Американская история Икс / American History X (1998)

Артемий 2011 M01 7
5748
28
4
0

«Ненависть — тяжелый багаж. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на зло. Оно того не стоит.» Дэнни Виньярд «Мы не враги, а друзья. Мы не должны быть врагами. Хотя узы нашей дружбы не всегда...

«Ненависть — тяжелый багаж. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на зло. Оно того не стоит.»

Дэнни Виньярд

«Мы не враги, а друзья. Мы не должны быть врагами. Хотя узы нашей дружбы не всегда прочны, они не должны порваться. Память об этой дружбе возьмёт своё, когда в сердцах с неизбежностью возобладают наши лучшие чувства.»

Авраам Линкольн

Собственно:
Дэнни Виньярд — американский подросток, живущий в бедном и бесперспективном районе Лос-Анджелеса, поделенном на части уличными бандами. Он молодой и активный член нео-нацистской группировки «Апостолы», которую до недавнего времени возглавлял его старший брат Дерек, отбывающий наказание в тюрьме за двойное убийство, и который со дня на день выйдет на свободу.
Видя, что подросток все глубже и глубже погружается в болото преступности на почве расизма, чернокожий школьный учитель Дэнни Свинни пытается образумить парня, предлагая написать анализирующее сочинение на тему его старшего брата Дерека — то, как он к этому пришел, чем все это закончилось, и почему.

***

Первый, и самый известный фильм англо-американского режиссера Тони Кея, который выступил в нем не только в качестве главы производства и первоначальной концепции фильма, но и оператором. Навскидку даже и не припомнишь, когда такое еще было — не только в том, что фильм стал всемирно известным, но и в том, что получил номинацию на «Оскар», практически культовый статус, и постоянное место в топе IMDb лучших кинолент.

Фильм, на мой взгляд, является лучшим в своей категории в которой затронуты такие современные проблемы общества как нацизм, расизм, политкорректность, слепой либерализм и подрастающее поколение, столь легко изменяющееся под влиянием сильной личности, имеющей свои, и только свои интересы.

Несмотря на свой возраст, который исчисляется с 1998 года, фильм не потерял ни капельки своей актуальности и злободневности: вышеперечисленные проблемы никуда не делись, а некоторые из них стали еще острее в своей опасности и разрушительности, тем более, что современные страны нашего общего мира становиться всё более многонациональными — а значит, и тема межрасового неприятия и социального неравенства становится всё сложнее, и трудноразрешимой.

«Американская история Икс» — это название сочинения, который по ходу действия фильма пишет Дэнни, и воспоминания из не так далекого прошлого, возвращаются к нему в виде не самых приятных черно-белых флэшбеков с подробностями становления личностей как Дерека, так и самого Дэнни.

Изумительно, как дилетант-режиссер, скрывающий свое имя под псевдонимом, смог сделать подобное кино — максимально честное, открытое, и затрагивающее огромный слой социальных проблем. В отличие от подобных продуктов на схожую тему, фильм Тони Кея не дает никаких ответов или лицемерно-высокой морали в массовом сознании в духе «давайте жить дружно». Кей не занимается этим морализаторством: фильм показывает нам часть жизни одной семьи и её срез, в которой мужская часть, начиная с малого, продолжает и заканчивает нечто большим — заражением идеи, которая на самом деле ничего не решает.

Не решает никаких проблем, и видимый успех — это всего лишь ослепление от проявленной ненависти. Понять это — вот центральная идея фильма, и героям это только предстоит.

Эдвард Нортон, сыгравший Дерека Виньярда, за роль получил номинацию на «Оскар» — но, к сожалению, не стал лауреатом, хотя было за что. Его герой — квинтэссенция всего того, что питает его банду и держит ее в постоянной озлобленности и готовности. Сильный, умный, жестокий, и невероятно харизматичный — он мгновенно становится непримиримым лидером, который медленно пытается очистить свой район от тех, чей цвет кожи или социальное положение не совпадает с его собственным. Незаконные эмигранты, чернокожие банды — это его цель, и от простых погромов, драк, или припугиваний, до двойного убийства, его отделяет всего одно — фатальное вторжение на его территорию.

Даже во время ареста после устроенной стрельбы тёмной летней ночью, он ни сколько не теряет в себе уверенности — он прекрасно знает, что когда выйдет, станет живой легендой, мессией и настоящим волком. Однако он не отдает себе отчета в том, что активно посеянное в семье начало расизма так сильно отразиться на его младшем брате. Да и ему самому придется пройти через многие круги ада, самые страшные из которых — в его собственной голове.

Его младший брат Дэнни не такой. В отличие от Дерека, который знает, зачем делает такое и который надеется на изменения в укладе, Дэнни не нужны знания — ему хватает всего лишь веры в то, что это правильно, и по-другому никак не выйдет и быть просто не может.

Он стал скинхедом не потому, что действительно питает ненависть, а потому, что старший брат стал для него олицетворением справедливости и правого дела. У него есть слепая вера в верности убеждений брата и своих собственных, сформировавшихся под сильным влиянием покровителя банды бритоголовых — Кэмерона Александра.

Хитрый и расчетливый, Кэмерон ядовитый «змей-искуситель», который для своих собственных целей использует прозомбированную молодежь, собранную Дереком вокруг себя до собственного тюремного заключения.

Несмотря на всё это, считать обоих братьев или местных чернокожих бандитов олицетворением зла совершенно неверно. Это значит смотреть фильм с неправильной позиции без понимания общей картины происходящего, а значит — ничего не поняв изначально.

Технически фильм сделан очень правильно — с высоким мастерством срежиссированная, снятая и смонтированная, драма «Американская история Икс» наотмашь бьет зрителя сначала в сердце, а потом в голову. Отдельные сцены, благодаря мощнейшей, как бомба, актерской силы Эдварда Нортона — врезаются в память и отдаются зловещим и жутким эхом где-то в глубине души. И если сцена за семейным обедом выглядит пренеприятнейшей в своей реалистичности бытовой склокой, то эпизод с расправой над взломщиком — «зубами на тротуар!» — просто перебивает дыхание почище большинства триллеров.

Отдельным словом хочу выделить композитора Энн Дадли, чья музыка к фильму с точностью передает все оттенки глубокой психологичности.

Резюмирую: это очень сильное и живое кино, которое, как я считаю, должен посмотреть каждый. Крепкая и трагичная драматическая история от сценариста Дэвида МакКенны с безупречными актерскими работами Нортона, Ферлонга и остальных — она может надолго заставить вас задуматься как о простых, так и о многих жизненных вещах.

Оцените пост

4

Комментарии

0
Зубы на бордюр, бля!
0
Хорошее кино. В те времена Нортон еще в чем попало не снимался)
0
Нортон крут. любит похоже зэков играть)

kiwi.kz
0
нортон отличный актер. а фильм просто шедевреальный. его надо показывать подросткам, что бы они задумались, стоит быть расистом-нацистом или нет. мне кажецца что эта лента способна повлиять на подрастающие умы. хотя может и нет... кто этих нациков знает. но посомтреть нужно обюязательно.
1
Отличный фильм...несколько раз пересматривала.
Показать комментарии
Дальше