СМОЖЕТ ЛИ «АСТАНА ОПЕРА» РАСТОПИТЬ СЕРДЦА АЛМАТИНСКИХ СНОБОВ

812odus 2014 M03 29
1775
1
4
0

Приближаются долгожданные гастроли театра «Астана Опера» в Алматы, в город, который станет первой остановкой в их первом мировом турне. Алматинцы – зритель, избалованный погодой, низкими ценами на фру

Приближаются долгожданные гастроли театра «Астана Опера» в Алматы, в город, который станет первой остановкой в их первом мировом турне. Алматинцы – зритель, избалованный погодой, низкими ценами на фрукты и культурным досугом, с показным равнодушием, но ждет гостей. На астанинской пресс-конференции Толеген Мухамеджанов несколько раз и тепло повторил, что главная академическая театральная сцена, несмотря ни на что, находится в Алматы – и тем самым вполовину уменьшил нашу боевую готовность раскритиковать все и вся еще до гастролей:) Тем не менее, друзья, отточим нашу осведомленность в том, что было, что вот-вот будет, и будет ли что-либо потом

В то время как «Астана Опера» использует наступательное продвижение на мировые сцены, в отношении репертуарной политики - театр более чем умерен, избирателен и пока не намерен экспериментировать. В этом ему помогает советник по творческим вопросам Уильям Грациози, музыкант и организатор проектов в сфере академической музыки и музыкального театра в Европе, который уже в течение длительного времени выступает консультантом казахстанских проектов культуры и искусства. Художественная дирекция признает, что на мировой сцене «Астана Опера» в ближайшей перспективе больше конкурентоспособен в балете, чем в классической опере, и поэтому гастролировать он намерен с классическими балетами и национальными операми, последних, к слову сказать, сравнительно немного, и написаны они, главным образом, на заре становления оперного театра в Казахстане.

К открытию в июне «Астана Опера» поставил национальную оперу «Биржан-Сара», которая будет его визитной карточкой (как опера «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди в алматинском ГАТОБ). Оперу Мукана Тулебаева российский постановщик Юрий Александров и музыкальный руководитель театра Абзал Мухитдинов существенно переложили – как партитуру, так и либретто. В день премьеры главные партии исполняли казанский тенор, солист Мариинского театра, Ахмет Агади и восхитительная Нуржамал Усенбаева. К 100-летию композитора опера «Биржан-Сара» была поставлена осенью и на своей родной сцене – в ГАТОБ, вместе с режиссером, худруком казахского драмтеатра им. Ауэзова, Есмуханом Обаевым. Да что говорить – оперу «Биржан-Сара» в 2013 году поставили в турецком театре оперы и балета г. Самсун на турецком языке! Роль Сары исполнила солистка из Татарстана, Биржана - солист театра г. Самсун, партию Жанботы - солист ГАТОБ Шахимардан Абилов, роль Алтынай сыграла солистка ГАБТ Узбекистана. И ожидается, что это не последняя постановка «Биржан-Сара» в тюркоязычных странах. В Алматы гастрольный спектакль будут исполнять А. Агади и сопрано Айгуль Ниязова, которые уже работали вместе - исполняли оперу «Аида», поставленную Ю. Александровым в 2009 году. Дирекции театров столь настойчиво уклоняются от каких-либо сравнений, что не пойти на гастрольный показ 4 февраля «Биржан-Сары» – просто невозможно.

Тем временем в «Астана Опера» готовят следующую постановку - «Кыз жибек» Е. Брусиловского, автора первых казахских опер. И уже сейчас – это событие. Так, театр объявил всеказахстанский кастинг на партию Кыз Жибек, и тем самым надеется открыть неизвестных молодых дарований, как это было в середине 1980-х со студенткой 5-го курса консерватории Нуржамал Усенбаевой, которая в результате такого же конкурса получила роль Кыз Жибек. Однако самое необычное заключается в том, что постановщиком оперы будет Франко Драгоне, итальяно-бельгиский театральный режиссер, который известен тем, что участвовал в создании театрально-циркового шоу Cirque du Soleil  и впоследствии стал лицом шоу в Лас-Вегасе, постановив для него «Mystère» и «О». В конце 90-х Драгоне работал с Л. Фабиан и ставил шоу выступления С. Дион в Колизее отеля «Цезарь Палас» на его открытии в Лас-Вегасе; не менее известны и его последние театрально-цирковые шоу в Макао и ОАЭ. Как рассказывает Толеген Мухамеджанов, изначально с Драгоне обсуждали постановку «Волшебной флейты» Моцарта. Но на последней встрече, во время декабрьского дебюта Драгоне в качестве оперного режиссера «Аиды» в старейшем европейском Teatro di San Carlo (намного старше La Scala и La Fenice), он выразил желание принять участие в национальной постановке – и 2 февраля ожидается его первый визит, а премьера запланирована на апрель 2015 года. Директор театра уверен, что имя Франко Драгоне позволит не приоткрыть, а широко распахнуть театральные двери для казахстанской национальной оперы. Сложно представить, каковым окажется видение национальной легенды о любви у постановщика современных шоу.  Однако в его пробной «Аиде» специфические театральные решения (канаты, вуали, проекции и т.д.) поражают не настолько, насколько можно было бы ожидать. В этом можно убедиться – буквально пару недель назад один итальянский любитель музыки выложил на youtube все 4 акта «Аиды» Драгоне в телеверсии RAI 5.

Однако, что касается пропуска на мировые сцены, то «Аттила», поставленная к международной презентации театра, а именно, уровень ее постановки, участие в ней мастеров мирового искусства, в том числе и нашего хора, который гости хвалили больше всего, и ее зрелищность уже сегодня позволяют гастролировать по миру. Гергиев сразу после генеральной репетиции пригласил выступить с «Аттилой» в Мариинском. Конечно, нельзя не увидеть, что ведущие партии в опере исполняли солисты Мариинки, а за дирижерским пультом стоял сам Гергиев. Тем не менее, путь в Европу для нового театра «Аттила» уже открыла.  И Мариинский станет второй остановкой «Астана Оперы» в их первом мировом турне.  Вместе с «Аттилой» в начале марта (8-10 марта 2014 года) в Петербург едут «Биржан-Сара» и балет «Спящая красавица», который в 1890 году был там впервые поставлен. Но если в «Аттиле» снова будет дирижировать маэстро и ведущую партию исполнять Ильдар Абдразаков, то «Спящую» исполнят исключительно казахстанские артисты! И, возможно, после этих спектаклей разборчивые петербуржцы будут говорить не о своих артистах, а о наших постановках (что, на самом деле, больше пугает – у петербургских, как и московских, театральных критиков превосходная степень профессиональной злобности:)

Балетный репертуар – это еще более интересная история «Астана Оперы». К сегодняшнему дню в его репертуаре уже 3 балета: «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта» и «Роден», и два последних везут к нам. Сценографическая грандиозность «Спящей» и «Ромео» захватывает дух, а «Роден» поражает режиссерской изобретательностью. Однако по порядку.

В поэме-сказке «Спящая красавица» на музыку Чайковского, которую также поставили к открытию театра, ощущение, что в спектакле принимает участие вся балетная труппа, в которой под 90 человек. Легендарный Юрий Григорович, с которым казахстанские театры давно сотрудничают, привез в Астану укороченную двухактную (в оригинале их 4) редакцию, созданную в 2011 году на открытие Большого после его реконструкции. Для создания декораций и костюмов была приглашена итальянская команда во главе с супружеской парой, сценографом-постановщиком Эцио Фриджерио и художником по костюмам Франко Скуарчапино, с которыми Григорович ставил «Спящую» не только в Большом, но и в Варшаве. В прошлом актриса, а затем художник, Скуарчапино в 1990 г. получила Оскар за костюмы в фильме «Сирано де Бержерак», а затем еще несколько премией «Сезар» от французской киноакадемии. Фриджерио создает декорации к этому балету не в первый раз – он ставил «Спящую» и в La Scala и в Grand Opera. И говоря об итальянских художниках с их врожденным театральным видением эпохи, невозможно не вспомнить, что одна из послевоенных постановок Григоровича «Спящей» была полностью белой – все костюмы были белыми и имели черную окантовку. По словам петербургских театралов, это было настолько красивое зрелище, насколько и скучное, поэтому, как рассказывают, костюмы быстро сделали цветными. Мог ли тогда Григорович думать, что дойдет до рококо! В «Астана Опере» создали дворцовый интерьер 18 века, того времени, когда Ш. Перро написал сказку. Барочные декорации могли бы отвлекать внимание от самого спектакля, если бы не приглушенные цвета костюмов, богатство которых, скорее, в мелкой золотой отделке, которые, с одной стороны, на себе не фокусируют, с другой – абсолютно соответствуют общему антуражу.  Франко Скуарчапино даже пыталась воссоздать тонкие исторические различия в отдельных костюмах, которые, как ей кажется, были необходимы, - ведь принцесса проспала 100 лет! И хотя спектакль сократился и изменился весь его облик, хореография главных партий осталась неизменной, что  означает, что блеснуть в нем сможет любая Аврора и любой Дезире Григоровича! Если Вам не удалось посмотреть казахстанскую трансляцию спектакля, то постановка Большого 2011 года доступна на сайте грузинского балетного подвижника www.balletoman.com, а разговоры о костюмах к «Спящей» Начо Дуато в Михайловском (2011) - на петербургском www.iskusstvo.tv.

«Ромео и Джульетта» еще один, как и «Спящая красавица», балет, лидирующий по количеству постановок и ежегодных исполнений - и «Астана Опера» могла выбирать из множества гениальных ту, которая, с одной стороны, будет классической, с другой – еще более интересной, чем знакомая и любимая версия Григоровича, с третьей – востребованной с точки зрения будущих гастролей. И, как им кажется, таковую они нашли в редакции Шарль Жюда, директора балетной труппы Большого театра Бордо. Жюд работал со множеством хореографов классического и современного балета. Но что более интригует, что Жюд как артист участвовал в нескольких(!) постановках этой истории любви, в том числе у Дж. Кранко, Витторио Бияджи, К. МакМиллана, Ю. Григоровча и Р.Нуреева. Не менее завораживающе звучит и то, что с Нуреевым над его «Ромео» работали художники Эцио Фриджерио и Франко Скуарчапино. Жюд находит версию Нуреева самой интересной, она, по его мнению, особенно хорошо передает дух Италии, что достигается множеством мимансов. Но Шарль старается избегать прямых сравнений с постановками, в которых участвовал. Танец не стоит на месте, говорит он, уже нет недостатка в артистах мужчинах, увеличиваются возможности человеческого тела и самой хореографии. Однако чего он не отрицает, так того, что Нуреев оказал на него как хореографа заметное влияние. Сказывается и длительный период (более 20 лет) совместной работы и то, что именно Нуреев ввел его в число хореографов. В своей версии «Ромео и Джульетты» Жюд постарался максимально приблизиться и к партитуре Прокофьева, и к произведению Шекспира, но все же отошел от художественного текста, в самом конце, когда Джульетта просыпается не после того, как Ромео умирает, а застает его еще живым – по мнению хореографа, это повышает уровень драматизма. Говоря о хореографической технике постановки, Шарль Жюд не скрыл, что классическая хореография нередко перемежается с неоклассикой и техникой модерн – он, как и Нуреев, пытался наполнить движением каждый звук. Алматинские взыскательные любители балета уже готовятся, как этого можно ожидать,  с театральной болью встретить новое прочтение любимого балета, но не менее очевидно и то, что 8 февраля они ни за что не рискнут пропустить, возможно, лучшую версию «Ромео и Джульетты».

Каким бы приверженцем классического балета не была старая театральная школа, администрация «Астана Опера» понимает, для того чтобы быть актуальным – в репертуаре нужно иметь спектакли в стиле современной хореографии, даже если этого требуют, скорее, больше артисты, чем зрители. Выбранный современный балет «Роден» стал для первых не столько новым спектаклем, сколько воплощением мечты балетной труппы «Астана Опера» о работе с Эйфманом. Однако и для почитателей Эйфмана «Роден» - нечто большее, чем новый спектакль. Ко времени начала работы над «Роденом» Борису Яковлевичу концептуальная и хореографическая эстетика своего театра, а также настойчивость позволили получить и свою сцену, и свою учебную академию, - но после всех успехов у него оставалось, о чем волноваться. После сильнейшего в 2005 балета «Анна Каренина» созданные два последующих, «Онегин» и «Чайковский», были по-прежнему ярки и искусно срежиссированы, НО в них не было силы последней сцены «Карениной», сцены поезда, которая делала мощным и незабываемым весь спектакль. Рассказывать об этом с улыбкой, кажется, удается Эйфману только после «Родена». Для последней работы он нашел не только сильную историю, но и верные режиссерские решения, которые, дают зрителю почувствовать всю глубину трагедии и художника, которому суждено любовь не отдавать, а только брать (чтобы вложить ее в шедевры), и остро дадут прочувствовать две другие – трагедии любящих его женщин. Но, разговаривая со зрителем, Эйфман фокусирует все внимание не на театральных решениях, а на психологизме, глубине и тонкости его передачи артистами, утверждая, что множество скульптур, появляющиеся в ходе повествования (а по сути – его режиссерские решения) вторичны. Но, дорогой зритель, - не верьте, - если вы потратите время, чтобы восстановить в памяти известные работы Родена и Клодель – то во время спектакля 10 февраля вы получите невероятное удовольствие узнавать эти работы, и не только в скульптурах, но и в рисунке танца!!!

Осенью этого года в «Астана Опере» планируется еще одна постановка Эйфмана - балет на «Реквием» Моцарта, премьера которого состоится весной на сцене итальянского Сан Карло.

Однако какими бы яркими ни были оперные и балетные спектакли - как минимум половина этих красок - заслуга симфонического оркестра «Астана Опера» под управлением Абзала Мухитдинова и Камерного хора под управлением Ержана Даутова. Их коллективы, возможно, наиболее именитые в театре. В то время, когда балетные и оперные труппы только собираются получить Имя в мировых турне - симфонический оркестр ГТОБ уже его имеет и совершает интернациональные музыкальные поездки. Так, из последних, в рамках казахстанско-итальянского проекта «Festa dell Opera Mediterranea» летом 2013 года он совместно с итальянскими певцами дал 6 концертов в трех сицилийских городах. А Камерный хор задолго до проекта «Астана Опера» не раз доказывал свой мировой исполнительский уровень, как, например, это было в 2012 году, когда он получил золото на Китайском международном хоровом фестивале, где участвовали около 140 коллективов из 66 стран. Их гастрольные концерты не сможет пропустить ни один любитель классической музыки. Вторую симфонию Рахманинова и концерт Чайковского для скрипки с оркестром симфонический оркестр 5 февраля будет давать с нашим испанским соотечественником Ержаном Кулибаевым, который будет играть на скрипке Антонио Страдивари. А хоровой коллектив «Астана Опера» 7 февраля исполнит лучшие произведения  русской, европейской и национальной хоровой музыки.

 

Пожалуй, на этом можно было бы и остановится, внимая читателям, разгневанных от взбитых сливок с пузырьками  шампанского, пропитавшими текст:), но упомянем, что за недолгих полгода существования театра «Астана Опера» у многих его солистов уже случились и конкурсные победы, и громкие сценические успехи. Оперная солистка Салтанат Ахметова, в ноябре 2013 г. на немецком конкурсе вокалистов «Neue Stimmen», где Казахстан принимал участие впервые, вошла в число 9 победителей и выиграла специальный приз. А на Международном конкурсе оперных певцов на сцене Arena di Verona три(!) казахстанских солиста получили первые места (Сундет Байгожин, баритон, Медет Чотабаев, тенор) и лауреатство (Альфия Каримова, сопрано). Призовые места позволят им в марте 2014 года исполнить главные мужские партии в опере «Богема» на Arena di Verona, и там же Альфия примет участие в опере «Мария Стюарт». Вероятно, после такого успеха итальянцы всерьез заинтересовались казахстанской оперной школой, и поэтому стоит отметить, что для Медета Чотабаева и Альфии Каримовой ГАТОБ им. Абая – тоже родная сцена.  Победителей можно будет услышать в программе «Рождение театра» гастрольного гала-концерта, который состоится 6 февраля.

Балетные тоже засветились. Айгерим Бекетаева, которая будет исполнять партию Камиллы Клодель в спектакле «Роден», и Таир Гатауов, принц из «Ромео и Джульетты», в марте 2013 года на Международном конкурсе артистов балета им. Р.Нуреева получили награды – Айгерим заняла 3 место вместе с казахстанским артистом Яссауи Мергалиевым, а Таир получил диплом. Еще через 2 месяца Айгерим на Международном конкурсе артистов балета и хореографов получила почетный диплом вместе с другим казахстанцем Эльдаром Сарсембаевым.

В сентябре прошлого года Таир и его Джульетта, Мадина Басбаева, участвовали в открытии сезона Театра Елисейских полей в гала-концерте «Звезды мирового балета XXI века», в котором исполнили отрывки из «Пламени Парижа» и «Тщетной предосторожности» (исполнители в финальном выходе). По заметкам в парижских газетах, можно было подумать, что будто на Гала кроме открытого там в 2007 Данила Симкина никто больше и не выступает (даже его партнер Яна Саленко), однако  журнал Valeurs Actuelles уже в анонсе предвосхитил, что в программе будут «малоизвестные», но «захватывающие открытия», «superbes» Мадина и Таир. И Мадина после того Гала уже несколько раз исполнила партию Джульетты в Театре Бордо.

Если вы активный театральный путешественник и хотите вживую посмотреть на реакцию зрителей театров, приглашающих «Астана Оперу», то после Алматы и Санкт-Петербурга "Астана Опера" планирует исполнить оперу «Биржан-Сара» в лондонском Королевском театре (Ковент-Гарден). И продолжаются переговоры с Карнеги-Холл, Нью-Йорк, где театр предполагает дать гала-концерт с участием своих звезд.

В 2014 году, как и в 2013, пополнение репертуара в новом театре по-прежнему останется задачей №1. На радость всем поклонникам в "Астана Опере" оперные и балетные премьеры будут происходить чуть ли не ежемесячно: на 2014 год запланировано 8 премьер - 5 балетов и 3 оперы. Так, помимо «Реквиема» Эйфмана, театр планирует поставить балеты «Лебединое Озеро» П.И. Чайковского, где постановщиком выступит художественный руководитель их балетной труппы Турсынбек Нуркалиев, а также «Жизель» А. Адана, «Спартака» А. Хачатуряна и «Карагоз» Г. Жубановой. Из опер поставят «Тоску» Дж. Пуччини, «Аиду» Верди, и ведутся переговоры о постановке «Волшебной флейты» В. Моцарта. Декорации к «Аиде» везут из La Scala, об их создателе Франко Дзеффирелли говорят с придыханием, а его самого иначе как «Великим Франко» не называют. «Аида» Дзеффирелли известна не только тем, что была поставлена в 2006 после длительного перерыва, но и невероятным количеством задействованных в спектакле артистов, а также тем, что билеты на все спектакли были раскуплены в течение дня. Даже по коротким отрывкам в youtube можно оценить масштаб декораций, а если хорошо поискать, то можно найти и полную версию...  После казахстанской премьеры «Аиду» везут на гастроли в театр Сан Карло…

Из других анонсированных событий – приуроченные ко Дню Столицы гастроли театра La Scala на сцене «Астана Оперы». Итальянцы везут балет «Дон Кихот» Л. Минкуса в редакции Рудольфа Нуреева. Приедет ли к нам Захарова – нуреевскую Китри она исполняет, но упоминаний о «Дон Кихоте» в репертуаре других этуалей, Болле и Мурру, мы не нашли… 4 спектакля будет дано с 30 июня по 4 июля, и билеты (Т500 – Т30 000) уже поступили в продажу. На гастрольной пресс-конференции 10 февраля Т. Мухамеджанов заметил, что четверть билетов уже продана и советует не опоздать с их приобретением. В связи с чем к нему возникли вопросы о возможности онлайн-покупки, на что был получен ответ, что работы в этом направлении активно ведутся, но дату запуска сервиса он так и не назвал…

Определена дата гастролей Мариинского театра, они начнутся 2 октября. Их программу ни одна сторона пока не называет.

Если вы, читатели, уже порядком устали от блеска северной сказки, то по-быстрому скажем, что репертуарные планы театра следующих сезонов не менее содержательны. В 2015 году «Астана Опера» осуществит совместную постановку оперы Джакомо Пуччини «Турандот» с итальянским театром Сан-Карло, и тогда же состоятся обменные гастроли. Театр также планирует поставить и национальный балет - «Фрески» Т. Мынбаева. В качестве режиссера первоначально назывался  Анжелен Прельжокаж (который приезжал и в Астану и Алматы с весьма неоднозначными "Ночами"), и велись переговоры с Парижской национальной оперой, чтобы исполнить этот балет на обеих его сценах (Оперы Гарнье и Оперы Бастилии). В 2015-2016 гг. «Астана Опера» планирует выступить на сцене Венской оперы, и надеется на участие в одной из своих будущих постановок выдающегося дирижера Риккардо Мути(!). На «Экспо-2017» ожидается приезд La Scala, Covent Garden, Большого и Мариинского театров.

 

И зная, что у вас все же остались силы задать вопрос, а насколько все так чудесно, как кто-то пытается в этом убедить, то, действительно, трудно поверить, что 13 лет назад в эту холодную, ветреную (произносится с гримасой боли на лице) Астану из комфортного теплого Алматы добровольно-принудительно:( приехала команда и стала создавать театр, верила в этот Проект, а сейчас сохраняет ощущение, что это только начало. Однако сказка была бы фальшивой, если бы мы не упомянули, как Турсынбек Абдыбаевич, руководитель балетной труппы, покрикивая и подбадривая, ходит за каждым своим подопечным, а Ержан Даутов, устало взмахивая рукой, говорит хору совсем не то, что о хоре журналисты:).  Как Абзал Мирасбекович предлагает своему оркестру новые формы выступлений, чтобы им, как и другим коллективам, было интересно работать, как Толеген Мухамеджанович буквально просит журналистов побывать на репетиционных спектаклях, как отдел маркетинга сбивается с ног, чтобы продать последние 100 билетов и заполнить зал, в то время как пресс-служба рассказывает, что театральный досуг уже вошел в столичную моду…

 

Ну, и наконец перейдем к самому популярному среди всех вопросу-восклицанию, во сколько же все это обходится. Этот вопрос из тех, на который можно убедительно ответить, но все становится куда убедительнее, когда зрителя захватывает представление, когда он не верит в возможность увиденного мастерства, когда он попадает в другое измерение, когда «а сколько?» волнуют меньше всего – и это ответ. Однако что будет волновать алматинцев во время гастролей "Астана Опера" и после них - это все же пока вопрос:))

Оцените пост

4

Комментарии

0
Попробуйте, растопите мое сердце! Я вся горю в предвкушении.
Показать комментарии