Yvision.kz
ru
Экономика 
1 097 жазбалар328 тіркелуші
Посты о мировом состоянии экономики и крупнейших компаниях мира влияющих на нее.
  • 0
    06:48, 14 маусым 2024

    Состоялось заседание Рабочей группы по рассмотрению петиции по вопросам утильсбора

    undefined

    На площадке Министерства промышленности и строительства РК прошло заседание Рабочей группы по рассмотрению петиции касательно утильсбора.

    В состав Рабочей группы вошли депутаты Парламента РК, вице-министры министерства промышленности и строительства, экологии и природных ресурсов, сельского хозяйства, представители министерств внутренних дел, культуры и информации, национальной экономики, цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, АО «Жасыл Даму», ОЮЛ «Казахстанский автомобильный союз», ОЮЛ «Союз промышленных инвесторов Казахстана», «Союз независимого бизнеса Казахстана», а также инициаторы петиции из числа представителей ассоциации «Республиканский союз промышленников вторичной металлургии», независимого автомобильного союза и ОФ «Әділдік үшін».

    Открывая заседание, вице-министр отметил, что петицию подписало 50 тысяч человек, и важно ее рассмотрение проводить в конструктивном ключе ― для эффективного обсуждения и выработки решений, которые отвечали бы интересам всех сторон.

    Инициатор петиции в своем выступлении рассказал о влиянии утильсбора на отрасли экономики, в частности автопром, производство строительной, дорожной и спецтехники.

    В ходе дискуссии во время заседания его участники коснулись темы прозрачности распределения средств, собранных через процедуру утилизационного сбора, а также перспективы развития казахстанского автопрома и его нынешнее положение.

    В частности, представители компаний-производителей высказали беспокойство по поводу сокращения рабочих мест, в случае, если утильсбор будет отменен. Они напомнили, что в отрасли автомобилестроения и на смежных производствах трудится огромное количество работников, в настоящее время обеспеченных стабильной и конкурентной заработной платой, социальным пакетом и возможностью повышения своей квалификации.

    Закрывая заседание, Олжас Сапарбеков отметил, что в первую очередь его участники обсудили текущие изменения и перспективы утилизационного сбора. Кроме того, был утвержден график предстоящих поездок членов Рабочей группы на заводы в регионы. Члены рабочей группы посетят ТОО «КАИК», ЧК «Kazrost Engineering LTD» и АО «КАМАЗ-Инжиниринг» в Кокшетау, ТОО «Hyundai Trans Auto» и ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan» в Алматы, ТОО «СемАЗ» и ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan» в Семей, а также ТОО «СарыаркаАвтоПром», ТОО «Машиностроительный завод МТЗ-Казахстан» и АО «Агромашхолдинг KZ» в Костанай.

    undefinedundefinedundefinedundefined

    0
    242
    0
  • -1
    05:35, 13 маусым 2024

    "Қазақстан темір жолы" тонет в ручном управлении, коррупции и отсутствии цифровизации - глава ВАП

    Наша железная дорога неконкурентоспособна»: депутаты подняли проблемы КТЖВчера, на заседании Мажилиса шеф Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов рассказал о критической ситуации в КТЖ. Так, по его словам, миллиарды бюджетных средств уходят в никуда, пока пассажиры страдают в антисанитарных вагонах.

    Он также сообщил о вопиющих проблемах в работе национального перевозчика. Планирование и управление движением поездов осуществляется фактически вручную, что создает высокие коррупционные риски. Из-за этого подвижной став используются неэффективно, а порожний пробег достигает 39%.

    При этом ключевые информационные системы управления перевозками устарели еще с 80-х - 2010-х годов, а новых решений до сих пор нет. Более того, права на доработку этих систем принадлежат иностранным разработчикам, а не самому "Қазақстан темір жолы".

    Не лучше обстоят дела и с пассажирскими перевозками. Выделяемые государственные субсидии распределяются непрозрачно, а часть перевозчиков годами получают их в полном объеме, в то время как другие - лишь частично. В результате накопился долг в 65 млрд тенге. При этом парк пассажирских вагонов давно устарел, а санитарные нормы не соблюдаются.

    Пилотный проект по доступу частных перевозчиков на магистральную железнодорожную сеть, действующий с 2018 года, не принёс ожидаемого эффекта и привёл к потерям доходов КТЖ.

    Тарифы частных ж/д перевозчиков грузов завышены. В отдельных случаях на 32 %. В том числе за счёт включения затрат, которые фактически не производятся. А это значительно влияет на стоимость перевозки товара для конечного потребителя.

    По его словам, необходимо рассмотреть целесообразность дальнейшей работы частных железнодорожных перевозчиков.

    Аудиторы пришли к неутешительному выводу: без кардинальных реформ управления "Қазақстан темір жолы" никакие точечные решения не помогут вытащить отрасль из кризиса. За последние 4 года на развитие железных дорог было направлено 2 трлн тенге, но миллиарды ушли в трубу из-за коррупции, неэффективности и устаревших технологий.

    -1
    337
    0
  • 0
    11:54, 11 маусым 2024

    Государство и бизнес в Казахстане: - "не дают, нельзя и нету"

    Карикатуры про бизнес. Подборка от 01.06.2020Спросите любого бизнесмена, какие у него претензии к государственной политике в экономике, что ему мешает развиваться. Я попробовал уже не раз. Ответы разные. Но я их дистиллировал в три слова в заголовке, пишет известный экономичст Алмас Чукин https://www.facebook.com/almas.chukin

    "Госорганы и госкомпании своими действиями не дают свободно развиваться и конкурировать. То лезут в зрелый рынок (пример развитие складов), то раздают кредиты не тем, то не так раздают госзаказы.

    Вторая группа жалоб – в широком смысле "низяя". Тысячи регулятивных требований, которые либо не имеют смысла, либо невыполнимы, и тысячи чиновников, которые всегда могут прийти и проверить, и наказать.

    Ну и третья – нету ресурса. Государство должно всем и всё. И всего не хватает – от подключения к электросети до подготовленных трудовых кадров. Нет земли, нет воды, нет энергии, нет людей, нет дорог, нет вагонов, нет удобрений и вообще ничего нет.

    В плане экономических реформ, президент выпустил важный документ – указ о либерализации экономики. Указ небольшой, но для меня он гораздо важней длинных программ, которые обо всём и ни о чём.

    Я говорил и буду говорить, что государство должно прекратить быть игроком, а должно быть тренером. Общество должно быть заказчиком, а не подрядчиком. Государство не создаёт денег, все деньги государства это наши деньги, которое государство изъяло от нас и тратит за нас.

    Конечно, в нашей стране надо понимать, что есть большая специфика в виде природной ренты. Добрая половина доходов казны не создаётся нами никак. Природа миллионы лет назад заложила в недра всякие ресурсы вроде нефти и металлов, которые мы сейчас добываем с помощью иностранцев. Достаём мы нефть за 10 долларов, довозим за 20 до Роттердама, возвращаем кредиты за стройку и прибыль инвесторам, ну и остаётся от 80 долларов когда 20, иногда 30 долларов с барреля в бюджет. А там или прямо, или через Нацфонд, деньги текут в экономику.

    Но главная продуктивная сила страны в людях. И если мы не разовьём реальную экономику, не построенную на освоении роялти с ресурсов, будущее у наших детей может стать сложным. Президент в своём указе дал самое главное – правильное направление. Среди целого ряда регулятивных тонкостей про всякие приватизации и независимых директоров, я нашёл главный тезис.

    И я бы вообще этот указ согласился бы считать исполненным только за эти три параграфа:

    – до 31 декабря 2027 года обеспечить поэтапную отмену максимального количества норм законодательства Республики Казахстан, прямо или косвенно ограничивающих свободу формирования цен и тарифов, за исключением монопольных рынков.

    Цена – это всё. Цена – это сигнал всем участникам рынка и главный регулятор рынка. Не трогайте цены и рынок отработает как надо. Не сразу, не все будут довольны, но так работает рынок. Никто пока, к счастью, не регулирует цены на кафе, парикмахерские или гостиницы. И всё ровно. Сектора растут и в Ритце полно народу и в хостелах. А установите предельную цену, и тут же начнутся брони и договорняки по поводу попадания в 5 звёздные отели.

    Вторая, связанная с этим ключевая проблема.

    – до 31 декабря 2029 года поэтапно исключить кросс-субсидирование тарифов внутри и между отраслями экономики (услуги электроснабжения,водоснабжения и водоотведения);

    – до 31 декабря 2025 года обеспечить практическое применение стимулирующей методологии тарифообразования в целях привлечения частных инвестиций и повышения инвестиционной привлекательности сфер естественных монополий с контролем качества предоставляемых регулируемых услуг.

    Не все наверное в курсе, что самые высокие тарифы за электроэнергию у нас платят бюджетники – школы и госучреждения. Как так получилось? А держали тарифы, а за школы платит бюджет, ну давайте там и спрячем неэффективное регулирование. По науке называется кросс-субсидирование, а по-простому одни платят за других. Тарифы на базовые услуги очень больная тема – они сидят в расходах у всех и эту проблему надо решать ответственно.

    Отсюда третий и очень важный пункт. Никакая реформа не принесёт успеха, если люди не будут понимать и чувствовать пользы от неё. Лозунг – мы вам поднимем цены, чтобы вы жили лучше, – как-то не очень работает. Поэтому важный пункт:

    – до 31 декабря 2024 года проработать вопросы запуска эффективного механизма компенсационных мер для граждан, а также предоставления государственной адресной социальной помощи и жилищной выплаты по оплате коммунальных услуг с использованием цифровых технологий.

    Заранее надо выработать механизмы адресной поддержки тех, кому нужна помощь.

    В общем, непростая задача, но время пришло, и пришло ещё вчера. Есть в указе и положения, которые я бы сделал острее. Самрук, на мой взгляд, нуждается в глубокой концептуальной смене идеи, улучшить его в этом виде невозможно. Он не тем, и не так занимается".

    0
    268
    0
  • 1
    05:35, 03 маусым 2024

    Автопарк Казахстана стареет: каждый четвёртый автомобиль "в возрасте" от 10 до 20 лет

    Снижение налога на старые авто рассматривается в КазахстанеПо состоянию на 1 апреля число легковых автомобилей в Казахстане выросло на 15,9% за год, до 5,4 млн, сообщает Energyprom.kz.

    Количество "легковушек" увеличилось на 16,6% (до 4,8 млн), грузовиков – на 10,4% (до 533,1 тысячи), автобусов – на 13,8% (до 110,7 тысячи). Число авто с двигателями объёмом от 1500 до 2000 см³, самыми популярными в стране, выросло на 13,6%.

    Численность машин на бензине стало больше на 15,4%, - 4,4 млн. Число электрокаров выросло в 4,8 раза, до 9,3 тысячи. Автомобилей старше 20 лет – на 6,9% (до 2,5 млн), от 10 до 20 лет – на 24,4% (до 1,3 млн).

    При этом количество авто возрастом от 7 до 10 лет увеличилось на 5,7% (до 671 тысячи), а от трёх до семи лет – в 3,2 раза, до 633,8 тысяч. В то же время машин, которым не более трёх лет, насчитывалось 328,4 тысячи – на целых 14,6% меньше, чем годом ранее.

    1
    367
    0
  • 1
    05:12, 31 мамыр 2024

    C Казахстана и казахстанских перевозчиков сняли все ограничения на полеты в Евросоюз

    Эйр Астана» начнет выполнять рейс Алматы-Париж с июня 2020 года — Business  FM KazakhstanC Казахстана и казахстанских перевозчиков сняли все ограничения на полеты в Европейский союз (ЕС), сообщает пресс-служба министерства транспорта.

    « Согласно решению заседания комитета, принятому 27-ю государствами членами ЕС, учитывая значительный прогресс в обеспечении безопасности полетов, с Казахстана и казахстанских перевозчиков были сняты все ограничения на полеты в страны ЕС», - говорится в сообщении в пятницу.

    Как отмечается, в своем письме от 30 мая директор департамента по авиации генерального директората по мобильности и транспорту ЕК Филип Корнелис отмечает, что «Европейская комиссия приняла решение завершить усиленный мониторинг деятельности Казахстана».

    Данному заседанию комитета предшествовала большая работа, проводимая с 2009 года, а также успешно проведенная в феврале 2024 года экспертами ЕС техническая оценка функционирования системы обеспечения безопасности полетов авиационными властями Казахстана.

    «По информации Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и ЕК, Казахстан является успешным примером реформирования управления гражданской авиацией», - добавили в минтранспорта.

    1
    498
    0
  • 1
    05:05, 31 мамыр 2024

    Бережённое Бог бережет - до 80% увеличены субсидии аграриям, внедрившим влагосберегающие технологии

    Почему казахстанские фермеры неохотно пользуются восстановленной  ирригационной системойСразу на 30% увеличены субсидии для аграриев за внедрение влагосберегающих технологий. Таким образом, размер субсидий увеличился с имеющихся 50% до 80%. Это поможет покрывать затраты на приобретение современных систем орошения, а также на подведение всей необходимой инфраструктуры, сообщает ТК Министерства водных ресурсов и ирригации (МВРИ)

    Работу по увеличению субсидий МВРИ проводило совместно с Министерством сельского хозяйства.

    При этом 60% от общего объема накапливаемой в Казахстане воды используется для нужд сельского хозяйства.

    Министерство разработало и другие меры по стимулированию аграриев к экономии воды и ее эффективному использованию. В частности, новый Водный кодекс предусматривает меры государственной поддержки в виде субсидий и пониженных тарифов на воду в зависимости от внедрения водосберегающих технологий. Также предлагается расчет тарифов в зависимости от видов выращиваемых культур и потребляемых ими объемов воды. Кроме того, до 80% выросли субсидии на бурение скважин.

    «Увеличение размера субсидий – это большая поддержка аграриев со стороны государства и очень хорошая возможность для фермеров. Теперь государство будет возмещать до 80% затрат аграриев на покупку и установку водосберегающих систем.

    Наше министерство планирует активное внедрение водосберегающих технологий по всей стране. Для реализации поручений Главы государства, разработан поэтапный план до конца 2030 года, а каждому региону даны конкретные индикаторы по увеличению посевных площадей, на которых установлены водосберегающие системы. Таким образом, к концу 2030 года планируется экономить до 2,1 млрд кубометров воды в год путем охвата технологиями сбережения воды более 50% от общей площади поливных земель республики»,

    – сообщил министр водных ресурсов и ирригации Нуржан Нуржигитов.проводило совместно с Министерством сельского хозяйства.



    1
    395
    0
  • 0
    05:25, 30 мамыр 2024

    Тимур Турлов стал владельцем контрольного пакета аэропорта Караганды

    Верный выбор "Сары-Арки". Как правильная стратегия изменила аэропорт  Караганды - Булат УтемуратовТурлов стал акционером карагандинского аэропорта «Сары-Арка»: с мая 2024 года его Turlov Private Holding принадлежит 60% в материнской компании аэропорта — ТОО «Sky Service». Подробности сделки в компании разглашать не стали. Об этом сообщает казахстанская версия журнала Forbes.

    Издание полагает, что доля перешла к компании Турлова от бывшего гендиректора компании «Верный Капитал» Ерлана Оспанова. Он купил аэропорт в конце 2023 года и на 31 декабря владел основным пакетом (95%). После сделки, в результате которой компания Турлова получила 60%, у самого Оспанова осталось 35%. Кроме того, небольшой пакет — 5% — находится у нынешнего топ-менеджера «Верного Капитала» Айдана Аканова, который обзавелся им также в конце 2023-го.

    Тимур Турлов — российско-казахстанский предприниматель, основатель и мажоритарный акционер Freedom Holding Corp. Он входит в рейтинг 75 богатейших бизнесменов в 2024 году. Forbes Kazakhstan оценивает его состояние в $3,3 млрд.

    https://t.me/RadioAzattyq

    0
    311
    0
  • 2
    04:49, 29 мамыр 2024

    Риски девальвации в Казахстане: ждать или нет?

    Наращивание валютных активов пенсионными фондами является еще одним подтверждением того, что все сидят в ожидании девальвации, стараются обезопасить накопления казахстанцев - хотя бы часть денег путем покупки валюты в виде долларов и евро, считают некоторые эксперты.

    Другие же говорят, что никаких признаков девальвации нет. Ослабление валюты по отношению к доллару не ожидается – оно будет постепенно, потому что у нас инфляция выше, чем у соседей. Поэтому в теории тенге должно последовательно ослабляться, но резкого ослабления при этом эксперт не видит.

    "Торговый баланс вырос, хотя экспорт немного упал, но еще больше упал импорт. Реэкспорт уменьшился. Это хорошо с экономической точки зрения. В бюджете не все положительно, так как налогов недостаточно собирают - идет большой недобор налогов по корпоративному подоходному налогу и по НДС. Поэтому мы ожидаем, что будут больше использовать Нацфонд, больше трансфертов будет, не так как было запланировано", - отметил Мурат Темирханов.

    Подробнее читайте (https://inbusiness.kz/ru/news/riski-devalvacii-v-kazahstane-zhdat-ili-net) в материале Индиры Кусаиновой.

    2
    475
    0
  • 1
    08:11, 28 мамыр 2024

    29 млрд тенге планируется инвестировать в химическую промышленность Казахстана

    Значение химической промышленности | НВПХВ текущем году в химической промышленности планируется запустить 14 проектов с объемом инвестиций 29 млрд тенге. Об этом сообщил министр промышленности и строительства РК Канат Шарлапаев на заседании правительства РК.

    — Химическая промышленность (по итогам четырех месяцев текущего года) показала рост на 6%. До конца года рост будет обеспечен за счет выхода на проектную мощность завода по производству полипропилена «KPI» и расширения номенклатуры продукции «КазАзот», — сказал Канат Шарлапаев.

    В текущем году, по словам министра, в химической промышленности планируется запустить 14 проектов с объемом инвестиций 29 млрд тенге, в том числе ключевые — производство сульфата аммония «КазАзот» в Мангистауской области и жидкого азота «TenizEcoService» в Атырауской области.

    — Легкая промышленность увеличилась только на 0,3% из-за снижения производства текстильной и кожевенной продукции. В целях поддержки отрасли установлены приоритетные государственные закупки товаров легкой промышленности сроком на 2 года. Также в этом году ведется работа по использованию отечественного сырья в государственном оборонном заказе и закупках национальных компаний, — отметил министр.

    По данным ведомства, в текущем году планируется реализация 12 инвестиционных проектов в сфере легкой промышленности с созданием 720 рабочих мест и объемом инвестиций 23,4 млрд тенге. Среди них, в Актюбинской области «KazFeltec» по производству строительных материалов с переработкой шерсти и в Шымкенте заводы «Balabi Textile» по производству носков и «Nappa» по производству обуви.


    1
    243
    0
  • 2
    06:20, 28 мамыр 2024

    7 млн тонн асфальта планируют уложить на трассах Казахстана

    7 млн тонн асфальта намерены уложить в 2024 году на республиканских трассах Казахстана7 млн тонн асфальта планируется уложить на республиканской сети автодорог в 2024 году. В частности, в рамках реализации проекта реконструкции автомобильной дороги «Астана – Алматы» планируется уложить порядка 2,5 миллиона тонн асфальта, сообщает пресс-службу Министерства транспорта РК.

    - На текущий момент на дорогах республиканского значения уложили около одного миллиона тонн асфальтобетона. Например, по проекту реконструкции коридора «Центр – Юг», который соединяет Астану и Алматы, уложено 560 тысяч тонн асфальтобетона. По проекту «Актобе – Кандыагаш» использовано 125 тысяч тонн и других объектах, — сообщил председатель Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта РК Толеген Абдуллин.

    В этом году проектом реконструкцией дороги «Талдыкорган– Усть-Каменогорск» предусмотрено использование 638 тысяч тонн асфальтобетона. А для завершения реконструкции дороги «Атырау - Астрахань» планируется уложить около 500 тысяч тонн асфальтобетона.

    Напомним, что в текущем дорожно-строительном сезоне Министерством транспорта планируется охватить рекордные 12 тыс. километров автодорог. Так, продолжатся ремонт, строительство и реконструкция 5,3 тыс. км дорог республиканской сети, и 4,2 тыс. км дорог местного значения.

    Кроме того, Министерство транспорта реализует новую масштабную программу по среднему ремонту дорог с усилением конструкции. Так, в приоритете дороги, где ремонтные работы не проводились с момента их строительства. Это — 2,5 тыс. км дополнительных транспортных сообщений по всей республике.

    К примеру, средним ремонтом охватят автодорогу «Жезказган – Петропавловск», которая проходит через территорию 4 областей. В Актюбинской области специалисты отремонтируют дорогу «Кандыагаш-Эмба-Шалкар-Иргиз», а в Восточно-Казахстанской и области Абай автодорогу, которая соединяет Усть-Каменогорск и Семей.

    2
    240
    0