в части невозможности вынесения на референдум вопросов, которые могут повлечь за собой нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина.

18 января 2011 г., Алматы

www.adamkukyk.kz

Просьба, сделайте ретвит...

Оцените пост

0

Комментарии

0
после прочтения - сжечь) хочется блевать блевать блевать в режиме нон-стоп)
0
В газете бы опубликовать
0
Не читал. Изложите вкратце суть.
0
референдум нарушает права и свободы человека, поэтому неприемлем
Показать комментарии